Фильм

Фильм Страна глухих

1998, Россия, Франция, IMDb: 7.5

7.1
7.5
© киностудия им. М. Горького
1/11

Мелодрама по мотивам повести Ренаты Литвиновой

Глухая танцовщица Яя влюбляется в Риту, которая любит игрока Алексея. Их знакомство завязывается, когда Алексей, задолжавший хозяину казино крупную сумму, вынужден скрываться, бросив Риту. Рита ищет деньги, чтобы выкупить Алексея, а Яя мечтает только об одном — уехать вместе с Ритой в сказочную Страну глухих.

СтранаРоссия, Франция
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 45 минут
Дата выхода6 апреля 1998
Дата выхода в России6 апреля 1998
Возрастное ограничение16+
Режиссер, продюсер, сценарист. Родился в семье известного советского кинематографиста Петра Тодоровского. Поступил на сценарный факультет ВГИКа (так как на режиссерское отделение экзамены провалил). Дебютировал с фильмом «Катафалк». Открыл зрителям Евгения Миронова в картине «Любовь» и Чулпан Хаматову с Диной Корзун в «Стране глухих». В нулевые поставил драму «Мой сводный брат Франкенштейн», триллер «Тиски» и мюзикл «Стиляги». Громким событием на телевидении стал его сериал «Оттепель» про кинематографистов-шестидесятников, после которого о Тодоровском заговорили как о чуть ли не единственном шоураннере на отечественном ТВ. Спустя почти десять лет вернулся в большое кино с драмой «Большой» про балет. Помимо режиссуры и продюсирования Тодоровский увлечен монтажом: так он перемонтировал сериал «Королева Марго», работал над «Женской собственностью» Дмитрия Месхиева.
9

Главный фильм Москвы 90-х, эпохи экстравертных чувственных эмоций, открытости и бездны. В фильме нежно прорезается Рената Литвинова - сценарий основан на её романе "Обладать и принадлежать" (во многом, незаслуженно порезанном).

Ранняя мягкая Чулпан-Риттта Хаматова пытается любить. Безумная и навсегда оставившая этой ролью свой след в кино Дина-ЯЯ Корзун пытается жить. На фоне этого города, тоже начинающего любить и жить. Закутывавшегося пока в недавнее прошлое улиц, серость и криминальность настоящего.

У фильма, несмотря на желание неслышать-остановить время, получилось услышать его, впитав как губка минуты жизни целой эпохи.

17 декабря 2008
9

Зыбкие отражения миллионов оконных зеркал разбились на осколки звёзд, но светлее от этого не стало над ночной спящей Москвой. Не спалось в это залитое белесым лунным светом время молодой девушке Рите, её мысли были слишком далеко, они тяготили её своей непритаенной безысходностью; выхода нет. Не явился сон и молодому человеку Риты, Алёше, чьё тело нещадно саднило от побоев, а синяки наливались чернотой плоти, до пьяну напиваясь ещё не высохшей, задеревеневшей кровью. И не было сна у танцовщицы с экзотическим именем Яя - эксцентричной, глухонемой, наивной и поразительно чистой, невзирая на всю окружающую её грязь безо всякой мудрости. Яя пребывала в сладостно-багряном блаженстве мечтаний о Стране глухих, куда она однажды все равно попадёт.
Если б знаменитый шведский режиссёр Ингмар Бергман был русским и жил в постперестроечной России конца девяностых годов прошлого века, то он определённо снял бы такое кино, как "Страна глухих" - один из самых интересных образцов кинематографа того смутного и беспутного времени, воспринимаемый ныне и как документ эпохи, её концентрированный слепок, и как абсолютно универсальный фильм об общечеловеческом дисконнекте, некоммуникабельности и непонимании. Причём поначалу в общем-то кажется, что фильм Валерия Тодоровского является пускай и нарочито эстетской, вычурной и эдак по-литвиновски манерной, лишенной даже намека на чрезмерную предсказуемую чернушность, зарисовкой из криминального междумирья, где правят бал Сатана, металл, деньги, блэкджек и шлюхи. Но определенная необычность главных героев - Риты, Алёши, но в особенности глухонемой Яя -, которые оказались в сущности заложниками нового времени, делает "Страну глухих" картиной не о новых хозяевах жизни, хотя ни режиссер, ни авторы сценария не скупятся на меткие характеристики дихотомичной русской каморры, но о людях как таковых, которые, оказавшись в бесконечном вихре искушений и борьбы за место под радужным солнцем лихих девяностых, не в силах преодолеть собственную чуждость и чужеродность к этой среде, переступить через себя, они слишком нездешние, неприспособленные, слишком объективно совестливые и терзаемые, герои вне того времени, со слишком очевидно саднящим нервом не то Достоевского, не то Куприна.

И главным олицетворением этой невовлеченности, странной иноприродности становится Яя. Она видит обретение всеобщего взаимопонимания, идеальной справедливости и бесконфликтности, умиротворяющей и созидающей гармонии в девербализации окружающего её мира — враждебного, склизкого, мерзкого. В том чтобы по Годару, распрощавшись навсегда с речью, очистившись от словесной шелухи (слова — яд, слова — ад, слова, слова, слова, слова… Их так много, чересчур душно от этой пелены болтовни!), вырвав язык и погрузившись в тотальный мир молчания, постичь истинную и неприкосновенную суть жизни, вещей, суть каждой мелочи, что делает нас нами, hoc est quod. Несуществующая Страна глухих, рай, обьятый пламенем тотального невосприятия слов, речи, безьязыкий мир где все хорошо и всем хорошо. Но так не бывает, так просто не может быть. Иллюзия мечты и иллюзия надежды.

Основным катализатором драматургического конфликта ленты становится война между двумя мафиозными кланами, глухонемых и слышащих, внутри которой нечаянно оказываются и Яя, и Рита, и Алёша. Доведя сюжет до тотальной метафоричности, Тодоровский крепкими и меткими режиссерскими мазками показывает что слышащие то по сути утратили возможность говорить, лишились и сами лишили себя права на диалог, тогда как глухонемые их и вовсе не способны понять. В сущности слышащие герои фильма, те, кто принадлежат к бандитскому микрокосму, немы, немы по своей воле, а сами глухонемые или излишне юродивы, блаженны, или слишком опасны. Общее в них лишь вера в право силы, но не вера в право на диалог, на разговор, на исповедь, в то, что предоставила Яя Рите, впустив в свой космос, сотканный из мириадов волнений, экспрессий, мечтаний.

Примечательно, что Валерий Тодоровский невольно зарифмовал темой бегства, по сути исхода в никуда, «Страну глухих» — фильм-притчу с «Интердевочкой» Петра Тодоровского — фильмом-прозой перестроечной еще, не менее смутной и мутной поры. Но если для Тани Зайцевой бегство из нашей тяжкой, нервической, постыдной, астенической жизни было конкретиризировано нордической Швецией, то Страна Глухих Яи — это кристальная, невозможная, наивная утопия, придуманная ей в качестве спасительного круга от того смрада, что её окружает, но не заражает. При этом образ Яи противопоставляется героиней Чулпан Хаматовой, Ритой, и обе девушки по сути начинают одинаково спасать себя, ища друг в друге понимание и, хоть это в картине и остаётся невысказанным, любовь. Рита преображается в отражение Яи, которая транслирует в нее свой эскапизм, а Яя по-настоящему, через призму рефлексии Риты, видит истинную цену своих мечтаний, понимает их несбыточность. Рита и Яя к финалу уже представляют единое целое, авторский монолит взгляда в том числе и на нормы поведения женщин в условиях дикого нового времени — и взгляд этот оптимистичен, предлагая раскованность, неприкрытую непохожесть, свободу как синоним крика любовных страданий и страданий более прозаических, приземленных. Обладать, принадлежать, не слышать, жить…

24 августа 2015
9

Страна глухих - это загадочное, чувственное и таинственное место для идиотов. Но к сожалению они не идиоты. У них просто есть изъян. Обычные люди, только глухие. Вы когда-нибудь задумывались над тем, что среди нас полно глухих? Глухих к сердцу другого человека, к его перепитиям в жизни. Из-за своей глухой подруги главная героиня становится проституткой, попадает в перестрелки и наконец теряет своего парня, не глухого. У меня есть настоящая подруга, но до такого она не доходила никогда.А враги всегда найдутся.

7 марта 2013
9

Утопия современного человека

Думаю, этот фильм видели многие наши соотечественники, поскольку его уже десятки раз крутили по ТВ и в кинотеатрах. Другой вопрос, скольких он тронул и осознал ли кто-то общую идею Тодоровского? Думаю, тут в процентном соотношении аудитория делится на равные части. Меня можно отнести к тем, кто не просто пришел в восторг, но и прочувствовал каждой клеточкой своего тела переживания главных героинь.

Актеры: Удивительно, но «Страна глухих» является одной из немногих кинолент, которая в первую очередь подкупает составом актеров. В частности отмечу Чулпан Хаматову (Рита) и Дину Корзун (Яя). Их героини получились абсолютно разными, но такими близкими зрителю. Яя – очень эксцентричная, яркая, красивая, рисковая и, увы, глухая, а Рита – милая, сдержанная и все переживания держит в себе. Как обычно, объединило девушек несчастье, приключившееся с Ритой – ее парень наломал дров с мафиози, в итоге девушке приходится прятаться у Яи. Последняя, кстати, работает для того, чтобы накопить денег и уехать в страну глухих. Наивная и ирреальная мечта, но так у девушки есть цель. Настолько точно и тонко Хаматова с Корзун передали своих героинь, что не ощущается экранного разделения.

Реализация: Тодоровский с большой ответственностью подошел к проекту, как впрочем, и всегда. Мне не понравилось, что он слишком упростил и ожесточил фильм, сделал слишком сухим и по максимуму убрал серые оттенки, оставив только хорошее или плохое. Зато с лихвой все это исправил операторской работой, обстановкой жилища Яи, диалогами, финальной сценой, подарив тем самым героиням желаемое счастье – не слышать клокот со стороны, окунуться в идеальный мир, где люди добрые.

19 декабря 2012
7

Фильм понравился. Немного долго, но вообщем ничего. В отдельные моменты был возмущён слабовольностью характеров персонажей. Вся развязка фильма происходит в самом конце картины.
Посмотрел фильм по рекомендации АФИШИ , но никаких сходств с фильмом "Груз 200" не нашёл.

31 октября 2008
Все отзывы
Читайте также
120 главных российских фильмов
120
главных российских фильмов
120 главных российских фильмов
10 лучших романтических аниме
10
лучших романтических аниме
10 лучших романтических аниме
Лучшие российские комедии
Лучшие российские комедии
Лучшие российские комедии
10 возвышенных хорроров, опередивших свое время
10
возвышенных хорроров, опередивших свое время
10 возвышенных хорроров, опередивших свое время
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость