Второй фильм Годара, появившийся на экранах кинотеатров Франции после картины «На последнем дыхании». Формально, конечно, вторым фильмом Годара следует считать фильм «Маленький солдат», но тот был запрещен к показу во Франции вплоть до 1963 года. «Женщина есть женщина», впрочем, не похож на оба первых фильма. Во-первых – он цветной, а во-вторых – категорически несерьезный. Стриптизерша Анжела (Анна Карина) приходит к своему другу Эмилю (Жан-Клод Бриали) и объясняет, что она хочет ребенка. Эмиль же ребенка как раз не хочет, чего нельзя сказать о его друге Альфреде Любиче (Жан-Поль Бельмондо), который к тому же рассказывает, что Эмиль ее и вовсе не любит и даже изменяет ей. Анжела в раздумьях – как жить дальше. И вовсе не факт, что она примет какое-то «верное» решение. Ведь женщина – всегда женщина, правда?
Достаточно неожиданный даже для Годара фильм, в котором он захотел отдать должное голливудским мюзиклам, но сделал это, понятное дело, совсем нестандартным способом – отказавшись от музыки в каноническом ее использовании, включая мелодию из саундтрека, написанного Мишелем Леграном, и резко обрывая ее в каком-нибудь нелогичном месте, а иногда и вовсе выключая все звуки, кроме диалога. Так со звуковым оформлением картины никто еще не экспериментировал. То есть понятно, что стилистически на самом деле фильм не имеет к мюзиклу никакого отношения. Но на этом постановочные трюки Годара в этом фильме не останавливаются.
Он снимает одну и ту же целующуюся парочку в проеме на улице в самых разных местах. Использует фотографию в качестве второго объекта в диалоге, а после вставляет ее в фильм, тем самым подчеркивая моменты, когда Анжела ревнует и иллюстрирует тот факт, что фотография не идет у нее из головы. Вновь в ход идут документальные съемки прямо с улицы – привычный прием для представителей «новой волны». Актеры вовсю обращаются к зрителю прямо в камеру. Нарушаются все правила привычного кинематографа. Карина может сменить одежду внутри одной и той же сцены, ведет разговор при помощи книжных обложек, бросает зрителя наедине с песней. Все это очень смело, свежо и, что важней всего – уместно.
И, как всегда, фильм изобилует кинематографическими цитатами. Мало того, что одного из героев зовут как знаменитого режиссера, так он еще и встречает Жанну Моро и спрашивает у нее «Как там ‘Жюль и Джим’», а в другой сцене он и вовсе лучезарно улыбается в камеру, явно отсылая к фильму «На последнем дыхании».
Однако о фильме гораздо приятнее разговаривать и вычленять находки Годара, красоту Анны Карины, игру в постмодернизм, чем смотреть и наслаждаться. Так или иначе, у Годара есть совершенно другие фильмы, достойные большего внимания.
Фильм отличается от всех других фильмов Годара, которые я видел, но при этом очень на них похож. После просмотра первых минут десяти, подумал, что возможно это лучшее, что я у него видел, потом мнение немного изменил. Но это не важно, потому что фильм, нарочито комедийный, неплохой, и смотреть его стоит. Анна Карина прекрасна, ради одной только ее улыбки в самом конце фильма, пожалуй, стоит досмотреть его до конца.