- Москва
- Санкт-Петербург
- Абакан
- Азов
- Альметьевск
- Анапа
- Ангарск
- Арзамас
- Армавир
- Артем
- Архангельск
- Астрахань
- Ачинск
- Балаково
- Балашиха
- Балашов
- Барнаул
- Батайск
- Белгород
- Белорецк
- Белореченск
- Бердск
- Березники
- Бийск
- Благовещенск
- Братск
- Брянск
- Бугульма
- Бугуруслан
- Бузулук
- Великий Новгород
- Верхняя Пышма
- Видное
- Владивосток
- Владикавказ
- Владимир
- Волгоград
- Волгодонск
- Волжский
- Вологда
- Вольск
- Воронеж
- Воскресенск
- Всеволожск
- Выборг
- Гатчина
- Геленджик
- Горно-Алтайск
- Грозный
- Губкин
- Гудермес
- Дербент
- Дзержинск
- Димитровград
- Дмитров
- Долгопрудный
- Домодедово
- Дубна
- Евпатория
- Екатеринбург
- Елец
- Ессентуки
- Железногорск
- Жуковский
- Зарайск
- Заречный
- Звенигород
- Зеленогорск
- Зеленоград
- Златоуст
- Иваново
- Ивантеевка
- Ижевск
- Иркутск
- Искитим
- Истра
- Йошкар-Ола
- Казань
- Калининград
- Калуга
- Каменск-Уральский
- Камышин
- Каспийск
- Кемерово
- Кингисепп
- Кириши
- Киров
- Кисловодск
- Клин
- Клинцы
- Ковров
- Коломна
- Колпино
- Комсомольск-на-Амуре
- Копейск
- Королев
- Коряжма
- Кострома
- Красногорск
- Краснодар
- Краснознаменск
- Красноярск
- Кронштадт
- Кстово
- Кубинка
- Кузнецк
- Курган
- Курск
- Лесной
- Лесной Городок
- Липецк
- Лобня
- Лодейное Поле
- Ломоносов
- Луховицы
- Лысьва
- Лыткарино
- Люберцы
- Магадан
- Магнитогорск
- Майкоп
- Махачкала
- Миасс
- Можайск
- Московский
- Мурманск
- Муром
- Мытищи
- Набережные Челны
- Назрань
- Нальчик
- Наро-Фоминск
- Находка
- Невинномысск
- Нефтекамск
- Нефтеюганск
- Нижневартовск
- Нижнекамск
- Нижний Новгород
- Нижний Тагил
- Новоалтайск
- Новокузнецк
- Новокуйбышевск
- Новомосковск
- Новороссийск
- Новосибирск
- Новоуральск
- Новочебоксарск
- Новошахтинск
- Новый Уренгой
- Ногинск
- Норильск
- Ноябрьск
- Нягань
- Обнинск
- Одинцово
- Озерск
- Озеры
- Октябрьский
- Омск
- Орел
- Оренбург
- Орехово-Зуево
- Орск
- Павлово
- Павловский Посад
- Пенза
- Первоуральск
- Пермь
- Петергоф
- Петрозаводск
- Петропавловск-Камчатский
- Подольск
- Прокопьевск
- Псков
- Пушкин
- Пушкино
- Пятигорск
- Раменское
- Ревда
- Реутов
- Ростов-на-Дону
- Рубцовск
- Руза
- Рыбинск
- Рязань
- Салават
- Салехард
- Самара
- Саранск
- Саратов
- Саров
- Севастополь
- Северодвинск
- Североморск
- Северск
- Сергиев Посад
- Серпухов
- Сестрорецк
- Симферополь
- Смоленск
- Сокол
- Солнечногорск
- Сосновый Бор
- Сочи
- Спасск-Дальний
- Ставрополь
- Старый Оскол
- Стерлитамак
- Ступино
- Сургут
- Сызрань
- Сыктывкар
- Таганрог
- Тамбов
- Тверь
- Тихвин
- Тольятти
- Томск
- Туапсе
- Тула
- Тюмень
- Улан-Удэ
- Ульяновск
- Уссурийск
- Усть-Илимск
- Уфа
- Феодосия
- Фрязино
- Хабаровск
- Ханты-Мансийск
- Химки
- Чебоксары
- Челябинск
- Череповец
- Черкесск
- Чехов
- Чита
- Шахты
- Щелково
- Электросталь
- Элиста
- Энгельс
- Южно-Сахалинск
- Якутск
- Ялта
- Ярославль
Первая часть знаменитой трилогии сестер Вачовски: хакер Нео узнает, насколько глубока эта кроличья нора
Человечество спит в изолированных капсулах и служит чем-то вроде батареек для питания машин, захвативших власть на Земле. Наш ХХ век — это виртуальная реальность, по которой гуляют сознания нас же, только спящих. Вкус еды, цвета, чувства и проблемы — выдумка в компьютерной игре, чтобы людям-батарейкам интереснее спалось. Герой Кеану Ривза, продвинутый хакер, оказывается Избранным, чье призвание — всех разбудить. Выжившие в объективной реальности люди-партизаны освобождают его тело из кокона и серией тренировок расширяют границы сознания: поскольку ничего на самом деле нет, возможности в матричном мире безграничны. Достаточно самовнушения, чтобы прыгнуть на 100 метров, взлететь в небеса или взглядом погнуть ложку. Или воскреснуть.
Рецензия «Афиши» на фильм

Дело в следующем: жизнь есть сон. Человечество спит в изолированных капсулах и служит чем-то вроде батареек для питания машин, захвативших власть на Земле. Наш ХХ век — это виртуальная реальность, по которой гуляют сознания нас же, только спящих. Вкус еды, цвета, чувства и проблемы — выдумка в компьютерной игре, чтобы людям-батарейкам интереснее спалось. Герой Кеану Ривза, продвинутый хакер, оказывается Избранным, чье призвание — всех разбудить. Выжившие в объективной реальности люди-партизаны освобождают его тело из кокона и серией тренировок расширяют границы сознания: поскольку ничего на самом деле нет, возможности в матричном мире безграничны. Достаточно самовнушения, чтобы прыгнуть на 100 метров, взлететь в небеса или взглядом погнуть ложку. Или воскреснуть. Простите за нагромождение банальностей, но только ими можно описать сюжет этого фильма. «Матрица» — синтез общих мест и универсальных понятий. Как все произведения такого рода — подобно Библии или книжкам Ричарда Баха, — она обречена на публичный успех. Хороша первая часть фильма, когда Ривз, еще обычный клерк конца ХХ века, начинает получать странные телефонные звонки, видеть «людей в черном», а из примет времени — типа татуировки на девичьем плече — получать некий код. Выстраивается параноидальная теория заговора. Напряжение подстегивают красиво поставленные сцены действия. Фанатам «Матрицы» детективный пролог должен служить отличным разогревом. Поклонникам же острых сюжетов, которым начало обещает боевик с непредсказуемой интригой, придется разочароваться. Статичная история о воспитании мессии с откровениями из арсенала телевизионных проповедников бесконечно далека от представлений о занимательности. По крайней мере, в понимании людей, которым противно думать, что вкус спелых яблок, запах «Опиума» Ива Сен-Лорана и голубые небеса над Мартиникой — всего лишь обман зрения.
Лучшие отзывы о фильме «Матрица»

Лучшая часть трилогии и самая интересная! Столько удивительных мыслей таит в себе этот фильм, столько человеческих трагедий и социальных проблем!
Очень понравилась актёрская игра да и состав в целом! Особенно воодушевил Лоуренс Фишборн - да за таким красноречием и харизмой и я бы последовал! Очень крутой персонаж.
А кино стоящее. На 5 баллов.

Мой мир настоящий?
Фильм, который изменил мое мировоззрение. Следила за развитием событий всей трилогии и досконально изучала факты, которые связаны со съемочным процессом, сценарием, задумками, актерами и т.д. Еще будучи подростком, стала фанатеть от этой работы братьев Вачовски. В некоторые моменты даже реально засомневалась, живу ли я по-настоящему. Конечно же, все подобные мысли являлись следствием моей впечатлительности и бурной юношеской фантазии, но те ощущения в памяти по сей день.
Человеческая «братва»
Сюжет «Матрицы» наполнен множеством интересных моментов, которые смотришь с удовольствием и без скуки. Даже после второго и третьего риплея картина не наскучивает, хоть ты и выучила ее почти наизусть. Думаю, Вачовски дали второй шанс кибер-направлению в кинематографе, который до этого не пользовался особой популярностью у зрителей. Они закрутили сюжетную линию таким образом, что каждый новый виток затягивает все глубже и глубже, как зыбучий песок. Причем свою планку с каждым новым эпизодом трилогии они только повышали. Могу с уверенностью сказать, что это удавалось немногим. Обычно продолжение такой успешной картины провально априори. К тому же здесь братья-режиссеры собрали все самое лучшее от антиутопических идей, собрали воедино один образ и удачно воплотили его на экране.
Три товарища
Исполнители главных ролей на экране настолько сплотнены и гармоничны, что лучшего трио придумать нельзя было. На роль Нео рассматривалось много кандидатур. Среди них был даже мой любимчик Депп, но, увы, лично мне сложно представить его в роли хакера-бунтаря. Киану Ривз по своему типажу больше подходит, он здесь не воспринимается как Кевин Ломакс или Джонни Мнемоник. В случае с Деппом, скорее всего, сравнения бы присутствовали. То же самое можно сказать и о Жане Рено, который отказался от роли Морфея и уступил ее Лоуренсу Фишборну. Первый ассоциировался у зрителей с героем ленты «Леон».

Случайно пересмотрел. Ну да, сейчас все эти чёрные плащи до пят, латекс в обтяжку, ботинки на толстой подошве смотрятся несколько гомосечно. Ну да, все эти спецэффекты типа буллет тайм спародированы и тиражированы всюду много раз. Ну да, неофитская восторженность от смеси буддизма и христианства выглядела бы уже неприличной. Всё верно.
Но не даёт покоя мысль, что именно сейчас этот фильм становится более чем актуальным. Т.е. к тому самому моменту, когда набил оскомину и стал почти банальным. Да, именно сейчас, когда проходят демонстрации в Нью-Йорке, Лондоне и других городах против одной из разновидностей Матрицы- финансовой.
Впрочем, только ли финансовой? И этот вопрос не даёт права согласиться с критиками фильма, прощает латекс, плащи, гонконгские штучки.
Только ли финансовая Матрица, особенно у нас, впрочем, не только у нас? Ведь что такое Матрица- прежде всего имитация. Но сейчас имитируется всё: культурная жизнь, социальная, политическая. Имитация выборов на всех уровнях, имитация партий и дискуссий, причём уже почти никого не удивляет, до апатии. Имитация культурной жизни, причём дело не в зомбоящике, не во всех этих бесчисленных шоу и сериалах; не в бесчисленных сиквелах и приквелах, рождающих ощущение, что сюжеты закончились; а в том, что есть чёткое ощущение, что абсолютно всё стало товаром, что есть уже не зрители и читатели с одной стороны и авторы- с другой, а консьюмерсы и торгаши, и нет плохих произведений, а есть плохой маркетинг и плохая реклама.
И хорошо бы эта схема, Матрица прдолжала работать, "рождала ощущение хорошо прожаренного стейка". Ведь уже не рождает и не работает. Пока работала можно было терпеть, что нашу тандемократию, всю эту болтовню про модернизацию; что Берлускони с его телевидением для домохозяек и вечеринками бунга-бунга; что Саркози с его странными арабскими бунтами, которые прекратились как только привели его к власти, этими фразами Каддафи про платёжки, ставшими ему приговором; что эти странные войны в Афганистане и Ираке- всё это можно было терпеть, покупая второй холодильник, вторую машину, айфон, айпад и т.д - имитация, ну и хрен с ней. Действительно, зачем и нужно ли смотреть на свет, если он к тому же режет глаза, хватит и отражения, тени. Миф о платоновской пещере более чем актуален.
Те, кто тешил себя иллюзией, что типа я не смотрю тв и не читаю газет, а получаю всё из сети, могут уже "успокоиться"- Матрица проникла и туда, и одним из показателей этого является информация, что объём рекламы в сети превысил по деньгам объём в печати. И когда вы читаете чей то блог, вы не можете быть уверены, что это не служебное место чиновника, менеджера, спецслужбиста. Пора переходить к свиткам и глиняным табличкам...
Так что, давайте умерим критический пыл и оглянемся вокруг: есть что-нибудь кроме Матрицы?

Пророчество
Аналогия
Пересказывать сюжет "Матрицы" наверное смысла нет, хотя наверное уже появилось множество людей, которые "Матрицу" не смотрели как слишком старый фильм, но изложение этого сюжета можно легко найти в сети. Начну с параллели с другим фильмом.
Фильм Ридли Скотта "Бегущий по лезвию", 1982 года, поначалу провалился в прокате, но потом стал классикой. Оказал влияние на множество авторов. Чёрно-огненная палитра фильма стала палитрой едва ли не всех фильмов Дэвида Финчера, можно предположить влияние "Бегущего по лезвию" в "Пятом элементе" Бессона, и большинстве появившихся после него фантастических фильмах. Это влияние в первую очередь эстетическое. Хотя, если вспомнить сюжет этого фильма, то он построен вокруг оказавшихся среди людей искусственных организмов, которые от людей практически неотличимы и, что ещё важнее - этически неотличимы. Эти искусственные организмы там могут иметь искусственные воспоминания, встроенные в их мозг программистами. Они уверены в своей нормальности, в своей человеческой природе (по крайней мере Рэйчел). Короче говоря, в центре фильма оказывается проблема ложности всех представлений, "всё не то что кажется".
Таким образом, "Матрица" идейно связана с предшествующим ей киноискусством. Сам сюжет "Матрицы" прочно связан с литературой, наиболее явные связи с произведениями Лема ("Футурологический конгресс"). Чёрно-зелёная гамма "Матрицы" стала такой же меткой развития фантастики, как и чёрно-огненная гамма ""бегущего по лезвию".
Недоделки
Мир "Матрицы" контролируется искуственным интеллектом, который подчинил себе людей и использует их как "батарейки". Это самый слабый элемент сценария. Чувствуется, что тогда ещё братья Вачовски так и не смогли придумать — зачем вообще люди нужны машине? На этот вопрос никакого удовлетворительного ответа не существует — низачем они не нужны. Насколько известно "Скайнет" во вселенной "Терминатора" приходит именно к такому выводу — люди бесполезны, более того — вредны.
Характеры главных героев даны "широкими мазками". Какого-то особенно глубокого и тонкого психологизма у персонажей Вачовски не замечено. Скажу субъективную вещь — за Нео, Морфеусом и Тринити не ощущается прошедшей жизни, которая так хорошо ощущается например в персонажах Куросавы, в "Семи самураях". Они в общем, рискну сказать - довольно плоские. Но это фильму как-то не мешает, фильм про другое. Наверное дело в том, что фильм не об отдельном человеке, но о перспективах развития человеческой цивилизации. И о таком пути развития этой цивилизации, при котором места для отдельного человека почти не остаётся. Этот путь развития очень детально описан в романе Александра Зиновьева «Глобальный человейник» в 1997 году, заметим, кстати, — всего за два года до выхода на экраны "Матрицы", впрочем, насколько можно видеть, издан он был только в 2006 году.
А король-то голый
В своё время Чарльз Дарвин высказал идею о происхождении видов путём естественного отбора. Его идея сводилась к фразе - The fittest survive. К этой идее до него очень близко подходило множество исследователей и мыслителей, такое впечатление, что она была множеству людей давно очевидна. Но он первым "всё прямо так и сказал". Точно также в сказке про голого короля, мальчик громко, прямо и недвусмысленно высказывает то, что очевидно всем окружающим, которые при этом помалкивали.
Представляется, что, тогда ещё братья, — Вачовски высказали то, что предчувствуют почти все. Всё развитие техники, начиная с первого камня и палки, происходит от нежелания людей чем-либо заниматься. На самом деле, лежать в тёплой ванне, это и есть сокровенная мечта человечества, которой оно стремится всю свою историю. В мире "Матрицы" не может быть пробок. И каждый в таком мире может попасть туда, куда ему надо, не беспокоясь о том, что машина не заведётся на морозе. Мир "без правил, в котором можно всё", это не "реальный", "оффлайновый" мир, в который Нео и его друзья хотят вернуть человечество, а как раз тот искусственный мир, который выбирает для себя предатель Сайфер.
Нравится, не нравится, — спи моя красавица
В "Матрице" довольно явны евангельские мотивы. Возможно, авторы отдавали себе отчёт в том, что высказывают пророчество, что всё уже к этому и идёт, хотя наверняка это сказать нельзя, возможно их просто захватил сюжет.
Большинству моих знакомых не нравится мысль о том, что их когда-нибудь напрямую подключат к сети интернет, и виртуальный мир вторгнется в их восприятие уже не через посредников - дисплеи и колонки, а непосредственно. Это многих пугает, в этом видится утрата человеком своей самости. Однако овеществление этой идеи уже происходит. Предвестников этого с каждым днём всё больше. Всевозможные очки дополненной реальности, возможно, самые узнаваемые из таких предшественников. Было бы странно, если бы Виктор Пелевин не подхватил идею "Матрицы" и не развил её в "Любви к трём Цукербринам".
Если конечно русские или корейцы не устроят ядерную войну, если у нас не наступит всемирный халифат, то так или иначе, люди подключаться к всемирному виртуальному пространству, но вполне осознанно и добровольно. И оно будет той самой дополненной реальностью, которая не заслоняет а только контрастирует обычную. И в этом чудесном новом мире к фильму Вачовски будут относится с почтительным уважением, как к сбывшемуся предсказанию и важному предостережению от злоупотреблений полезным, в сущности, медикаментом.