«Синие носы» не впервые делают инструкции о том, как создавать прекрасное. Иллюстрации к тезисам о том, какое искусство хорошо продается, плюс искусство для студентов, пенсионеров и поклонников нанотехнологий.
Фотография, Инсталляция, Новые медиа |
«Синие носы» — они же Вячеслав Мизин и Александр Шабуров — не впервые демонстрируют, как делать искусство в домашних условиях. В 2000 году они показывали супрематизм, изготовленный из колбасных обрезков, в 2005-м — видео, сделанное на коленке, сейчас, когда стоимость произведения стала единственным критерием его качества, своим примером учат, как легко и непринужденно делать искусство продаваемым.
В сущности, работы «Носов» — такие веселые картинки к вполне себе серьезным тезисам об искусстве вообще. Иллюстрируемый источник — умная и хорошо структурированная искусствоведческая работа Мизина и Шабурова, без всяких шуток: выставку откроет несложная диаграмма, отражающая сюжетообразующие процессы в искусстве последних лет, начиная с обособления галерей как самостоятельных бизнес-единиц до процесса «отречения от лица» и появления художников-брендов. Продаваемое современное искусство в России, по теории «Синих носов», должно быть серьезным и пафосным, ссылаться на классику или на русский авангард, иметь какое-то отношение к советской культуре вообще, а сам художник должен быть таким, чтобы покупатели его понимали. Тезисы иллюстрируются картинками со Сталиным, поднимающим два пальца вверх, и голыми блондинками в кокошниках: действительно, присутствуют и пафос, и русская культура, и само по себе все вполне понятно. Вторая часть выставки, как заключение хорошего пошагового руководства, рекомендует заполнить существующие в российском массовом искусстве пробелы — там у нас почему-то одни топ-менеджеры и топ-модели, а не студенты, не пенсионеры и не пролетариат, как было когда-то: небольшое видео призывает студенток не ходить в суши-бары, а целовать рабочих, а молодым ученым предлагается наноконцептуализм — особо мелкое наноискусство следует разглядывать в микроскоп.
Сплав вполне серьезной теории и несерьезных примеров, по словам Шабурова, создан для вовлечения людей в дискуссию о современном искусстве. Но судя по всему, безудержно издевательская визуальная часть служит еще тому, чтобы подбодрить нацию: доказать, что, в общем, искусство — это легко и весело, только раньше нам показали, как его создавать, а теперь учат еще и качественно впаривать.