На ретроспективе одной из «амазонок русского авангарда» Ольги Розановой в Мраморном дворце собрали работы художницы со всей России. Это около 50 картин и более 100 графических произведений: от первых, еще робких, этюдов до поражающих органической слитностью цветовых отношений абстракций, от натурных зарисовок до футуристической графики. В предисловии к посмертной выставке современник Иван Клюн писал о Розановой, что она «...всю свою жизнь была в самых первых рядах борцов за новые идеи в искусстве». С тех пор прошло более ста лет: авангард больше не прячут в запасники, а художников записали в классики. И реакция зрителей наверняка не будет столь эмоциональной, как на последних ее монографических выставках в начале 1990-х. Но абстракция есть абстракция — в очередной раз попробовать понять ее в столь мастерском исполнении и предлагают кураторы.
Один из главных эрмитажных проектов года. В Николаевском зале Зимнего дворца посетителей перенесут во время расцвета искусства Фландрии, а именно эпоху барокко — с ее экзотическими редкостями, гирляндами из цветов и охотничьими трофеями. Экспозиция объединит 70 картин фламандских мастеров натюрморта и анималистической живописи — 15 работ привезли из столичного Пушкинского, а еще специально к выставке отреставрировали несколько панно. В центре проекта — живопись Франса Снейдерса, в творчестве которого камерный жанр натюрморта обрел подлинную монументальность. В анималистических картинах и натюрмортах с ломящимися столами можно не только проследить традиции Рубенса, с которым Снейдерс сотрудничал, но и увидеть, как повлияло на творчество путешествие художника в Италию в 1608–1609 годах.
Со времен первой выставки пермской группы «Куб» в музее «Эрарта» в 2021 году она превратилась в дуэт скульптора Юрия Шикина и графика Егора Субботина. Новый их проект вдохновлен Русским Севером — художники исследуют местный культурный код, где мифы и легенды вплетаются в быт и повседневность. А именно размышляют о нелегком труде «отшельников» — смотрителей маяков, полярников и комендантов биостанций. Подчеркивая, насколько хрупка жизнь среди суровой природы и какая мощная сила духа эту жизнь поддерживает, авторы преображают унылую северную природу в фантастический мир из танцующих зверей, демонических существ и духов стихий, больше напоминающий граффити на улицах мегаполисов.
Выставка небольшая, но зато какое событие. 15 апреля 2024 года исполнилось 150 лет со дня открытия легендарной выставки «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Хотя она вышла в историю как Первая выставка импрессионистов и после нее родилось название этого направления, из больше 200 представленных тогда картин лишь немногие можно отнести к подлинной импрессионистической живописи, а две трети ее участников сейчас полностью забыты. Однако показанные там картины Эдгара Дега, Клода Моне, Камиля Писсарро, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Поля Сезанна, безусловно, стали шедеврами. На территории России находятся всего две картины, участвовавшие в этой выставке, — к круглой дате их объединят в Главном штабе. Это «Городской парк в Понтуазе» Камиля Писсарро из эрмитажного собрания и «Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне, которую специально привезли из Пушкинского музея. Последняя, кстати, играла особую роль, ведь написана она была из фотоателье Надара, где проходила выставка. Эдгар Дега даже предлагал назвать объединение La Capucine, но, как мы знаем, товарищи идею не поддержали.
В Михайловском замке открылась выставка к 325-летию со дня рождения Ивана Вишнякова — одного из знаковых российских художников XVIII века, который знаменит как мастер светского портрета в стиле рококо, а также иконописец, монументалист, реставратор и педагог. Он руководил живописными работами в Петербурге, Москве и в загородных резиденциях двора — например, участвовал в оформлении Зимнего, Летнего и многих других царских дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов. К сожалению, сохранилось немногое, однако на выставке собрали одиннадцать портретов из Русского музея, Третьяковки, Музея Тропинина и региональных собраний. А еще семнадцать реставрированных образов из иконостаса Троицкой соборной церкви, написанного им в 1755 году, — уникального примера монументальной живописи XVIII века, который дошел до наших дней.
14 мая художественному руководителю МДТ Льву Додину исполнилось 80 лет, а осенью столько же стукнет самому театру. В честь юбилеев в Шереметьевском дворце открывается большая ретроспектива с тематическими залами: «Человек и страна», «Человек и мир», «Человек-человек», «Человек и Бог». В них представят фрагменты декораций, реквизит, редкие фотографии, записи репетиций и спектаклей. А также расскажут о его учениках и курсах, экспедициях в Верколу, на Азовское море и Дон.
С петровского времени Большая оранжерея служила местом для сохранения редких растений. А сегодня территорию в 600 кв. м трансформировали в иммерсивное пространство для погружения зрителя в атмосферу смены сезонов, когда после долгих холодов пробуждается все живое. Подобные мгновения природы запечатляет и ювелир Ильгиз Фазулзянов в своих миниатюрных предметах, соединяя модерн, мотивы ар-деко и традиции поволжских татар. Всего в выставочном пространстве представлено больше 100 работ двукратного обладателя Гран-при международного конкурса International Jewellery Design Excellence Awards.
В KGallery проходит выставка работ яркого представителя петербургского художественного андеграунда 1990-2000-х Гавриила Лубнина. В работах он соединяет графику, поэзию и дизайн — наивные чернильные рисунки на тонких крафтовых листах с остроумной, часто парадоксальной рифмованной подписью напоминают лубок, комикс или граффити. Благодаря интернету они получили широкую популярность и стали модным городским фольклором, однако жизнь художника прошла в стороне от институций и громких проектов, поэтому в мае-июне этого года на трех площадках — в KGallery, галерее «Борей» и в Шереметевском саду — решили провести целый фестиваль в его честь.