Масштабная выставка-блокбастер о разностороннем творчестве художественной династии Васнецовых. На ней покажут более 200 картин, рисунков и театральных эскизов из собрания галереи, а также 14 российских музеев и 6 частных коллекций. В экспозицию войдут лучшие произведения Виктора Васнецова и его младшего брата Аполлинария, которые впервые в русском искусстве начали живописно реконструировать архитектуру и быт Древней Руси, обратившись к новейшим археологическим открытиям своего времени. Третий участник — основатель сурового стиля Андрей Васнецов, знаковая фигура культурной жизни страны второй половины ХХ века. Хотя творчество каждого из них строго индивидуально и не имеет стилистического родства, этих художников, помимо фамилии, объединяло стремление к универсализму и синтезу искусств.
В этом международном проекте (приглашенные кураторы — Франческо Бонами и Зельфира Трегулова) ключевые произведения Казимира Малевича, Эрика Булатова, Фрэнсиса Бэкона, Ильи и Эмилии Кабаковых, Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Герхарда Рихтера, Александра Родченко, Энди Уорхола вступят в диалог не только друг с другом, но и с самим пространством Дома культуры. Прогуливаясь по двенадцати разделам выставки, посетители увидят, как цвет и свет, форма и конструкция, образы города и человека в искусстве прошлого и настоящего трансформировались — прямо или косвенно — под влиянием одного небольшого черного квадрата на белом фоне, а искусство из четырехугольника на стене преобразилось в затягивающее зрителя пространство инсталляции.
Кураторский проект от директора музея Юлии Петровой и искусствоведа Ольги Юркиной. На этот раз нетривиальной призмой для взгляда на русское искусство начала XX века стал культовый журнал того времени «Столицы и усадьбы». Транслируя вкусы и ценности элиты начала XX века, этот, можно сказать, первый отечественный глянец выходил в 1913–1917 годы. Среди главных сюжетов — балы и загородные имения, политики, предприниматели и спортсмены, утонченные дебютантки, их статусные поклонники и породистые домашние любимцы. Вместе с ними на страницах уживались рецензии на художественные выставки и репродукции картин современных художников — их же нередко помещали на обложку «журнала красивой жизни». В экспозиции представят эти полотна и расскажут, как, например, модернистский портрет Анны Ахматовой кисти Альтмана, изысканный «Пьеро» Льва Бакста и обнаженная натура Виктора Штемберга под говорящим названием «Роковая» формировали стиль жизни читателей.
Выставка изучает фактор близости между людьми и подталкивает художника и зрителя к диалогу без масок о том, чего мы боимся и как это преодолеть. На выставке собраны работы двадцати восьми художников — каждый осмысляет свой персональный страх. Экспозиция разделена на два пространства: если в Цехе Красного художники только визуализируют страхи, то в Цехе Белого еще и пытаются их преодолеть. Например, Михаил Рубанков обращается к своим детским и подростковым страхам, когда ему казалось, что в квартире кто-то есть, а Катика раскрывает боязнь неизвестного в работе «Нейросвязи», связанной ею вручную по экскизу нейросети. Саян Байгалиев, используя связь с традиционными ритуалами, делится своим родовым страхом, Диана Капизова преодолевает неловкость, напевая песни в караоке. Кроме того, Анна Комарова воссоздает лес, в котором посетитель может спрятаться от тревог окружающего мира — или наоборот остаться наедине со своими страхами. С 1 июня начинается публичная программа выставки: раз в две недели эксперты будут обсуждать с приглашенными гостями, как тема страха проявляется в философии, кино, литературе.
Директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева открывает свой первый кураторский проект. Это будет разговор о милом сердцу каждого искусствоведа вечном городе, что вдохновлял художников во все эпохи, причем, видели они его часто по-разному. Как специалист по раннему итальянскому барокко Лихачева Рим хорошо знает. Также сокуратором проекта выступил Максим Атаянц — архитектор, график и историк античной архитектуры. Вместе они проследят, как менялся архитектурный ландшафт города и смещались акцентов в его изображении — в живописи и графике.
На трех этажах фонда куратор Нина Гомиашвили собрала текстильные работы 39 художников — все они реабилитируют техники и методы, долгое время считавшиеся ремесленными и «женскими». Само слово «текстиль» ассоциируется как с текстурой, так и с текстом. Используя повествовательную силу ткани художники рассуждают на общечеловеческие темы страхов, желаний, надежд, идеи мимикрии и поиска корней. Выставка, в первую очередь, основана на работах из коллекции Фонда Ruarts, но также на ней представлены произведения молодых художников, некоторые из которых созданы специально. Среди участников — Ирина Корина, AES+F, Тимур Новиков, Хаим Сокол, Алиса Горшенина, Катя Исаева, Людмила Баронина, Катика, Родион Китаев, Полина Коваль, Андрей Крисанов, Устина Яковлева и многие другие.
В галерее ГУМ-RED-LINE открылась ретроспектива работ нонконформиста Александра Юликова. В начале экспозиции — «Автопортрет» 1958 года, созданный автором еще в годы учебы в МСХШ, а завершает ее серия «Головы», над которой мастер работает уже более 65 лет. Хотя художник больше известен абстракцией, выставка демонстрирует, что параллельно он всегда занимался фигуративной живописью, — многие полотна представлены впервые. Картины, офорты, шелкографию и рисунки можно разделить на несколько тем: «Ню», «Головы», «Урбанистические мотивы» и «Библейские сюжеты».
В ЦВК «Béton» открывается персональная выставку китайского художника Алмонда Чу, работы которого находятся в ГМИИ им. Пушкина, в Музее наследия Гонконга, в коллекции Collection Uhoda, в ЦВК «Béton» и другие. Экспозиция соединяет сразу два проекта автора: «Парад» — об общности интересов людей в целях эффективного сотрудничества и конструктивного диалога, и «В будущем» — о поиске будущего в обстановке экстраординарных событий, в том числе пандемии COVID-19. Автор подчеркивает важность сохранения социальных ценностей в современном обществе, таких как единство, дружба и взаимоуважение. Каждая работа выполнена Чу в единственном экземпляре: на платиновую фотопечать художник наносит «живописные» искры, простейшие геометрические формы, капли золота и серебр — так он обозначает те самые экстраординарные события, так или иначе случающиеся на пути жизни каждого человека.