Москва
Лучшие выставки октября в Санкт-Петербурге
В октябре в Русском музее можно разом увидеть работы классиков русского авангарда — Василия Кандинского, Казимира Малевича, Натана Альтмана, Кузьмы Петрова-Водкина. В Эрмитаж стоит заглянуть ради двух мировых шедевров — «Олимпии» Мане и «Географа» Яна Вермеера. А в конце месяца можно еще тщательнее изучить эрмитажную коллекцию фламандской живописи, с которой будет перекликаться проект бельгийца Яна Фабра. Читайте об этих и других выставках в нашей подборке.
27 сентября 2016

Василий Кандинский и Россия

Основоположник абстракционизма и русские корни его искусства

Значительную часть своей жизни Василий Кандинский провел в Германии — за обучением в Мюнхенской академии художеств и преподаванием в школе «Баухаус». Несмотря на это, его имя все равно связывают с Россией и местными авангардными течениями. К юбилейной дате — 150-летию со дня рождения художника — Русский музей создал экспозицию, посвященную именно русским истокам беспредметного искусства Кандинского. Его абстрактные полотна и графику показывают рядом с произведениями художников, которые участвовали в выставках объединения «Синий всадник», созданного Кандинским. Среди них — Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. Кроме того, здесь есть и народное искусство: в своих сочинениях Кандинский писал о том, как его вдохновляют лубки, вышитые узоры и резьба по дереву.

Русский музей, до вс 4 декабря

 

Теория поля

Первая петербургская выставка центра «Марс»: эффектные медиаинсталляции и выход в виртуальную реальность

Московский центр «Марс», который занимается в основном качественным и визуально мощным медиаискусством, открывает свой первый петербургский проект в выставочных залах «Пассажа». Название «Теория поля» отсылает к одноименному разделу физики. В данном случае «поле» обозначает сплошную среду, заполняющую все пространство. Медиаартисты из России и Европы создали аудиовизуальные и интерактивные инсталляции, имитирующие этот всепоглощающий поток. Например, петербургский коллектив Tundra визуализировал черный шум, а лионский художник Гийом Мармен воплотил движение небесных тел в свете и звуке. Кроме того, на выставке можно померить шлем виртуальной реальности и попасть в несуществующий музей цифровых скульптур. 

Пассаж, пт 7 октября — вт 10 января 2017

 

Квартира №5. К истории петроградского авангарда. 1915–1925

Не самая известная страница из истории русского авангарда

Новая выставка в Мраморном дворце — посвящение не самому известному адресу в истории отечественного искусства XX века. В здании Академии художеств в служебной квартире №5 столетие назад собирались вместе Лев и Николай Бруни, Велимир Хлебников и другие молодые художники, писатели, музыканты, поэты и критики. Дружеские встречи творческой молодежи к 1920 году переросли в видное для Петрограда художественное объединение. В Русском музее собрали полторы сотни произведений, созданных его участниками. Здесь и знаменитый портрет Анны Ахматовой кисти Натана Альтмана, и композитор Артур Лурье, написанный Петром Митуричем, и Николай Пунин авторства Малевича.

Мраморный дворец, до пн 14 ноября

 

Эдуард Мане. «Олимпия». Тема и вариации

Самая известная картина французского живописца из музея Орсе

Пожалуй, самая известная картина Эдуарда Мане «Олимпия» приехала в Эрмитаж из парижского Орсе. Впервые Мане показал полотно на салоне 1865 года — тогда картина вызвала скандал из-за своей вызывающей непристойности: в классическом сюжете с обнаженной художник заменил Венеру на проститутку с популярным в то время легкомысленным именем Олимпия. В Эрмитаже решили проследить, как менялся образ обнаженной, и кроме шедевра Мане на выставке можно увидеть работы его предшественников — картину «Даная» Тициана, рисунки Франсуа Буше и гравюры по работам венецианских и французских художников XVII–XIX веков.

Эрмитаж, до пн 30 октября 2017

  

Блокада в фотографиях

Жизнь блокадного Ленинграда в фотографиях и воспоминаниях очевидцев

Аэростат, парящий над площадью Ломоносова, оборонительные сооружения на набережной Фонтанки и трамвай, разрушенный прямым попаданием снаряда, — именно так война ворвалась в жизнь Ленинграда осенью 1941-го. В очередную годовщину начала блокады 8 сентября в музее в Соляном переулке открылась экспозиция фотографий военного времени. Полсотни снимков рассказывают о настоящем быте осажденного города, который официальные хроники освещали с обманчивым героизмом. Рядом с фотографиями — выдержки из частных дневников и воспоминаний жителей о том, что происходило во время военных налетов и после них.

Музей Музей обороны и блокады Ленинграда, до вт 15 ноября

 

Круг Петрова-Водкина

Ученики важнейшего отечественного художника XX века

Отправная точка экспозиции в Русском музее — преподавательская деятельность Кузьмы Петрова-Водкина. Сменив в 1910 году на учительском посту Льва Бакста в частной школе Званцевой, Петров-Водкин собрал вокруг себя несколько десятков учеников. Когда он был профессором в Академии художеств, число его последователей в разы увеличилось. При этом художник был строгим педагогом, во многом довлеющим над подопечными и однажды заметившим: «Я не плодил дилетантов». Выставка впервые собрала произведения тех авторов, кто сохранил свою индивидуальность, переосмыслив установки учителя, — Александра Самохвалова, Герасима Эфроса, Владимира Малагиса и других.

Русский музей, до чт 22 октября

 

Товар лицом — лицо товара

Кренделя, нарядные жестянки и советские тетрапаки: тысяча объектов продвижения городской торговли 

Жестяные кренделя, перчатки и окорока или живописные вывески, написанные масляными красками, — неотъемлемый элемент городского пейзажа середины XIX века. Облик центральных улиц Петербурга на рубеже веков определяли рекламные кампании дома «Зингер» и производителя кондитерских изделий фирмы «Абрикосов». В советское время с развитием промграфики появились культовые торговые упаковки — молочный треугольный пакет или эмблема «Советского» шампанского. В Петропавловской крепости собрали около тысячи объектов рекламы и торговой упаковки, которые за два века стилистических метаморфоз не утратили своей главной функции — продавать товар лицом.

Музей истории Санкт-Петербурга, до сб 31 декабря

 

Павел Брат. EVCFE/И слово стало плотью

Скульптуры и перформансы в галерее на Жуковского

На двух этажах галереи Anna Nova расположилась выставка петербургского художника Павла Брата. На первом этаже зрителя встречают черные ящики для перевозки предметов искусства и стеклянные витрины с бумажными объектами внутри. На втором два десятка хрупких многослойных скульптур наконец можно рассмотреть без препятствий. Для них Брат использует книги, прессуя бумагу и скручивая ее в сложные органические формы, напоминающие мышцы человека и объекты живой природы. На протяжении всей выставки по вечерам в галерее проходят перформансы, подчеркивающие связь скульптур с телом человека. 

Anna Nova, до сб 12 ноября

 

Ян Вермеер. «Географ»

Выставка одной картины великого нидерландского живописца 

Предположения о том, кто же изображен на картине Яна Вермеера «Географ», разнятся. По самой распространенной версии, мужчина, склонившийся над развернутой картой с циркулем в руках, — известный натуралист и изобретатель микроскопа Антони ван Левенгук. Вермеер и Левенгук, родившиеся в Делфте в один год, скорее всего, знали друг друга. С другой стороны, картина отсылает и к политическому статусу Голландии в XVII веке: география становится символом открытия новых земель и стремительного развития науки. На три месяца картину привезли в Эрмитаж из немецкого музея Штедель. К слову, в музеях и коллекциях России нет ни одного произведения художника.

Эрмитаж, до пн 20 ноября 2017

 

Ян Фабр. Рыцарь отчаяния — воин красоты

Ученики важнейшего отечественного художника XX века

Отправная точка экспозиции в Русском музее — преподавательская деятельность Кузьмы Петрова-Водкина. Сменив в 1910 году на учительском посту Льва Бакста в частной школе Званцевой, Петров-Водкин собрал вокруг себя несколько десятков учеников. Когда он был профессором в Академии художеств, число его последователей в разы увеличилось. При этом художник был строгим педагогом, во многом довлеющим над подопечными и однажды заметившим: «Я не плодил дилетантов». Выставка впервые собрала произведения тех авторов, кто сохранил свою индивидуальность, переосмыслив установки учителя, — Александра Самохвалова, Герасима Эфроса, Владимира Малагиса и других.

Эрмитаж, сб 22 октября — вс 30 апреля 2017