Москва
7.5

Выставка
Эдуард Мане. «Олимпия». Тема и вариации

Самая известная картина французского живописца из музея Орсе

Пожалуй, самая известная картина Эдуарда Мане «Олимпия» приехала в Эрмитаж из парижского Орсе. Впервые Мане показал полотно на салоне 1865 года — тогда картина вызвала скандал из-за своей вызывающей непристойности: в классическом сюжете с обнаженной художник заменил Венеру на проститутку с популярным в то время легкомысленным именем Олимпия. В Эрмитаже решили проследить, как менялся образ обнаженной, и кроме шедевра Мане на выставке можно увидеть работы его предшественников — картину «Даная» Тициана, рисунки Франсуа Буше и гравюры по работам венецианских и французских художников XVII–XIX веков.

  • Эдуард Мане. «Олимпия». Тема и вариации – афиша
  • Эдуард Мане. «Олимпия». Тема и вариации – афиша
  • Эдуард Мане. «Олимпия». Тема и вариации – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Отзывы

9
Елена Самукова
250 отзывов, 572 оценки, рейтинг 329
26 сентября 2016

Сквозь три столетия смотрит на Данаю утвердившая себя Олимпия, ставшая классикой новой живописи.
В большом, длинном зале Главного штаба экспонаты расположили в соответствии с ретроспективой заданной темы. У входных дверей эрмитажная «Даная» Тициана, гравюры по другой его версии «Данаи», «Венере Урбинской» и «Спящей Венере» Джорджоне. Чтобы подойти к «Олимпии», расположенной в противоположном конце зала, нужно пройти сквозь два ряда рисунков и гравюр отличного качества, передающих образы и дух картин XVII-XIX веков на тему ню. Откровенность эротизма скрыта под вуалями идеализации образов, совершенной красоты, мифологических сюжетов, восточных мотивов.
Мане срывает все вуали. Фигура Олимпии, увиденная после идеализированных Венер, Данай и одалисок, кажется короткой. Это единственное ощущение, сближающее с публикой Салона 1865 года, уходит быстро, как только начинаешь рассматривать живопись Мане и оказываешься во власти магии творческого поиска художника. Реалистическому образу уверенной в себе Олимпии – Викторины Меран соответствует свободная открытая манера письма. Сдержанный колорит не лишен благородства. Темная кожа служанки не только оттеняет золотистое тело Олимпии, но и подчеркивает ее темно-карие глаза, акцентируя взгляд. Букет цветов нужен для того, чтобы отделить две близкие по тональности живописные массы. Забавный черный кот, синоним профессии Олимпии, уводит взгляд на черную бархатку и золотой браслет с черным камнем, от него через золотистые атласные башмачки обратно к желтым кошачьим глазам. Живопись живет собственной жизнью, растворяя в себе сюжет. Цвета, линии, живописные массы, легкие свободные мазки играют, взаимодействуют друг с другом, создавая своеобразную гармонию. «Олимпия» меняет взгляд на салонную живопись, усиливая ощущение двусмысленности красивых картинок. Обнаженные натуры кажутся не более чем сладкими плодами в красивой гламурной оболочке. Они лишены яркой индивидуальности, присущей Олимпии, которую объединяет с Венерой Тициана внутреннее качество - чувство собственного достоинства.
«Олимпия» торжествует на фоне академической живописи, ставшей в истории искусства второстепенной, вот уже 150 лет.

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все