Первоклассная графика и живопись испанского сюрреалиста
Масштабная выставка великого испанского художника в Музее Фаберже рассказывает о Дали не только как о сюрреалисте, но и как о превосходном графике. Его сюрреалистический период представлен живописью: здесь можно увидеть пейзажи и иллюзионистские портреты 1930–1940-х годов. Художник изображал родную местность Ампурдан, добавляя странные элементы вроде сфер и завернутых в ткань деревьев, а также делал портреты-обманки, где лица и фигуры героев перетекают в элементы пейзажа и наоборот. Здесь же угадываются и многочисленные отсылки к классике — фреске «Сотворение Адама» Микеланджело или его же «Пьете». Но все же большая часть залов отдана тонкой по манере и яркой по образности графике Дали: он иллюстрировал «Божественную комедию» Данте, автобиографию Бенвенуто Челлини и другие классические тексты. Всего на выставке в Шуваловском дворце представлено несколько десятков произведений художника, привезенных из Фонда Дали в Фигерасе.
Музей Фаберже, до 2 июля
Лучшие работы одного из главных художников Серебряного века
Пышные платья с фижмами, горячие поцелуи в садах, карнавальные фейерверки и высоченные прически — вот главные слагаемые визуального словаря Константина Сомова. Один из важнейших художников Серебряного века вдохновлялся веком барочным — восемнадцатым — и искусно имитировал поведение галантных кавалеров и дам в своей графике и живописи. Выставка в K Gallery тянет на музейную экспозицию: на входе можно в деталях ознакомиться с биографией Сомова, историей его взаимоотношений с объединением «Мир искусства» и иммиграцией. Работы художника расположились на двух этажах галереи — здесь есть и его пейзажи с портретами, и фривольные иллюстрации к сборнику «Книга маркизы», и тонкая графика, и фарфоровые статуэтки с рокайльными мотивами.
K Gallery, до 14 мая
Ученики важнейшего отечественного художника XX века
Отправная точка экспозиции в Русском музее — преподавательская деятельность Кузьмы Петрова-Водкина. Сменив в 1910 году на учительском посту Льва Бакста в частной школе Званцевой, Петров-Водкин собрал вокруг себя несколько десятков учеников. Когда он был профессором в Академии художеств, число его последователей в разы увеличилось. При этом художник был строгим педагогом, во многом довлеющим над подопечными и однажды заметившим: «Я не плодил дилетантов». Выставка впервые собрала произведения тех авторов, кто сохранил свою индивидуальность, переосмыслив установки учителя, — Александра Самохвалова, Герасима Эфроса, Владимира Малагиса и других..
Эрмитаж, до 30 апреля
Прекрасная эпоха в графике, предметах интерьера и архитектуре
Модерн, как настоящий большой стиль в искусстве, проник во все сферы — от декоративных предметов до архитектуры. На рубеже XIX и XX веков эстетика модерна активно распространялась в Петербурге: с 1898 года Дягилев и Бакст выпускают предельно утонченный журнал «Мир искусства», через пару лет на Невском проспекте вырастает здание компании «Зингер», а на Мойке — дом компании «Эсдерс и Схейфальс». На масштабной экспозиции в Петропавловской крепости собрали все, что связывает Петербург со стилем модерн: проекты особняков, эскизы мебели, чугунное литье и облицовочные плитки каминов и печей, а также афиши балов и выставок, театральные программы, рекламные плакаты и вывески.
Музей истории Санкт-Петербурга, до 31 декабря
Сказочные рекламные снимки прославленного австралийца
34-летний австралиец Дин Уэст дважды получал титул лучшего рекламного фотографа мира: он работал над рекламными кампаниями для Bombay Sapphire и Disney, телеканалов MTV и Fox. Каждый его снимок — это композиция с множеством бутафории, декораций и персонажей, которых Уэст выстраивает часами — и то только после многомесячной подготовки. В итоге перед зрителем оказывается красочный и вылощенный снимок со сказочным или фантастическим сюжетом, который можно подолгу рассматривать. На выставке в «Эрарте» представлены четыре фотосерии Уэста — от пейзажной «Олимпии» с ярко-зелеными джунглями до сюрреалистических «Измышлений» со сказочными персонажами-девушками.
Эрарта, до 21 мая
Молодое и яркое искусство из Воронежа
Иван Горшков — один из представителей «воронежской волны», тридцатилетних единомышленников, которые в 2008-м создали у себя на родине Центр современного искусства, а теперь входят во всевозможные топы отечественного молодого искусства. Вторая персональная выставка Горшкова в Галерее Марины Гисич — это серия коллажей, отсылающих к басне «Стрекоза и муравей». Классический сюжет оборачивается полным хаосом: художник комбинирует цифровые принты с масляными красками, наклейками и готовыми фотожабами. Итог — почти что абстрактные ассамбляжи кислотных цветов, а также фактурные скульптуры с мелкими элементами вроде игрушечного слоника или хрустальной вазочки.
Галерея Марины Гисич, до 20 апреля
Фактурные абстракции итальянского живописца
Итальянский живописец Марчелло Ло Джудиче идет по стопам своих предшественников — Лучио Фонтана, Жана Дюбюффе и Ива Кляйна. В своих беспредметных полотнах он делает ставку на цвет и фактуру. Эксперименты с поверхностью холста Ло Джудиче начал в 1970-х — как раз в это время по Европе шествует абстракционизм. Он работал с воском, смолой, жженой бумагой, натуральными материалами и пигментами — в итоге его картины напоминали растрескавшуюся кору дерева или шершавую горную породу. На выставке в Мраморном дворце представлены несколько десятков картин художника — в основном абстракции разных форматов.
Мраморный дворец, до 15 мая
Графическая новелла из взрослых и детских рисунков
Каждая графическая серия художницы Валерии Нибиру — это рассказ о приключениях ее сказочных персонажей. Они напоминают плоды сновидений: были и устрашающие Дюймовочки, и голосящие русские Златовласки, и матрешки в сюрреалистическом раскрасе. Для выставки в творческом пространстве в Кузнечном переулке Нибиру задействовала как собственную красочную графику, так и рисунки своего сына Габриеля. В инсталляцию вошли также детские игрушки и ползунки, правда, и они напоминают цветные пятна акварели. В двух залах перед зрителем разворачивается настоящий фантазийный мир, в котором символов детских фантазий так же много, как взрослых страхов.
Творческое пространство «0+», до 14 мая
Графическая новелла из взрослых и детских рисунков
Каждая графическая серия художницы Валерии Нибиру — это рассказ о приключениях ее сказочных персонажей. Они напоминают плоды сновидений: были и устрашающие Дюймовочки, и голосящие русские Златовласки, и матрешки в сюрреалистическом раскрасе. Для выставки в творческом пространстве в Кузнечном переулке Нибиру задействовала как собственную красочную графику, так и рисунки своего сына Габриеля. В инсталляцию вошли также детские игрушки и ползунки, правда, и они напоминают цветные пятна акварели. В двух залах перед зрителем разворачивается настоящий фантазийный мир, в котором символов детских фантазий так же много, как взрослых страхов.
Михайловский замок, до 29 мая