Москва

Лучшие музеи Санкт-Петербурга

10 марта 2016

Эрмитаж

Главный музей страны

Несмотря на невероятных размеров коллекцию, главный музей страны устроен вполне рационально: на первом этаже — древность (отечественная археология и классическая античность), второй — искусство Ренессанса, барокко и классицизма, с картинами Рафаэля, Эль Греко, Рубенса. На третьем этаже продолжение истории европейской живописи (XIX — начало ХХ века) — Ренуар, Моне, Матисс — и экспозиции «Индия», «Иран», «Китай». В фильме режиссера Александра Сокурова «Русский ковчег» камера за полтора часа успевала побывать в 33 залах музея. Всего же их — 365.

Дворцовая пл., 2

Русский музей

Крупнейшее собрание русского искусства, от домонгольских икон до авангарда

Крупнейшее собрание русского искусства — от древних икон до живописи конца XIX века — хранится в построенном архитектором Карлом Росси дворце Михаила Павловича (младшего брата Александра I). Самые крупные залы отведены художникам Императорской академии художеств первой половины XIX века, поменьше — картинам передвижников, Ильи Репина, Василия Сурикова и остальных. Собрание символистов и художников русского авангарда, которым гордится Русский, выставлено в пристройке Михайловского дворца — Корпусе Бенуа. В нее можно попасть как из основного здания (продолжая движение), так и через отдельный вход с канала Грибоедова.

Инженерная, 4

 

Лофт-проект «Этажи»

Современное выставочное пространство в здании бывшего Смольнинского хлебозавода

Конгломерат выставочных залов и галерей, к которым прилагаются просторная терраса, ретробар «Север», кафе «Зеленая комната» и даже хостел — хоть вообще не уходи. Бывший Смольнинский хлебозавод, реконструированный братьями Архипенко, сохранил кое-какие элементы, напоминающие о прежних функциях — вроде эффектных окон в полу, — но первое впечатление производит все же узкая неудобная лестница, соединяющая пять этажей здания на Лиговке. Любая встреча знакомых в вернисажный день создает изрядную пробку, а встречи случаются ежеминутно; хорошо разрекламированное мероприятие вроде Ночи музеев собирает в «Этажах» до десяти тысяч посетителей в сутки. Большое пространство «Пятый этаж» считается здесь главным и принимает международные выставки дизайна и современного искусства. Концепция расположенной на четвертом этаже галереи «Формула», которую курирует Ирена Куксенайте, весьма причудлива, но хотя бы из-за этого выставки там выходят небезынтересными.

Лиговский просп., 74

Эрарта

Музей современного искусства на Васильевском острове

Пестротою спектра стилей и направлений с музеем современного искусства «Эрарта» может конкурировать разве что галерея «Борей». Но «Борей» — это полдюжины низкорослых зальчиков в полуподвале, хоть и в центре. А «Эрарта» — пять свежеотремонтированных и тщательно оборудованных этажей, пусть и в дальнем конце Васильевского. Поэтому в «Эрарту» охотно идет и та публика, которая пренебрегает повытертым «Бореем». В левом крыле особняка на 29-й линии — собственно музей, ленинградская-петербургская живопись конца ХХ — начала ХХI века; отдельные экспозиции предоставлены крупнейшим фигурам умеренного ленинградского нонконформизма 70–80-х: Николай Сажин, Вячеслав Михайлов, Елена Фигурина. На трех этажах есть инвайронмент-проекты («U-Space») — записываешься, платишь деньги и некоторое время проводишь в специальном суггестивном антураже: можно, например, оказаться в комнате, где предметы вроде знакомы, но больше привычных раза в два («Детство»). В правом крыле расположены галереи. В магазине у входа предлагают заказать копию любой из музейных картин.

29-я линия В.О., 2

Музей Академии художеств

Дипломные работы художников, скульпторов и архитекторов, а также копии античных скульптур и полотен мастеров Возрождения

Дипломные работы художников, скульпторов и архитекторов, обучающихся в Академии, заполняют залы второго этажа. На третьем — архитектурная коллекция, в которой имеется несколько проектов знаменитых зданий Петербурга. Стоит зайти и в купольный конференц-зал, по стенам которого расставлены и развешаны гигантские копии античных скульптур и полотен Рафаэля, Тициана и других мастеров Возрождения.

Университетская наб., 17 

  

Музей Фаберже

Собрание ювелирных изделий Карла Фаберже в Шуваловском дворце

Один из немногих частных музеев Петербурга расположился во дворце Нарышкиных-Шуваловых на набережной Фонтанки рядом с Невским проспектом. Начало музейной коллекции положил в 2004 году предприниматель Виктор Вексельберг, выкупив на аукционе коллекцию изделий Карла Фаберже единым лотом. Произведения русского ювелира, в том числе знаменитые пасхальные яйца для императорской семьи, обосновались в здании в 2013 году, сразу после реставрации. Там же, в парадных залах, можно увидеть и живопись отечественных мэтров — Ивана Айвазовского, Константина Маковского и Карла Брюллова.

Наб. реки Фонтанки, 21, Шуваловский дворец

Михайловский замок

Бывшая императорская резиденция и филиал Русского музея

Бывшая императорская резиденция оставалась в распоряжении военного ведомства вплоть до начала 1990-х годов, пока не стала филиалом Русского музея. Сюда перевели собрание «россики» (произведений иностранных художников, работавших в России в XVIII-XIX веках) и открыли постоянную экспозицию скульптуры конца XIX — начала XX века. Здесь же выставлены копии полотен эпохи Возрождения, написанные Петром Соколовым, Федором Бруни, Карлом Брюлловым и другими «академиками».

Садовая, 2

Name Gallery

Галерея современного искусства на Большой Конюшенной с выставками видных петербургских авторов

Красивая галерея с тремя просторными залами на Большой Конюшенной открылась в 2011 году и с тех пор держит марку, сотрудничая с видными петербургскими искусствоведами. Среди кураторов местных выставок — Екатерина Андреева, Аркадий Ипполитов, Михаил Герман или Олеся Туркина. Круг художников — в основном выходцы из Новой академии Тимура Новикова: Ольга Тобрелутс, Олег Маслов и Виктор Кузнецов. Но здешние галеристы остаются чуткими и к молодому местному искусству и выставляют живопись Ильи Гапонова или графику Маши Ша и Леонида Цхэ.

Б.Конюшенная, 15, 2 этаж

Музей музыки

Собрание ювелирных изделий Карла Фаберже в Шуваловском дворце

Филиал Музея театрального и музыкального искусства расположился в Шереметевском дворце, принадлежавшем до 1917 года пяти поколениям русского графского рода. Участок под постройку фельдмаршалу Б.П.Шереметеву пожаловал сам Петр I, а архитектором усадьбы был выбран Савва Чевакинский. После революции во дворце располагался то Музей дворянского быта, то НИИ, а коллекция предметов расползлась по крупным музеям Ленинграда и Москвы. Основная, существующая и сегодня экспозиция «Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII — начала XX веков» открылась в 1995 году. Среди экспонатов — скрипка М.И.Глинки, коллекция флейт Александра I и виолончель Николая II.

Наб. реки Фонтанки, 34

Музейно-выставочный центр «Росфото»

История и актуальное состояние фотографии в просторных залах дома на Большой Морской

Один из пионеров музейного подхода к фотографии в России, центр «Росфото» занимается коллекционированием и научно-исследовательской деятельностью. В его выставочных залах в красивом доме в стиле модерн на Большой Морской регулярно проходят фотовыставки, рассказывающие об истории фотографии и ее нынешнем состоянии. Барбара Клемм, Владимир Антощенков, Франко Фонтана, Борис Смелов — лишь небольшая часть известных авторов, показанных в «Росфото» за последние годы. Активная выставочная деятельность зачастую подкрепляется образовательной программой, а посещение экспозиции нередко заканчивается в музейном магазине с хорошей подборкой книг по визуальным искусствам.

Б.Морская, 35