Санкт-Петербург
6.5

Музей в Санкт-Петербурге
Музей петербургского авангарда

Профессора Попова, 10

Расписание выставок

Рисовать, как летописец…
Живопись
до 17 декабря, Музей петербургского авангарда
Портрет Екатерины Низен (Е. Г. Гуро). Выставка одного экспоната
Живопись
до 28 января, Музей петербургского авангарда
Шарманка. Выставка одного экспоната
Историческая
до 8 ноября, Музей петербургского авангарда
Место встреч Малевича с Матюшиным и Филоновым
Деревянный дом на Петроградской стороне, принадлежавший композитору Михаилу Матюшину, был культовым местом для истории русского авангарда. Здесь нередко у хозяина и его супруги, поэтессы Елены Гуро, собирались художники, писатели-футуристы: Казимир Малевич, Павел Филонов, Максим Горький и Алексей Крученых. Теперь здесь музей, где можно в деталях узнать о самом экспортируемом периоде отечественной культуры XX века. Тут есть вырезки из газет с реакцией зрителей на постановку футуристической оперы «Победа над солнцем», и цветовые таблицы самого Матюшина, и архивные фото с улыбающимся по центру Казимиром Севериновичем.
+7 (812) 347 68 98
Санкт-Петербург, Профессора Попова, 10
Вход 150–200 р., для детей до 7 лет вход свободный
spbmuseum.ru
пн, чт-вс 11.00–18.00, вт 11.00–17.00, касса закрывается на час раньше
Откроется завтра в 11.00
Вконтакте

Рестораны рядом

Как вам музей?

Рецензия Афиши

?
Саша Иорданов
114 отзыва, 63 оценки, рейтинг 42
15 декабря 2006

«Музей петербургского авангарда» — звучит внушительно, можно сказать, грандиозно; на деле — скромный деревянный домик на улице Профессора Попова, 10, абсолютно неприметный (если не брать в расчет теперешний его контраст с соседствующими домами в стиле модерн и промышленного толка советской застройкой Аптекарского острова). Яркая вывеска на крыльце доверия особого не вызывает, пусть и филиал Музея истории города, — это как если бы троянский конь простоял до наших дней, а потом в нем решили бы открыть музей истории Трои. Наверное, было бы небезынтересно.

Своим появлением музей обязан тому, что в 1912 году в квартире №12 этого деревянного домика поселился художник, музыкант, педагог и издатель в одном лице Михаил Васильевич Матюшин и жена его, Елена Генриховна Гуро — художница и поэтесса символистского, как и полагалось в те годы художницам и поэтессам, толка. В 1910-1920 годы дом Матюшина стал своеобразной штаб-квартирой русских кубофутуристов. Здесь бывали Малевич и Филонов, позже — молодые ученики Матюшина: сестры Эндер, Делакроа, Костров, Магарил; здесь же жили и работали Маяковский и Хлебников. Вторая жена Михаила Матюшина, Ольга Константиновна, прожила в доме на Профессора Попова, бывшая Песочная, до 1972 года, сохранив мемориальную обстановку квартиры, личные вещи, живописные и графические работы Матюшина и Гуро. Последние сразу после смерти Матюшина в соответствии с завещанием были переданы в дар Русскому музею, но потом возвращены за ненадобностью. В один день подъехал грузовичок, и вежливые грузчики вывалили картины у входа, оставив слепую к тому времени Ольгу Матюшину наедине с ненужными, как выяснилось, никому работами. Когда в 1978 году хозяйка умерла, домик вместе с картинами перешел во владение Музея истории города. Большая часть работ потому и сохранилась, за исключением разве что деревянной скульптуры, что погибла раньше — вскоре после того как коллекцию вернул Русский музей, в дереве завелся жучок, из-за чего Ольге Константиновне пришлось сжечь все разом в печке.

Дом, в общем, разделил печальную судьбу дерева. Чудом не разобранный на дрова в блокаду (благодаря заступничеству Всеволода Вишневского), он дважды горел уже в 90-е, так что в нынешнем состоянии представляет собой совершеннейший новодел — снаружи, но не внутри. Притом что личных предметов, собственно принадлежащих Матюшину, в коллекции Музея истории города — на зависть многим мемориальным музеям: и тросточка, и письменные принадлежности, и даже громоздкие стол и пианино, есть на чем сыграть — восстанови обстановку, развесь картины по стенам. Но не стали. Хочется верить, что и правда не из соображений экономии — интерьеры, ясно, капиталовложений требуют, — а из других каких-то соображений, сплошь этических. Дом ведь новодел? Что же восстанавливать жилище, в котором априори никто жить никогда не будет? Ограничились лишь мастерской Матюшина — там, собственно, и стол, и пианино, но в обстановке тоже скорее условной, как и в остальной экспозиции: масштабные фотографии от пола до потолка призваны помочь зрителю уловить ветер времени и подсмотреть «как это было» словно бы через замочную скважину (авторы экспозиции — Борис Робенко и Вячеслав Глазков). Вся в общем небольшая постоянная экспозиция разместилась на втором этаже, где кроме мастерской — два зала с работами уже упомянутых учеников Матюшина из созданной им в 1920-х группы «Зорвед» (зрение и ведание), ставившей задачу овладеть «расширенным смотрением» — научиться видеть всей поверхностью тела, например, затылком. Первый этаж почти полностью будет отдан под временные выставки, кроме небольшого пространства, предваряющего экспозицию, призванного ввести посетителя в курс дела: некоторые документы, личные вещи за стеклом да все те же гигантские фотографии по стенам. А дальше два светлых зала, где станут постепенно показывать то многое, что в постоянную экспозицию не вошло, но внимания требует. До апреля — мемориальная экспозиция «Пролог петербургского авангарда», посвященная Матюшину и Гуро; а дальше, надо полагать, пойдет основная часть.

3
0

Отзывы

7
Гриша Котеночкин
10 отзывов, 15 оценок, рейтинг 11
4 мая 2012

Уже только из-за того что музей расположен в деревянном доме, которых в городе осталось очень мало, его следует посетить..
Экспозиция и история музея мне показались скучными, только некоторые картины и фотографии приковали не на долго взгляд..
Если соберетесь сюда, на противоположной стороне улицы располагается музей истории фотографии, советую.

1
0

Подборки Афиши
Все