Синтез моды и искусства в концептуальном прострастве Arina Boganova, дебютировавшем на столичной арт-сцене с выставкой художницы из Санкт-Петербурга Анастасии Даниленко. Во время вернисажа прошел творческий перформанс, в ходе которого художница расписала полотно, а дизайнер Арина Боганова создала из этой материи новое платье, ставшее частью экспозиции. В своих картинах Анастасия Даниленко исследует взаимосвязь человека и его внутренней сущности, погружая героев своих работ в иллюзорное пространство — мир снов. В поисках более упрощенных, полных символизма образов, художница намеренно отказывается от целостного изображения лиц, сохраняя лишь намек на человеческие черты.
Персональная выставка из двадцати работ Николая Моргунова, чей псевдоним Eigengrau переводится как «внутренний серый» не случайно. Именно этот сложный и многогранный цвет художник считает идеальным инструментом для своих художественных исследований. Наш мозг склонен к обобщению и восприятию повторяющихся объектов как единого целого. Например, семь-десять досок, стоящих рядом, мы воспринимаем как ограду или забор. Во всех работах художника присутствуют слои, и каждый из них намеренно несовершенен, что в комбинации создает завершенное произведение. Эмоциональный посыл арт-объектов на выставке усилит музыка, специально написанная перформером Ярославом Вялых (Linja).
Музей Вадима Сидура совместно с ММОМА показывает второй проект из обещанной трилогии, приуроченной к столетию со дня рождения Вадима Сидура. Размышления скульптора о возможных сценариях глобальной катастрофы — ядерной или экологической, привели к появлению в 1960–1970-е годы цикла произведений, объединенных позднее в особый постапокалиптический мир Сидура, который он назвал «искусством равновесия и страха» или «Гроб-Артом». Именно с ним и можно познакомится на новой выставке. В этом оазисе жизни, уцелевшем после катастрофы, разворачивается действие графических циклов «Мутации I» и «Мутации II» (1969). Населяют этот ландшафт деформированные антропоморфные формы, собранные скульптором из найденных предметов: ржавые моторы, предупредительные таблички, канализационные трубы и другие предметы техногенной природы.
В рамках ежегодного летнего фестиваля фотографии Еврейский музей и центр толерантности демонстрирует работы из коллекции Галереи Люмьер. Экспозиция посвящена первым десятилетиям истории советского фотоискусства — периоду смелых экспериментов и формированию нового визуального языка для агитационных газет и журналов. Это время расцвета фоторепортажей, поэтому проект объединяет хрестоматийные и малоизвестные кадры (всего более 200 работ) классиков этого жанра: Аркадия Шайхета, Якова Халипа, Марка Маркова-Гринберга, Эммануила Евзерихина, Михаила Прехнера, Наума Грановского. Выставка состоит из шести монографических разделов, где довольно полно раскрывается творчество каждого фотографа.
Кураторский проект от директора музея Юлии Петровой и искусствоведа Ольги Юркиной. На этот раз нетривиальной призмой для взгляда на русское искусство начала XX века стал культовый журнал того времени «Столицы и усадьбы». Транслируя вкусы и ценности элиты начала XX века, этот, можно сказать, первый отечественный глянец выходил в 1913–1917 годы. Среди главных сюжетов — балы и загородные имения, политики, предприниматели и спортсмены, утонченные дебютантки, их статусные поклонники и породистые домашние любимцы. Вместе с ними на страницах уживались рецензии на художественные выставки и репродукции картин современных художников — их же нередко помещали на обложку «журнала красивой жизни». В экспозиции представят эти полотна и расскажут, как, например, модернистский портрет Анны Ахматовой кисти Альтмана, изысканный «Пьеро» Льва Бакста и обнаженная натура Виктора Штемберга под говорящим названием «Роковая» формировали стиль жизни читателей.
В этом международном проекте (приглашенные кураторы — Франческо Бонами и Зельфира Трегулова) в диалог вступили ключевые произведения Казимира Малевича, Эрика Булатова, Фрэнсиса Бэкона, Ильи и Эмилии Кабаковых, Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Герхарда Рихтера, Александра Родченко, Энди Уорхола. Прогуливаясь по двенадцати разделам выставки, посетители увидят, как цвет и свет, форма и конструкция, образы города и человека в искусстве прошлого и настоящего трансформировались — прямо или косвенно — под влиянием одного небольшого черного квадрата на белом фоне, а искусство из четырехугольника на стене преобразилось в инсталляции.
Выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков посвящена сообществу женщин-художниц, чьи судьбы пересеклись в период 1910–1930-х годов. В главных ролях — Варвара Степанова (этим проектом музей отмечает ее 130-летний юбилей) и ее подруги: Ольга Розанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Однако разговор о них оказался невозможным без привлечения более широкого круга художниц — Веры Мухиной, Надежды Ламановой, Эсфири Шуб, а также младшего поколения — Анастасии Ахтырко, сестер Ольги и Галины Чичаговых, Людмилы Саниной, Елизаветы Игнатович. Их связывали дружба, совместные интересы и участие в общей художественной деятельности. Варвара Степанова, будучи супругой и единомышленницей Александра Родченко, в какой-то мере оказалась заложницей этого творческого тандема. Но именно вокруг нее было сконцентрировано рождение нового искусства: вместе с ней и отчасти ее глазами на выставке можно увидеть, как от супрематизма и беспредметного искусства русский авангард приходит к формулированию принципов конструктивизма, в создании которого Степанова активно участвовала.