Проект о том, как развивалось искусство после финальной выставки импрессионистов в 1886 году, изначально задумывался как совместная выставка ГМИИ с Лондонской национальной галереей. Ее готовили с 2019 года и по очереди должны были показать в обоих музеях, но после февральских событий превратили в два самостоятельных проекта. В Пушкинском рассказывают, как русские художники, знакомясь с современным им искусством Франции, от подражания перешли к созданию новых авангардных течений. Особое внимание уделено пуантилизму, с помощью которого молодые Гончарова, Малевич и Фальк открывали для себя импрессионизм. Также в экспозиции можно проследить переклички между Сислеем и Серовым, Матиссом и Петровым-Водкиным, Сезаном и Машковым. Для этого в трехэтажную постоянную экспозицию Галереи искусства стран Европы и Америки встроили русскую живопись из собраний ГМИИ, Русского музея, Третьяковки и региональных музеев.
Заканчивается выставка о европейских путешествиях лучших выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В фокусе внимание — рубеж XIX – XX веков, когда многие молодые художники отказались от простого подражания зарубежным мастодонтам и, переосмысляя полученный за границей опыт, стали создавать свои направления в искусстве. Этот переломный период на выставке можно проследить в работах участников пенсионерских поездок: от академических произведений Генриха Семирадского до импрессионистических экспериментов Ильи Репина, Василия Поленова и их последователей. А для контекста в спецпроекте на третьем этаже музея показывают работы вдохновлявших их европейских мастеров из собрания ГМИИ — Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эжена Каррьера и других.
Музей Москвы продолжает серию проектов о разных аспектах советского наследия и на этот раз обращается к, так сказать, фэшн-индустрии того времени. На выставке, посвященной столетию первого ателье мод, можно узнать, как появлялись и функционировали главные в стране дома моделей, в которых работали популярные советские дизайнеры Вячеслав Зайцев, Вера Аралова, Надежда Макарова, Наталья Орская, Анна Бланк и другие. Среди экспонатов — известные изделия, в том числе реконструкция платья «Россия» Татьяны Осмеркиной, эскизы женской, мужской и детской одежды, издания с выкройками, ткани, фотографии и телехроника знаменитых показов.
Новая выставка в Музее архитектуры посвящена истории изобретения и применения стеклянного кирпича Фальконье. В 1900–1910-е годы его много использовали в Европе и Российской империи для остекления уличных и коридорных окон, куполов и садово-парковых павильонов, но впоследствии заменили более дешевым материалом. Только в 2021 году Музей архитектуры совместно с NWGlass.lab в Санкт-Петербурге восстановил технологию изготовления стеклянного кирпича, благодаря чему уже реконструировали несколько исторических зданий. Именно современные стеклянные кирпичи системы Фальконье, собранные в разноцветные кладки в пространстве флигеля «Руина», стали ключевыми экспонатами выставки. Также на ней представлены другие образцы строительного стекла, появившиеся во второй половине XIX и начале ХХ века, архивные документы и фотографии.
В Музее АЗ открывается уже одиннадцатый проект, посвященный московскому нонконформисту Анатолию Звереву. Прочитав трактаты «универсального человека» эпохи Возрождения, Зверев написал в автобиографии: «Учителем себе я избрал Леонардо да Винчи» — эта фраза и стала смысловым центром выставки. На ней впервые представлены трактаты Зверева, в которых он не раз вступал в диалог с «титаном эпохи Возрождения». Их объединяло созвучие мыслей об искусстве и месте художника в нем — творить без академических норм и правил, доверяя исключительно собственному опыту и чутью. Раскрывая эту идею, на трех этажах музея кураторы показывают более 170 работ Зверева: не только знаменитые портреты и автопортреты, пейзажи и циклы графики, но и недавно приобретенные полотна «Сосна в Щукино» и «Дворик в Сокольниках», а также портреты поэта Арсения Седугина.
В «ГЭС-2» проходит выставка о Костроме и ее жителях, придуманная и сделанная костромскими кураторами вместе с командой Дома культуры. История локального современного искусства раскрывается здесь в работах художников «оттепели» Николая Шувалова и Владимира Муравьева, а также авторов рубежа 1980–1990-х и их более молодых коллег, работающих в городе сегодня. Еще один сюжет — это практика уличных фестивалей, в частности, на выставке воссоздают атмосферу «Дня равнодействия», который 24 сентября 2022 года объединил художников, ремесленников, музыкантов и перформеров города. Экспозиция построена как игра, которую можно пройти пятью разными маршрутами с одним из проводников, придуманная драматургом Алиной Журиной по мотивам интервью с костромичами.