Выставка демонстрирует процесс взаимодействия русского искусства и художественных течений Западной Европы в период становления авангарда и модернизма.
Проект покажет, как русские художники, знакомясь с современным им искусством Франции, перешли от подражания его отдельным аспектам и техническим приемам к свободному творческому мышлению, позволившему им в рамках авангардного движения изобрести такие художественные течения, как неопримитивизм, абстрактное искусство и другие. На выставке будут восстановлены некоторые забытые «сюжеты» истории искусства, которые были вытеснены из нашей памяти последующим развитием, например, восходящая к Пьеру Пюви де Шаванну традиция создания масштабных монументально-декоративных произведений, призванных внести гармонию в повседневную жизнь. К этой традиции относятся полотна немца Ганса фон Марэ, наших соотечественников Константина Коровина, Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина и Михаила Нестерова. Специальное внимание будет уделено роли пуантилизма в искусстве начала XX столетия: именно через его живописный язык открывали для себя импрессионизм молодые русские художники Наталия Гончарова, Казимир Малевич и Роберт Фальк.
Финалом экспозиции станут «русские ответы» на вызовы импрессионистической художественной революции – произведения Казимира Малевича, Василия Кандинского, Павла Филонова, Владимира Татлина, которые знаменовали радикальный выход за пределы традиции.