В «ГЭС-2» проходит выставка о Костроме и ее жителях, придуманная и сделанная костромскими кураторами вместе с командой Дома культуры. История локального современного искусства раскрывается здесь в работах художников «оттепели» Николая Шувалова и Владимира Муравьева, а также авторов рубежа 1980–1990-х и их более молодых коллег, работающих в городе сегодня. Еще один сюжет — это практика уличных фестивалей, в частности, на выставке воссоздают атмосферу «Дня равнодействия», который 24 сентября 2022 года объединил художников, ремесленников, музыкантов и перформеров города. Экспозиция построена как игра, которую можно пройти пятью разными маршрутами с одним из проводников, придуманная драматургом Алиной Журиной по мотивам интервью с костромичами.
В Еврейском музее и центре толерантности открывается проект о взаимосвязи двух основных видов человеческой деятельности — науки и искусства. Экспозиция состоит из 6 разделов, посвященных астрономии, биологии, физике, оптике, географии и биомеханике. В ней представлено 6 интерактивных объектов и более 80 произведений, охватывающих 500 лет, от работ Дюрера и Рембрандта до инсталляций современных художников. Также на выставке демонстрируют редкие и ценные приборы, не менее сложные в создании, чем произведения искусства: например, складные солнечные часы, единственный уцелевший до наших дней регистрир, двояковыпуклые линзы и камеру-обскура из коллекции Политехнического музея.
Проект о том, как развивалось искусство после финальной выставки импрессионистов в 1886 году, изначально задумывался как совместная выставка ГМИИ с Лондонской национальной галереей. Ее готовили с 2019 года и по очереди должны были показать в обоих музеях, но после февральских событий превратили в два самостоятельных проекта. В Пушкинском расскажут, как русские художники, знакомясь с современным им искусством Франции, от подражания перешли к созданию новых авангардных течений. Особое внимание будет уделено пуантилизму, с помощью которого молодые Гончарова, Малевич и Фальк открывали для себя импрессионизм, а также русским ответам на вызовы художественной революции от Малевича, Татлина и Кандинского. Для этого в постоянную экспозицию Галереи искусства стран Европы и Америки встроят русскую живопись из собраний ГМИИ, Русского музея, Третьяковки и региональных музеев.
Третьяковская галерея продолжает показывать работы из запасников, многие из которых до этого можно было увидеть только на онлайн-платформе «Моя Третьяковка». В экспозиции представлены как произведения Кандинского, Лентулова, Гончаровой, Венецианова, Бодри, так и малоизвестных художников. Живопись на выставке сгруппирована по жанровому принципу: архитектурные виды и изображения городов, интерьер, бытовой и исторический жанры. Зрители смогут сравнить близкие по сюжету картины, которые из-за временны́х различий отличаются стилем и цветом. А также проследить эволюцию скульптуры от статуй XVIII века до фарфоровых композиций Алексея Сотникова и арт-объектов Игоря Шелковского.
Новая выставка в Музее архитектуры посвящена истории изобретения и применения стеклянного кирпича Фальконье. В 1900–1910-е годы его много использовали в Европе и Российской империи для остекления уличных и коридорных окон, куполов и садово-парковых павильонов, но впоследствии заменили более дешевым материалом. Только в 2021 году Музей архитектуры совместно с NWGlass.lab в Санкт-Петербурге восстановил технологию изготовления стеклянного кирпича, благодаря чему уже реконструировали несколько исторических зданий. Именно современные стеклянные кирпичи системы Фальконье, собранные в разноцветные кладки в пространстве флигеля «Руина», стали ключевыми экспонатами выставки. Также на ней представлены другие образцы строительного стекла, появившиеся во второй половине XIX и начале ХХ века, архивные документы и фотографии.
ММОМА совместно с Askery Gallery показывает новый проект Павла Полянского, в котором художник исследует две переплетенные между собой грани современного мира — реальную и виртуальную. Ключевой персонаж его картин — женщина, олицетворяющая созданную природой жизнь. Она окружена животными и различными умными гаджетами. Поверхность холста зачастую покрыта трещинами. Так, имитируя жидкокристаллический экран или же пиксельное размытие, художник словно делает цифровой мир частью реальности. А еще, обращаясь к технике, близкой к средневековой гризайли (живописи градациями одного тона), будто предвещает закат нового Средневековья — времени, когда человек все еще опасается излишнего вмешательства техники в естественные жизненные процессы.
Лейтмотивом новой экспозиции в Alina Pinsky Gallery стал цвет как средство художественной выразительности. На выставке представлены работы современных художников и художниц, которые задействуют колористику в персональной мифологии или опираются в творчестве на какие-либо цветовые теории. Например, Наталия Турнова подчеркивает внутренний драматизм и напряженность яркими акцентами, Евгений Музалевский смешивает краски прямо на холсте, а Игорь Шелковский использует палитру чистого спектра. Также в экспозиции показаны работы из коллекции галереи, в том числе «одного из последних колористов» — французского абстракциониста Клода Бельгарда.
В A-s-t-r-a Gallery проходит первая групповая выставка из цикла «Центр, где я есть», посвященного художникам из разных городов России. На ней представлены работы 14 не самых популярных авторов Петербурга. Среди них — Наташа Хабарова, Иван Ненашев, Вильгений Мельников, Света Исаева, Дмитрий Марголин, Павел Бушуев и другие. Выбирая металл, глину, гипс, холст, карандаш, масло, они интуитивно стремятся замедлить ход мысли и словно передать неспешный ритм города, погружая зрителя в размышления о себе самом.
В галерее Jart открылась выставка «Место в себе» — тотальная инсталляция, которая переносит в мастерскую 1990-х годов арт-группы «Россия». Так называют сообщество художников московского андеграунда, работавших в то время в мастерской на чердаке бывшего доходного дома «Россия» на Сретенском бульваре. Среди них были Пепперштейн, Ануфриев, Федоров, Наносов, Людмила Блок и многие другие. В галерее воссоздали атмосферу творческого беспорядка с прислоненными к стенам холстами, мольбертом, скомканными эскизами и собрали около 50 картин в стиле символического реализма, иллюстрирующих постсоветский быт.
В Музее Востока проходит выставка, посвященная живописи и керамике самой известной художественной школы в Африке — Пото-Пото. Ее основал французский художник и этнограф Пьер Лодс в Конго в 1951 году, когда закончился период колониализма и начался нелегкий процесс обретения страной независимости. Это был настоящий этнографический эксперимент: обучаться западной художественной традиции могли все желающие. Однако Лодс лишь предоставлял холсты, краски, кисти, обучал студентов работать маслом, а выбор сюжета, композиции, колорита оставался за ними. Именно самобытность и интуитивное чувство цвета в этих работах поражают зрителей по всему миру до сих пор.
В арт-пространстве Buro All Design проходит выставка художницы-керамиста Дарьи Неретиной. Это тотальная инсталляция — своего рода оазис из бассейна, зеркал, белых и бордово-красных бархатных занавесей, живописи, графики и фарфоровых арт-объектов в форме огурцов в трехлитровой банке, овощей в теплице или гербария из душистых трав. Комбинируя разные художественные средства, художница исследует хрупкость и уязвимость человека, бесконечную чувствительность и чувственность через материальное, предметы и их истории. И предлагает задуматься о личном пространстве, не обязательно физическом, но таком, где мы чувствуем себя безопасно и готовы к внутреннему диалогу.