Москва
Сериал «Шторм» Бориса Хлебникова стал лауреатом российской премии в области веб-индустрии. Какие еще отечественные стриминговые сериалы номинировались?
Лауреатом Второй Российской премии в области веб-индустрии в номинациях «Лучший интернет-сериал хронометражем более 24 минут» и «Лучший сериал для онлайн-платформ» стал прорывной и злободневный «Шторм» Бориса Хлебникова про полицейских и круговую поруку. Входивший в жюри прессы редактор «Афиши» Евгений Ткачёв рассказывает про победителя и других номинантов.
Евгений Ткачёв
Редактор «Афиши»
8 декабря 2019

детектив, драма

Новый сериал Бориса Хлебникова: полицейский из убойного отдела берет взятку, чтобы спасти больную возлюбленную

Предприниматель (Геннадий Смирнов) из маленького города, претендующий на пост мэра, открывает дворец искусства и спорта для детей, но внезапно во время церемонии рушится крыша. Бизнесмен благодаря могущественным покровителям выходит сухим из воды, и тогда за него берутся два следователя: один из управления по борьбе с коррупцией (Александр Робак), другой — из убойного отдела (Максим Лагашкин). Однако, когда выяснится, что невесте первого (Анна Михалкова) нужна срочная операция, полицейский согласится на взятку в один миллион евро. Сценарий «Шторма» был написан до трагедии в Кемерове, однако история с «Зимней вишней», конечно же, довлеет над сериалом и добавляет ему остросоциального подтекста. Несмотря на то что в проекте задействована Анна Михалкова, это уже не «Обычная женщина», а нечто совсем иное. Знакомая по «Аритмии» связка Хлебников-Мещанинов берется рассказать историю про то, как масштабная коррупция проникает в частную жизнь обычных людей — и перед какими моральными дилеммами она их ставит. Как и «Содержанки», это прорывной сериал, который расширяет тематические возможности русского кино.

Где смотреть: на Start

триллер, драма

Группа депрограммеров пытается вытащить девушку из секты

В нулевые грузинский режиссер Гела Баблуани, учившийся киноискусству в Париже, громко заявил о себе эстетским триллером «13», снятым на французском языке (два приза Венецианского кинофестиваля, Гран-при «Сандэнса» за лучший иностранный фильм и награда «Открытие года» Европейской киноакадемии). Однако, как часто бывает с молодыми да ранними, он поехал монетизировать свой талант в Голливуд с авторемейком «13» — и потерпел сокрушительное фиаско. Следующий его фильм был снова на французском, а в этом году грузин неожиданно нашел пристанище на Premier, где вышел его сериал «Секта». Он посвящен нескольким депрограммерам (Евгений Коряковский, Павел Кузьмин и Алексей Суренский), которые берутся вытащить бывшую модель Нику (Анастасия Чистякова) из секты «Первозданных». В помощь себе они берут сиделку Лилю (Светлана Ходченкова), у которой в прошлом уже был сектантский опыт, а еще у нее есть дочь (Марта Тимофеева), обладающая паранормальными способностями. Однако глава секты Берк (Филипп Янковский) не дремлет и хочет вернуть Нику себе.

То, как несколько мужчин настойчиво пытаются изгнать из девушки беса, конечно же, напоминает хоррор «Экзорцист» — и Баблуани явно держал его в уме, когда брался за этот сценарий. Что ж, достойный ориентир, а грузин, надо признать, умеет нагнетать саспенс: у него сущим дьяволом выглядит Янковский, который тут отдувается за демона Пазузу, а притемненная картинка, как и сон разума травмированной героини Ходченковой, рождает чудовищ. Самые страшные моменты в «Секте» рождаются из-за незащищенности персонажей перед опутавшей все, как спрут, оккультной организацией. Чем дольше в сериале тлеет эта паранойя, тем интереснее его смотреть — особенно на фоне того, что у каждого героя (включая главного, который мистическим образом похож на капитана Флинта из сериала «Черные паруса») в шкафу таится уйма скелетов. 

Где смотреть: на «Premier»

триллер, эротика, драма

Эротический сериал Константина Богомолова про светскую Москву

Молодая и прыткая Марина (Маруся Фомина) живет в светлом хай-теке где-то в центре Москвы, ходит в элитный фитнес-клуб и ест клубнику, накалывая ягоды на коллекционную брошь стоимостью в тысячи долларов. Оплачивает ей все это крупный чиновник Игорь Долгачев (Сергей Бурунов) из загадочного неназванного федерального управления. Все в жизни Марины идет относительно гладко, пока из Саратова не приезжает подруга Даша (Софья Эрнст) — молодой, но очень амбициозный искусствовед.

Даша решает, что использовать дарителя раритетных брошей можно куда более эффективно, чем для содержания очередной провинциальной шлюхи, — и начинает игру. Но комбинация осложняется тем, что тесть Долгачева Петр Сергеевич (Александр Збруев) — крупная правительственная шишка, на которую работает проницательный психолог и по совместительству частный детектив Ольга Крутова (Александра Ребенок). А жена Долгачева Мила (Марина Зудина) давно свыклась с положением обманутой жены и охотно пользуется услугами молоденьких салонных жиголо вроде любовника Марины, начинающего актера Кира (Александр Кузнецов). Параллельно олигарх Глеб Ольховский (Владимир Мишуков) разруливает сложные отношения с женой Алисой (Ольга Сутулова), в процессе чего на его пути возникает следователь Лена (Дарья Мороз), несколько уставшая от безвольного мужа Алексея (Семен Штейнберг). Алиса не хочет терять перспективного и богатого мужа, поэтому пытается всеми силами воздействовать на его молодого адвоката Никиту (Леонид Бичевин), который вот-вот женится на милой и тихой Ульяне (Ирина Старшенбаум).  

Театральный режиссер Константин Богомолов, известный своими провокативными спектаклями на сцене, умело сбалансировал настроение «Содержанок» между чеховскими цинизмом и беспощадной прямотой с одной стороны и подчеркнутой условностью мелодраматического детектива с другой. При этом, несмотря на большое количество запутанных сюжетных любовных линий, режиссер смог не удариться в откровенную санта-барбару. Конечно, в этом сериале будут и трупы, и разоблачения, и немые сцены, и ощущение фальшивой сказки с плохим концом.

В принципе, несмотря на явное художественное сходство со «Сладкой жизнью» и «Изменами», Богомолов сумел сделать самобытное произведение, в котором довольно много правды. Кстати, даже то, за что «Содержанок» основательно отругали — подчеркнуто малоэмоциональная игра актеров, — также свидетельствует о близости к жизни: в этих потухших глазах, негромких голосах на фоне безликих роскошных интерьеров и есть нерв сегодняшней светской Москвы. Вяловатость, пресыщенность и никакого намека на настоящие чувства — да, так оно и есть. Даже несколько довольно откровенных сексуальных сцен (Богомолов расширяет границы допустимого не только в театре, но и в кино) не могут сделать эту жизнь острее и влить новую кровь в этих людей: истинная содержанка не способна вызвать любовь, будь она хоть юной нимфой, хоть лысым чиновником. Впрочем, кто знает — в конце заключительной серии первого сезона обещано продолжение. Может, во втором сезоне мы чему-то удивимся. Ксения Шумина

Где смотреть: на Start

триллер

Хоррор Романа Прыгунова: убитая девушка, шаманы, заполярный поселок и заезжий следователь в исполнении Евгения Цыганова

Мы уже писали про «Мертвое озеро» с омского кинофестиваля «Движение» и сравнивали его с «Твин Пиксом», так что остается только подытожить: это очень неровное шоу, оно могло быть и лучше, но, несмотря на все недостатки, в нем чувствуется определенный уровень и нерв. Там, где надо нагнать жути — оно делает это, и в отличие от развеселого и метамодернистского «Ривердейла», который тоже использует сюжетную матрицу «Твин Пикса», делает это не понарошку, а по-настоящему. Самая комичная и одновременно самая страшная сцена сериала — когда самый неоднозначный персонаж беседует с чучелом лисы. Да, порой создатели «Мертвого озера» совсем уж внаглую используют типажи и целые эпизоды из «Твин Пикса», но справедливости ради надо заметить, что они все-таки умудряются вывернуть их наизнанку и перепридумать. Представьте себе, что убили бы дочь не Лиланда Палмера, а Бена Хорна, агент Купер все-таки замутил с Одри, вместо одной Дамы с поленом были бы сразу две, Джози Пакард пошла с Беном на мировую, а убийство Лоры Палмер повесили бы на Пита Мартелла, — вот так и работает «Мертвое озеро».

Где смотреть: на Premier

детектив, драма

Подростки, суицид и травля детского психолога

Российские кинематографисты продолжают исследовать тему подростковых суицидов. Вслед за «4:59» появился еще один сериал, в центре внимания которого доведенный до самоубийства подросток Дима (Глеб Калюжный). Все дело в том, что его сестра Лина (Катерина Шпица) не просто детский психолог, но и ведущая популярного влога, так что есть веские основания полагать, что кто-то хотел ей сильно насолить, уверив Диму, что он заразился ВИЧ. Об этом узнает его подруга-хакерша Кира (Валерия Репина), но оказывается слишком поздно. Режиссером «#Dеток» выступил Вазген Каграманян, получивший «Золотого орла» за монтаж «Движения вверх», и надо сказать, что сериал смотрится так же бодро, как и спортивная драма про советских баскетболистов. Нет времени перевести дух, сюжет развивается стремительно, а конфликт максимально обострен, — но стоит отдышаться, и сразу понимаешь, что «#Dетки» очень сконструированная, а местами и вовсе надуманная вещь.

Где смотреть: на Okko

трагикомедия, спортивный

Комедийная драма про проштрафившегося футболиста и неблагополучных подростков

Хайповый футболист, капитан сборной России и очевидная калька с Кокорина и Мамаева Антон Ковалев (Никита Волков), отсидев два года за пьяный дебош, хочет вернуться в родной клуб, не подозревая о том, что за это время он успел превратиться в персону нон-грата. В клуб его не берут, знать не хотят, поэтому у Антона только одна дорога — в центр трудных подростков, который его когда-то и вывел в людей. Глава центра Герман (Александр Лыков) просит его подготовить местных юношей и девушек к районной Олимпиаде. Антон соглашается, думая, что это плевое дело, но он просто еще не в курсе, какие крепкие орешки эти детки.

Русские стриминговые сериалы начинают исследовать пресловутое «diversity»: ставка тут сделана на инклюзивность (главные герои из неблагополучных слоев) — и это отчаянно бросается в глаза. Другое дело, что сюжет про педагога, который не может ужиться с трудными подростками, не нов и был множество раз изучен в, скажем, «Классе 1984», «Учителе на замену» и других фильмах про молодежь, от которой стоит держаться подальше. Может ли сериал Рустама Ильясова предложить что-то принципиально новое в этом жанре? Пожалуй, все-таки нет. Зато он может предложить злободневную социальную повестку и выпуклых персонажей, которым как-то предстоит ужиться друг с другом. Стоит отметить, что «Трудные подростки» разделили со «Штормом» награду за «Лучший интернет-сериал хронометражем более 24 минут».

Где смотреть: на more.tv

комедия

Комедия о том, как непросто быть счастливым в современной России, — от создателей «Сладкой жизни»

Практикующий врач Аркадий (Шамиль Хаматов) вместе с женой Шурой (Марина Васильева) и сыном возвращается из США в Россию, где друг детства Евгений (Александр Паль) помогает ему устроиться в медицинский центр директором. У Шуры сложная культурная акклиматизация, Евгений клеит всех попало (в том числе и специалистку по иглоукалыванию Оксану (Мария Шалаева), хотя его основная цель — девственница Алена (Ясмина Омерович), а Аркадий пытается выстроить отношения с неуступчивым персоналом. У них вроде бы есть все, кроме счастья.

«Бихэппи» — экзистенциальная комедия про белых воротничков и кризис среднего возраста, которую поставил режиссер «Сладкой жизни» и сайфая «Лучше, чем люди» Андрей Джунковский. В первую очередь сериал будет интересен тем, кому за 30 — и кто понимает, что в его жизни что-то (а точнее все) пошло не так. Обаятельные артисты, смешной текст, много жизненных деталей и совсем немного производственной драмы — клиника, в которой работает Аркадий, отсылает к медицинскому процедуралу «Скорая помощь», но скорая помощь нужна скорее не пациентам, а главным героям. У Аркадия периодически случаются забавные галлюцинации, так что, видимо, неслучайно в роли смешного психиатра появляется Александр Кузнецов в парике, как у Фродо. Надо признать, что смотреть «Бихэппи» не скучно, но все же это не шедевр, а добротный нормкор, хотя, быть может, он еще покажет себя.

Где смотреть: на «Premier»