Пссс… хотите посмотреть продолжение «Дюны» прямо сейчас? Есть один вариант!

27 октября 2021
Евгений Ткачёв
27 октября 2021
Уже посмотрели «Дюну» Дени Вильнева? Тогда у вас наверняка осталось много вопросов, особенно если вы не читали книгу Фрэнка Герберта. Чтобы разобраться в сюжетных и смысловых хитросплетениях романа и его экранизаций, рекомендуем наш подробный гид. Мы же (с большим количеством спойлеров!) рассказываем, что получилось у фильма Вильнева, чего ждать от его сиквела (которому официально быть!) и какое продолжение можно посмотреть уже сейчас.
  • Как Дени Вильнев переделал фантастический роман Фрэнка Герберта — и чего ждать от продолжения

    Учитывая то, что книга Герберта написана полвека назад, были опасения, что за это время она растеряла всю свою актуальность. Но новая экранизация доказала, что это не так, ведь у фильма слишком много пересечений с реальной жизнью. На Ближнем Востоке (как и на Дюне) снова неспокойно, нефть (как и пряность, она же специя и спайс-меланж) все еще остается самой твердой валютой, а обладать ею хотят разные могущественные страны (как и влиятельные гербертовские Дома). Единственное, что действительно устарело в «Дюне», — это троп «белый спаситель», которым, по мнению самых прогрессивных кинокритиков, злоупотребляет Вильнев. И действительно, в первой части (точнее, даже в первой половине первой части) все выглядит так, будто белый как снег герцог Пол Атрейдес (Тимоте Шаламе) пришел к темнокожим (преимущественно) фременам, чтобы даровать им свободу от Харконненов. Но на самом деле это обманка. Уже в конце первой книги и последующих романах становится понятно, что Пол организует на Арракисе свой ИГИЛ и «Талибан» (террористические организации, запрещенные в России), а его сын, Лето II Атрейдес, под воздействием спайса со временем превратится не только в песчаного червя, но и в «пряную» версию Волан-де-Морта, настоящего тирана (см. четвертую книгу цикла «Бог-император Дюны»). Но это произойдет еще не скоро, а пока чем же фильм Вильнева отличается от других экранизаций Герберта?

    В первую очередь тем, что режиссер на визуальном уровне сделал то, что уже было в тексте романа — античную трагедию в научно-фантастическом сеттинге. Здания в фильме поражают воображение ориентальной монументальностью, солдаты сражаются с помощью не бластеров, а острых, как бритва, клинков, а воины герцога Лето (Оскар Айзек) так часто выкрикивают боевой клич «Атрейдесы! Атрейдесы!», что за ним начинает слышаться «Атриды! Атриды!», с которых это семейство и было списано.

    Еще главные герои, особенно парящий в воздухе без видимых усилий барон Владимир Харконнен (Стеллан Скарсгорд), похожи на богов-олимпийцев, саундтрек Ханса Циммера — на античный хор, а захват Арракина (столицы Арракиса) — на падение Трои, особенно учитывая то, что здесь есть и свой «троянский конь», непреднамеренно ставший предателем доктор Веллингтон Юэ (Чан Чень). Новая «Дюна» поставлена так, что люди выглядят в ней маленькими фигурками на фоне фьордов Каладана и пустыни Арракиса (которые снимали в Норвегии, Иордане и Абу-Даби), песчинками в руках фатума, так что не остается сомнений: камера в картине показывает не точку зрения какого-то из персонажей. Это ни много ни мало взгляд бога.

    Из нововведений: повествование теперь ведется от лица возлюбленной Пола, фременки Чани (Зендая), а не принцессы Ирулан, как было в книге и других экранизациях. Вильнев сделал доктора Кайнса женщиной (Шэрон Дункан-Брюстер), усилив тем самым фем-репрезентацию в фильме, избавился от второго племянника Харконнена Фейда-Раута (за обоих теперь отдувается монструозный Раббан в исполнении Дейва Баутисты из «Стражей Галактики») и несколько переделал сюжетную арку преданного воина Дункана Айдахо (Джейсон Момоа). У Герберта он присягал на верность и Атрейдесам, и фременам — Вильнев посчитал последнее лишним. Также нам подробно показывают, как Дункан бежит из осажденного Арракина, а затем спасает Пола и его мать, леди Джессику (Ребекка Фергюсон), в пустыне. Тем самым роль Джейсона Момоа в сюжете значительно увеличивается. 

    За 2,5 часа Вильнев экранизировал чуть больше половины книги, и это не учитывая флешфорварды, которые приоткрывают перед нами завесу того, что мы увидим во второй части фильма. Очевидно, что главной героиней в сиквеле станет Чани, которая фигурировала в видениях Пола, а полноценно появилась только перед самыми титрами. Скорее всего, ее глазами (глазами жены пророка) мы увидим, как Пол превращается в предводителя фременов Муад’Диба, Квисатц Хадераха (сверхчеловека) и махди (мессию). И как он от всего этого слетает с катушек. Уже в душераздирающей сцене выяснения отношений героя Шаламе с матерью было видно, что юноша не готов нести эту ношу. Что он против того, чтобы становиться мессией. Но, как и в любой античной трагедии, в «Дюне» балом правит рок, а значит, все предрешено: люди лишь следуют за своей судьбой. Об этом с фаталистической неизбежностью кричит буквально каждый кадр вильневской «Дюны».

    Когда выйдет сиквел — неизвестно. Режиссер только приступил к написанию сценария второй части. Поэтому, если вам не терпится увидеть, как Муад’Диб поведет фременов на Харконненов, можно прочитать роман, посмотреть экранизацию Дэвида Линча (правда, имейте в виду, что он переписал концовку) или лучше мини-сериал Джона Харрисона — конкретно с середины второй серии. Ну а если вам интересно узнать, что произойдет с Полом Атрейдесом и его потомками в дальнейшем, то рекомендуем сиквел сериала «Дети Дюны» — экранизацию второй и третьей книги.

  • Сиквел «Дюны» (2000), рассказывающий о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад

    «Война длилась 12 лет. 12 лет прошло с тех пор, как свергли императора Шаддама IV, а войска Пола Муад’Диба проникли во все уголки вселенной, уничтожая остатки старой императорской армии, громя и покоряя планету за планетой. Сметая на своем пути все, уничтожая всех непокорных. Миллионы людей погибли. Миллионы были безжалостно истреблены. Неповинные ни в чем люди канули в Лету, а имя Муад’Диб перестало быть словом молитвы, теперь оно стало проклятием», — с этих слов принцессы Ирулан (Джули Кокс), формальной жены Пола Атрейдеса (Алек Ньюман), начинаются трехсерийные «Дети Дюны» Грега Яйтанса по сценарию Джона Харрисона (первый эпизод — экранизация «Мессии Дюны», второй и третий — собственно, «Детей»). В общем, все как всегда: любая революция заканчивается кровавым террором. Любая революция пожирает своих детей.

    Ситуация усугубляется тем, что возлюбленная Пола Чани (Барбора Кодетова) не может забеременеть, потому что Ирулан с помощью яда отравила ее репродуктивные органы. Узнав об этом, фременка по совету племенной знахарки решает самоотверженно питаться только пряностью, чтобы, словно героиня Аглаи Тарасовой из второго «Льда», несмотря ни на что, подарить мужу наследника. Самоотверженно — потому что роды могут для нее закончиться летальным исходом. Впрочем, состояние Чани не единственная проблема Пола. Параллельно против него плетут заговор сестры тайного ордена Бене Гессерит, Гильдия Космонавигации и раса лицеделов с планеты Тлейлаксу, похожих на Безликих из «Игры престолов».

    Вообще если продолжать аналогию с «Игрой престолов», то «Мессия» выглядит так, как если бы Робб Старк вместо того, чтобы погибнуть на Красной свадьбе, все-таки стал правителем Семи королевств и потихоньку сам бы стал превращаться в Короля Ночи. В первой серии остро ставится главный для всей «Дюны» вопрос о предназначении. Пол видит свое будущее, видит своего будущего сына Лето II Атрейдеса (Джеймс МакЭвой), который в видениях рассказывает ему о Золотом пути — пути, по которому должно пойти человечество (его суть заключается в самосовершенствовании, но достигнуто оно будет высокой ценой). И тут возникает знакомый по сериалу «Тьма» временной парадокс, когда не только прошлое влияет на будущее, но и будущее влияет на прошлое. Возникает вопрос: где заканчивается свобода воли и начинается судьба? «Мессия» еще более фаталистическая история, чем сама «Дюна», потому что вообще не оставляет для Муад’Диба никакого выбора. Точнее, ему остается только одно решение: принять свою судьбу и плыть, точно бревно, по течению.  

    Однако, помимо терзаний Пола, мы еще видим и страдания простых людей, которых самым ужасным образом коснулись его судьбоносные решения. Например, командующего Фарука — воина-смертника, который участвовал в нескольких джихадах Муад’Диба, а когда сын Фарука ослеп в одной из битв, фремен исцелился от тяги к джихаду и возненавидел Пола. Эти персонажи, случайные жертвы наполеоновских планов императора Дюны, отлично оттеняют фигуру главного героя и показывают, какой ценой на самом деле досталась его победа. Как опять же говорит Ирулан: «История дает нам понять лишь одно: любая революция несет в себе семена собственной гибели, и могущественная империя падет — рано или поздно». В этой ситуации Муад’Дибу остается либо умереть героем, либо жить до тех пор, пока он не станет негодяем. После смерти Чани и рождения близнецов Лето и Ганимы ослепший Пол предпочитает оставить трон и уйти в пустыню.

    Поэтому главными героями второй и третьей серии становятся Лето, Ганима (Джессика Брукс), их бабушка, леди Джессика (Элис Крайг), их тетя, регентша Алия (Даниела Амавия), ее муж, один из многочисленных гхол (то есть клонов) Дункана Айдахо (Эдвард Аттертон) и старшая сестра принцессы Ирулан — Венсиция Коррино (Сьюзан Сарандон), которая задумала уничтожить дом Атрейдесов. Благо сделать это не так уж и сложно: в голове Алии поселился призрак ее покойного деда, злокозненного барона Владимира Харконнена (Иэн МакНис), поэтому девушка постепенно сходит с ума и превращается в кровавую барыню, которая не щадит никого.

    Именно в этой части Лето II начинает потихоньку трансформироваться в песчаного червя и проповедовать Золотой путь, а его отец Муад’Диб, подобно Христу, ступает на собственную Голгофу. Семейные разборки в «Детях Дюны» достигают апогея, Лето и Ганима зеркалят своего отца Пола и тетю Алию, остро встает вопрос дурной наследственности: как быть, если ген зла у тебя в крови? «Дети» отвечают на этот вопрос с опять же античной прямолинейностью: искупление в мире Дюны возможно только за счет пролитой крови. Несмотря на жизнеутверждающий вроде бы финал, закончится история Лето довольно печально, но увидеть это пока нельзя: до дальнейших экранизаций книг Герберта кинематографисты еще не добрались. Если же говорить о главном — художественных достоинствах «Детей Дюны», то это, конечно, не такой большой модернистский проект, как «Дюна» Вильнева, в них вложено гораздо-гораздо меньше денег и таланта, но сняты они неплохо, МакЭвой традиционно отличный и общее представление о том, куда двинется сага, они дают. Так что это прекрасный повод глубже погрузиться в мир «Дюны», если вы не боитесь спойлеров.

Пссс… хотите посмотреть продолжение «Дюны» прямо сейчас? Есть один вариант!
Пссс… хотите посмотреть продолжение «Дюны» прямо сейчас? Есть один вариант!
27 октября 2021
20 фильмов и сериалов с Венецианского кинофестиваля-2021, которые мы ждем
20
фильмов и сериалов с Венецианского кинофестиваля-2021, которые мы ждем
11 сентября 2021
Кинопремьеры недели: «Дюна», «Узники страны призраков» и «Молчание ягнят»
Кинопремьеры недели: «Дюна», «Узники страны призраков» и «Молчание ягнят»
15 сентября 2021
«Довод», «Черная вдова», новые «Охотники за привидениями»: самые ожидаемые блокбастеры 2020 года
«Довод», «Черная вдова», новые «Охотники за привидениями»: самые ожидаемые блокбастеры 2020 года
9 января 2020