Москва

Пссс… хотите посмотреть продолжение «Дюны» прямо сейчас? Есть один вариант!

Евгений Ткачёв
В конце февраля на экраны выйдет сиквел «Дюны» Дени Вильнева? Если вам не терпится увидеть, как Муад’Диб поведет фременов на Харконненов, можно прочитать роман, посмотреть экранизацию Дэвида Линча (правда, имейте в виду, что он переписал концовку) или лучше мини-сериал Джона Харрисона (конкретно с середины второй серии) или внимательно изучить наш гид. Ну а если вам интересно узнать, что произойдет с Полом Атрейдесом и его потомками в дальнейшем, то рекомендуем сиквел сериала «Дети Дюны» — экранизацию второй и третьей книги.
  • Дети Дюны
    Фантастика

    «Война длилась 12 лет. 12 лет прошло с тех пор, как свергли императора Шаддама IV, а войска Пола Муад’Диба проникли во все уголки вселенной, уничтожая остатки старой императорской армии, громя и покоряя планету за планетой. Сметая на своем пути все, уничтожая всех непокорных. Миллионы людей погибли. Миллионы были безжалостно истреблены. Неповинные ни в чем люди канули в Лету, а имя Муад’Диб перестало быть словом молитвы, теперь оно стало проклятием», — с этих слов принцессы Ирулан (Джули Кокс), формальной жены Пола Атрейдеса (Алек Ньюман), начинаются трехсерийные «Дети Дюны» Грега Яйтанса по сценарию Джона Харрисона (первый эпизод — экранизация «Мессии Дюны», второй и третий — собственно, «Детей»). В общем, все как всегда: любая революция заканчивается кровавым террором. Любая революция пожирает своих детей.

    Ситуация усугубляется тем, что возлюбленная Пола Чани (Барбора Кодетова) не может забеременеть, потому что Ирулан с помощью яда отравила ее репродуктивные органы. Узнав об этом, фременка по совету племенной знахарки решает самоотверженно питаться только пряностью, чтобы, словно героиня Аглаи Тарасовой из второго «Льда», несмотря ни на что, подарить мужу наследника. Самоотверженно — потому что роды могут для нее закончиться летальным исходом. Впрочем, состояние Чани не единственная проблема Пола. Параллельно против него плетут заговор сестры тайного ордена Бене Гессерит, Гильдия Космонавигации и раса лицеделов с планеты Тлейлаксу, похожих на Безликих из «Игры престолов».

    Вообще если продолжать аналогию с «Игрой престолов», то «Мессия» выглядит так, как если бы Робб Старк вместо того, чтобы погибнуть на Красной свадьбе, все-таки стал правителем Семи королевств и потихоньку сам бы стал превращаться в Короля Ночи. В первой серии остро ставится главный для всей «Дюны» вопрос о предназначении. Пол видит свое будущее, видит своего будущего сына Лето II Атрейдеса (Джеймс МакЭвой), который в видениях рассказывает ему о Золотом пути — пути, по которому должно пойти человечество (его суть заключается в самосовершенствовании, но достигнуто оно будет высокой ценой). И тут возникает знакомый по сериалу «Тьма» временной парадокс, когда не только прошлое влияет на будущее, но и будущее влияет на прошлое. Возникает вопрос: где заканчивается свобода воли и начинается судьба? «Мессия» еще более фаталистическая история, чем сама «Дюна», потому что вообще не оставляет для Муад’Диба никакого выбора. Точнее, ему остается только одно решение: принять свою судьбу и плыть, точно бревно, по течению.  

    Однако, помимо терзаний Пола, мы еще видим и страдания простых людей, которых самым ужасным образом коснулись его судьбоносные решения. Например, командующего Фарука — воина-смертника, который участвовал в нескольких джихадах Муад’Диба, а когда сын Фарука ослеп в одной из битв, фремен исцелился от тяги к джихаду и возненавидел Пола. Эти персонажи, случайные жертвы наполеоновских планов императора Дюны, отлично оттеняют фигуру главного героя и показывают, какой ценой на самом деле досталась его победа. Как опять же говорит Ирулан: «История дает нам понять лишь одно: любая революция несет в себе семена собственной гибели, и могущественная империя падет — рано или поздно». В этой ситуации Муад’Дибу остается либо умереть героем, либо жить до тех пор, пока он не станет негодяем. После смерти Чани и рождения близнецов Лето и Ганимы ослепший Пол предпочитает оставить трон и уйти в пустыню.

    Поэтому главными героями второй и третьей серии становятся Лето, Ганима (Джессика Брукс), их бабушка, леди Джессика (Элис Крайг), их тетя, регентша Алия (Даниела Амавия), ее муж, один из многочисленных гхол (то есть клонов) Дункана Айдахо (Эдвард Аттертон) и старшая сестра принцессы Ирулан — Венсиция Коррино (Сьюзан Сарандон), которая задумала уничтожить дом Атрейдесов. Благо сделать это не так уж и сложно: в голове Алии поселился призрак ее покойного деда, злокозненного барона Владимира Харконнена (Иэн МакНис), поэтому девушка постепенно сходит с ума и превращается в кровавую барыню, которая не щадит никого.

    Именно в этой части Лето II начинает потихоньку трансформироваться в песчаного червя и проповедовать Золотой путь, а его отец Муад’Диб, подобно Христу, ступает на собственную Голгофу. Семейные разборки в «Детях Дюны» достигают апогея, Лето и Ганима зеркалят своего отца Пола и тетю Алию, остро встает вопрос дурной наследственности: как быть, если ген зла у тебя в крови? «Дети» отвечают на этот вопрос с опять же античной прямолинейностью: искупление в мире Дюны возможно только за счет пролитой крови. Несмотря на жизнеутверждающий вроде бы финал, закончится история Лето довольно печально, но увидеть это пока нельзя: до дальнейших экранизаций книг Герберта кинематографисты еще не добрались. Если же говорить о главном — художественных достоинствах «Детей Дюны», то это, конечно, не такой большой модернистский проект, как «Дюна» Вильнева, в них вложено гораздо-гораздо меньше денег и таланта, но сняты они неплохо, МакЭвой традиционно отличный и общее представление о том, куда двинется сага, они дают. Так что это прекрасный повод глубже погрузиться в мир «Дюны», если вы не боитесь спойлеров.

    Подробнее о фильме Смотреть онлайн