Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
25 декабря 2023

Лучшие фантастические фильмы 2023 года

Евгений Ткачёв, Арсений Омельченко
Фантастика все еще остается проблемным жанром. Несмотря на успех второго «Аватара», кинематографисты не спешат вкладываться в большой сайфай, так как он не приносит прибыли (см., например, «Создателя»). Была надежда, что «Марвел» и DC снова выведут этот жанр в мейнстрим благодаря своим мультивселенными, однако супергеройские блокбастеры проваливаются один за другим. Так что теперь вся надежда на стриминги — скажем, в конце года на «Нетфликсе» вышла первая часть амбициозной дилогии Зака Снайдера «Мятежная Луна». Рассказываем, какие еще свежие научно-фантастические фильмы стоит посмотреть.

Едва Стражи Галактики налаживают мирный быт на станции «Забвение», как откуда ни возьмись появляется бронзовый сверхчеловек (Уилл Полтер), который тяжело ранит Ракету. Вылечить его мешает встроенный в тело чип, принадлежащий компании «Оргокорп». Чтобы спасти друга Стражам придется встретиться с ее главой — Высшим Эволюционером (Чуквуди Ивуджи) — и открыть мрачные тайны из прошлого антропоморфного енота.

Это самая выстраданная (во всех смыслах) для Джеймса Ганна часть франшизы. Работа над проектом началась еще в 2017 году, но спустя год компания Disney решила уволить Ганна из-за скандала вокруг его старых твитов. Благо закенселить режиссера не получилось — на его защиту встали как коллеги по цеху, так и несметная армия фанатов, после чего студия пошла на попятную. Однако к тому времени Ганн уже переметнулся в стан главных диснеевских конкурентов — Warner Bros. Поэтому пришлось ждать, пока он доделает новый «Отряд самоубийц» и его сериальное продолжение «Миротворец». Триквел «Стражей» вышел самой взрослой и мрачной частью трилогии. Это настоящее прощание, по ходу которого зрители обязательно пару-тройку раз как следует всплакнут — может, о судьбе Стражей, а может, об уходящей эпохе кинокомиксов. Но при всем лиризме и надрыве фильма, заметно, что Ганну явно наскучило работа в пластмассовом мире Disney и Marvel с их вечным желанием всем угодить. Сюжетные перипетии до неприличия разросшейся киновселенной сковывают фантазию и служат лишь материалом для того, что Ганну по-настоящему хочется снимать — бойкой и безбашенной инди-фантастики с хлестким социальным подтекстом.

6.3
Создатель
2023, Трагикомедия

В недалеком будущем в центре Лос-Анджелеса взрывается атомная бомба. Западный мир во главе с США обвиняет во всем искусственный интеллект и объявляют машинам непримиримую войну, в то время как страны Юго-Восточной Азии пытаются найти путь гармоничного сосуществования с роботами. Работая в Новой Азии под прикрытием агент США Джошуа Тейлор (Джон Дэвид Вашингтон) теряет на задании беременную жену, после чего бросает службу. Однако спустя несколько лет его вновь вербуют на задание, посулив за помощь в уничтожение нового азиатского супероружия встречу с супругой, которая, возможно, все еще жива.

Разочарованный работой над студийными блокбастерами вроде «Годзиллы» и «Изгой-один» (который даже после лютого перемонтажа остался едва ли не лучшей частью новых-новых «Звездных войн») Гарет Эдвардс решил вернуться к проверенным методам инди-кино времен «Монстров». Для этого он отправил несколько «партизанских отрядов» снимать по всей Азии отдельные сцены на фоне завораживающей натуры, а потом прямо поверх не зачищенного от цифровых шумов изображения наложил спецэффекты. В итоге за скромные 80 миллионов долларов ему удалось создать поразительное по красоте и визуальной свежести кино, встающее в один ряд с работами Джеймса Кэмерона и Питера Джексона. А вот в плане сюжета кино, напротив, не предлагает ничего нового, довольно топорно склеивая очередную антиколониальную сказку из заученных штампов фантастики 1980–1990-х годов. С другой стороны, выросшие на таком кино миллениалы почувствуют себя тут как дома.

На окраину Галактики прилетают солдаты Империума, чтобы для нужд армии изъять весь урожай фермеров мирной луны Вельдт. Но на свою беду они не в курсе, что среди этих фермеров живет бывшая воительница Империума Кора (София Бутелла). Сначала она не хочет вмешиваться, но когда видит, что имперские солдаты пытаются изнасиловать местную девушку, то убивает их всех. А затем вместе с фермером Гуннаром (Михил Хейсман) отправляется в большой мир, чтобы нанять наемников, которые вместе с ней смогли бы защитить деревеньку.

Снайдеровский «Обитаемый остров»? Или «Хроники Риддика»? От «Мятежной Луны» можно было ожидать чего угодно, но, как и обещал режиссер, это оказались «Семь самураев» в сеттинге «Звездных войн». Собственно, так идею фильма кинематографист питчил Кэтлин Кеннеди, главе Lucasfilm, когда еще были шансы, что это кино сможет стать частью настоящей вселенной Star Wars. Однако Lucasfilm приобрел Disney, проект лег на полку, а Снайдер продал идею «Нетфликсу». Может, оно и к лучшему. А то снял бы Зак что-то не укладывающиеся в диснеевскую политику — и фильм позвали бы переснимать Джей Джея Абрамса (так же, как Джосс Уидон переделывал снайдеровскоую «Лигу справедливости»).

Как и «Обитаемый остров», «Мятежная Луна» состоит из двух частей (сам режиссер мечтает о трилогии и сериале). Как и бондарчуковская дилогия по Стругацким, «Rebel Moon» выходит на Новый год и в апреле. Критики уже успели распять ее на межгалактическом щите, но, по сути, единственная проблема первой части заключается в том, что «Дитя огня» заканчивается, не успев начаться. Это двух с половиной часовая экспозиция, в которой нас знакомят с миром и героями. София Бутелла вербует наемников для защиты деревеньки от звездного десанта и время от времени вступает в противостояние с врагом. Но режиссер при этом пытается придать истории мифологическое измерение — то, чего начисто лишились трушные «Звездные войны». И пусть криво и косо, но у него это получается.

Как и всякий большой художник, Снайдер заимствует отовсюду. Помимо «Звездных войн» (у героев не световые, а светящиеся мечи) и «Звездного десанта» (имперские штурмовики тут откровенные нацисты), это и «Властелин Колец», и даже немного «Крулл». Есть здесь и своя Шелоб — паучиха Хармада (неузнаваемая Джена Мэлоун), схватка с которой, один из центральных шоустопперов картины. Надеемся, что в следующих частях таких шоустопперов будет еще больше, а Снайдер совсем пойдет вразнос.

После разрушения коллайдера-портала дела в разных вселенных вроде пошли на лад. Но внезапно в мир Гвен Стейси врывается Стервятник из другого измерения, а за ним — целый отряд людей-пауков, организовавших нечто вроде межпространственной полиции. Они принимают девушку в свои ряды, а затем отправляют на задание в мир ее друга Майлза Моралеса, где взрыв того самого коллайдера породил нового злодея — Пятно, угрожающего мультивселенной. Впрочем, самого Майлза новое начальство Гвен тоже не жалует и считает не меньшей угрозой «канону».

Первая часть запланированной трилогии — «Через вселенные» — навела шороху сразу в нескольких мирах (а возможно, и измерениях). А еще увела «Оскар» из-под носа у анимационных патриархов из Disney и Pixar и найдя формулу той самой перезагрузки, которую безуспешно ищут Marvel и DC. Поэтому сиквел не заставил себя ждать. Правда, по пути сменился режиссерский состав: теперь у руля Джастин Томпсон, Кемп Пауэрс («Душа») и Жуакин Душ Сантуш («Аватар: Легенда об Аанге»). Но это не сказалось на качестве. Мультфильм изо всех сил старается развивать сильные стороны оригинала — в плане и сюжета, и анимации. Каждая вселенная предлагает свой уникальный визуальный стиль: от пастельных тонов мира Гвен Стейси до Стервятника с чертежей Да Винчи или панк-паука с обложек альбомов Sex Pistols. Авторы не только пытаются выжать из зрителей слезу, но и с постмодернистских позиций переосмыслить существование героев в мультивселенной. Развивают идею молодежного нонконформизма до масштабов борьбы с каноном, олицетворяющим одновременно и косность общества, и сюжетную матрицу, сидящую в головах у зрителей.

Бард и немного грабитель Эдгин Дарвис (Крис Пайн) на пару с боевой подругой Хольгой (Мишель Родригес) сбегают из тюрьмы. Первым дело они отправляются проведать приемную дочь Эдгина — Киру (Хлоя Колман), которую взял под опеку их бывший подельник Фордж (Хью Грант). Вот только тот за пару лет сильно изменился: стал лордом замка, где занимается какой-то оккультной дичью под руководством таинственной колдуньи (Дейзи Хед, повторяющая свою роль из «Девятой» Николая Хомерики). Чтобы победить его и вернуть девочку, придется срубить немало голов и украсть солидную коллекцию магических артефактов!

Это уже не первая попытка по превращению «величайшей настольной игры» в кино: в 1980-х по ней выходил мультсериал, а в начале 2000-х долго обивавший голливудские пороги фанат и энтузиаст Кортни Соломон все же добился своего и снял с треском провалившийся фильм. После за права на экранизацию разыгралась нешуточная судебная битва, победителем из которая в итоге вышла студия Paramount. Она нашла для франшизы достойных авторов — неразлучную парочку Джона Фрэнсиса Дейли и Джонатана Голдстайна, уже снявших уморительные «Ночные игры». В их постановке лихая сказка-ограбление намеренно старается соответствовать не столько киношным, сколько игровым стандартам. Герои прыгают от квесту к квесту, получают в награду колдовские безделушки, которые тут же тратят на очередные приключения. А своей ироничной интонацией и принципом «ни шагу без гэга» фильм сильно напоминает тех же «Стражей Галактики». Хотя, конечно, первую часть: до размаха второй и драматизма третьей этой экранизации «Подземелий и драконов» пока далековато.

До того как вспыхнуло пламя революции и запела сойка-пересмешница в Панеме жил да был паренек Кориолан Сноу (Том Блит) из обнищавшего аристократического рода, которому выпал шанс стать ментором трибутки 12-го Дистрикта Люси Грей Бэрд (Рейчел Зеглер) на десятых ежегодных голодных играх — реалити-шоу про игры на выживание. Кориолан почти сразу же влюбился в Люси, помог ей победить и жить бы им счастливо в лесу, однако амбиции юноши простирались гораздо шире.

Origin, или, иначе говоря, история происхождения злодея, — модная нынче тема в кино (см., например, «Джокера» или «Круэллу»). Вот и авторка «Голодных игр» Сьюзен Коллинз решила обратиться к молодым годам будущего диктатора Панема Кориолана Сноу, а в режиссерское кресло экранизации вернулся Фрэнсис Лоренс. Казалось, ну что хорошего может из этого выйти, ведь франшиза уже отжила свое. Но оказалось, что нет! «Баллада о змеях и певчих птицах», пожалуй, лучшая часть «Голодных игр». Как и «Тайны Дамблдора», она исследует генезис фашизма, но, в отличие от «Фантастических тварей», намного увлекательнее и умнее. «Баллада» — практически слоубернер. Стоит перетерпеть первые две части (в идущем почти три часа фильме они обозначены как главы), чтобы насладиться финальной. В ней с ошарашивающей простотой показано, как путь из моральных компромиссов приводит власти предержащие к кровавому трону, а костры амбиций превращаются в пламя, которое оказывается ой как не просто потушить. Тому, кто стал у власти (пусть по праву), вернее нет могилы, чем трибуна, с которой слышит он хвалу.

Если действие первого фильма происходило в 2075-м, когда Земля пролетала мимо Юпитера, то события приквела разворачиваются между 2044 и 2058 годами, когда человечество только планирует запустить родную планету подальше от умирающего Солнца. Помимо глобальных катастроф строителям планетарных двигателей мешают сторонники переселения человечества в виртуальный мир и террористы. А в центре всех этих перипетий находятся два героя — будущий бравый пилот из первого фильма Лю Пэйцян (У Цзин) и программист Ту Хэньгю (Энди Лау), мечтающий подарить погибшей дочери электронную загробную жизнь.

Невероятный кассовый успех первой картины на счастье или на беду совпал с охлаждением отношений между Китаем и США — в итоге партийные и киношные функционеры взяли однозначный курс на импортозамещение дорогих западных блокбастеров. Поймав этот ветер перемен, режиссер Франт Гво решил растянуть небольшой рассказ Лю Цысиня до размеров солидной франшизы (третий фильм находится уже в разработке). Если первая часть изображала из себя респектабельную космофантастику, то вторая пускается во все тяжкие фильмов-катастроф. Причем это не только обозначение жанра, но и базовая сюжетная матрица: фильм делится на две большие катастрофы, которые распадаются на отдельные эпизоды-катастрофы, что под конец слегка утомляет. Зато, в отличие от западных аналогов, кино заряжено уютным идеологическим оптимизмом. Ведь все невзгоды объединенное человечество мужественно преодолевает (о чем мы уже знаем из предыдущего фильма) во главе с мудрой китайской компартией.

Пока на стриминге AppleTV+ идет сериал «„Монарх“: Наследие монстров» про кайдзю, в международном прокате шагает японский «Годзилла». Фильм собрал неплохую кассу, страшно понравился зрителям и критикам — и вот почему. В картине есть любопытный сюжетный прием. Например, если в десятой «Пиле» в первые тридцать минут (почти) никого не пилят, то тут (почти) нет Годзиллы. Он появляется не сразу, как акула в спилберговских «Челюстях». Иначе говоря, весь «минус» первый акт отдан под неспешное знакомство с главными героями. Это оставшийся без семьи летчик-камикадзе (Рюноскэ Камики) и девушка-бродяжка (Минами Хамабэ) с чужим ребенком, которых он приютил. Вместе они пытаются выжить на руинах послевоенной Японии. Для этого летчик устраивается работать на катер, чтобы из пулемета расстреливать морские мины, оставшиеся после Второй мировой войны. Во время одного из таких заплывов его команда и натыкается на Годзиллу. В последнее время в голливудских фильмах принято показывать кайдзю как защитника человечества, благородного титана. Однако у японцев все возвращается на круги своя. Годзилла снова бич Божий. Такой же грех, как и титаны в «Атаке титанов», которые тоже, в свою очередь, были вдохновлены фильмами про кайдзю. В итоге семейная драма, помноженная на фильм-катастрофу, работает очень неплохо. Давно уже японцы не снимали ничего столь мощного про своего любимого домашнего динозавра.

Харрисон Форд снова на коне! Актер вернулся к своей самой козырной (после Хана Соло) роли, чтобы навалять недобитым нацистам на излете 1960-х, когда вместо того, чтобы копаться в своем прошлом на руинах древних цивилизаций, человечество устремилось в космос. Дело происходит после высадки американцев на Луне: ученый из Третьего рейха (Мадс Миккельсен) хочет раздобыть антикитеру — сконструированный Архимедом механизм, который не только способен предсказать положение небесных тел, но и отправить человека в прошлое. Ему противостоят профессор Джонс (Форд) и дочка его лучшего друга (Фиби Уоллер-Бридж) — авантюристка по прозвищу Вомбат. От нового «Индианы Джонса» впечатления как от свежих «Звездных войн»: круто, но непонятно — зачем? К тому же «родные» Сиракузы за пятьдесят лет до Индианы уже спасали советские школьники в мультфильме «Коля, Оля и Архимед». Однако харизме Форда все еще трудно сопротивляться, звезда «Дряни» Уоллер-Бридж здорово вписалась в эту мужскую по большей части франшизу (не беспокойтесь, Мэрион в исполнении Карен Аллен тоже появится), а такое залихватское приключенческое кино не то чтобы каждый день дают. Ну и в упрямом нежелании Инди вешать шляпу на гвоздь есть что-то страшно обаятельное.

65
2021, Боевик

65 миллионов лет назад жители далекой планеты Сомарис, неотличимые от будущих землян, бороздят просторы космоса. Стараясь заработать на лечение дочери (Хлоя Колман), астронавт Миллс (Адам Драйвер) подписывается на разведывательную миссию. Однако корабль сталкивается с летящим к Земле астероидом, и падает на поверхность планеты. Из экипажа помимо Миллса выживает только маленькая девочка Коа (Ариана Гринблатт). Вместе им предстоит добраться до спасательной капсулы, прорвавшись сквозь полчища кровожадных динозавров, пока злополучный метеорит не прихлопнул их за компанию с древними ящерами.

Новая режиссерская работа Скотта Бека и Брайана Вудса, снявших хоррор «Они», но больше известных как соавторы сценария дилогии Джона Красински «Тихое место». Одним из продюсеров картины выступил сам Сэм Рейми. Хай-концепт фильма понятен любому, кто когда-нибудь увлекался лихой боевой фантастикой 1970-1980-х годов: одинокий воин из будущего с бластером наперевес противостоит целой планете динозавров. Для драматизма герою Драйвера (который, кажется, впервые использует здесь свои навыки морпеха) выдают в спутницы осиротевшую малышку, с которой они к тому же говорят на разных языках (знакомая ситуация для каждого родителя). К сожалению, кино не дожимает ни одну линию до конца: отношениям героев не хватает амплитуды, CGI-динозаврам — бюджета, экшну — размаха и выдумки. На выходе — захватывающая и напряженная выживалка в духе глупой, но мясистой фантастики старой школы.

Джонни Кейдж на голливудских холмах ищет пропавшую партнершу по съемкам в боевике «Ниндзя-мим» и попутно раскрывает все секреты Лос-Анджелеса. Кто бы мог подумать, что Mortal Kombat переварит в себе даже запутанный калифорнийский неонуар «Под Сильвер-Лэйк», но вот поди же: Кейдж оказывается в эпицентре такого сюрреалистического линчевского замеса, что становится не по себе. Представьте себе «Малхолланд-драйв», в котором герои, вместо того чтобы выяснять отношения со своими двойниками, начали бы махать кулаками и бить ногой с разворота — вот так и выглядит «Матч Кейджа», в котором сатанинскому заговору приходится противостоять протагонисту в белом пиджаке, на роскошной тачке под попсовый саундтрек и другие приметы блестящих 1980-х.

Режиссер: Итан Сполдинг
Нимона
2023, Мультфильм

«Нимона» — мультфильм трудной судьбы. Изначально его делала студия Blue Sky («Ледниковый период», «Рио») — дочерняя компания 20th Century Studios. Однако, когда 21st Century Fox приобрел «Дисней», он выразил недовольство гей-линией в проекте (удивительно при этом, что в «Странном мире» он против нее не возражал) и прикрыл картину вместе с Blue Sky. Казалось, что лента канула в Лету, но тут ее подхватила компания Annapurna Pictures и довела до ума для «Нетфликса». И, надо сказать, что если бы «Нимоны» не было бы, ее стоило выдумать. Это совершенно чумовая экранизация одноименного комикса, действие которого происходит в удивительном сеттинге: это как бы мир «Бегущего по лезвию» с летающими машинами и лазерами, но в котором есть рыцари и прочие средневековые анахронизмы. Главный герой — Баллистер Болдхарт, простолюдин, который получает возможность стать паладином. Однако такое разрушение «стеклянного потолка» нравится не всем в высших, аристократических кругах. Баллистера обвиняют (несправедливо, разумеется) в убийстве королевы Валерин. Подставленный рыцарь, преследуемый всеми (в том числе своим возлюбленным, сэром Амброзиусом Голденлойном) пускается в бега. И встречает гиперактивную девочку-оборотня Нимону, которая вызывается ему помочь. В мультфильме совершенно потрясающая анимация, но он цепляет не только визуальной, но и содержательной стороной. Помимо правозащитного пафоса, он может похвастаться и захватывающим сюжетом, в котором оказывается намешана тысяча жанров: от бадди-муви до фильма-ограбления, от сайфая до фэнтези, от ромкома до боевика.

Режиссер: Ник Бруно

Уже седьмой фильм в киновселенной легендарного сайфай-сериала «Вавилон-5» — только на этот раз анимационный. К рулю франшизы вернулся ее отец-основатель, фантаст Джозеф Майкл Стражински, а режиссером стал Мэтт Питерс — постановщик из анимационного департамента Warner Bros., ответственного за мультфильмы по комиксам DC. Как и у всякой герметичной киновселенной, у «Вавилона-5» высокий порог входа: в этот мир нельзя просто так зайти с мороза. Поэтому, если вы не фанат франшизы, то будьте готовы, что вашей первой реакцией на «Дорогу домой» будут слова «кто все эти люди и что вообще происходит?». Однако ничего, вы быстро привыкнете. Итак, после окончания Войны теней (но до событий шестой полнометражки «Затерянные сказания») президент Межзвездного альянса Джон Шеридан отправляется со станции «Вавилон-5» на Минбар — родную планеты своей возлюбленной Деленн, — чтобы принять участие в открытие силовой установки (грубо говоря, электростанции). Но тут ему резко становится плохо, потому что источником энергии установки являются тахионы. Шеридана размазывает во времени и пространстве. При этом главный герой попадает как в будущее, так и в параллельные реальности. Иначе говоря, «Дорога домой» заигрывает с модным нынче мультиверсом. А Шеридан не только открывает для себя мультивселенную, но и оказывается в самых диких ситуациях, отдельным из которых даже позавидует марвеловский мультсериал «Что, если…?».

Режиссер: Мэтт Питерс

Из-за экспериментов в канализацию случайно попадает мутагенное вещество, которое делает разумными четырех маленьких черепашек: Леонардо, Рафаля, Микеланджело и Донателло. Их берет на поруки и обучает искусству ниндзя другой мутант — крыса Сплинтер (его озвучивает Джеки Чан). Спустя пятнадцать лет юным героям придется выбраться из уютного подземелья и встретить на поверхности другие порождения безумного ученого. А заодно понять, что не все мутанты — их друзья, а люди — враги.

Задуманные как сатира на комиксовых супергероев, «Черепашки-ниндзя» за сорок лет захватили сначала индустрию игрушек, а затем и сердца юных зрителей благодаря уже нескольким мультсериалам. А вот на большом экране «Черепашки» оказывались не так часто. Очередную вылазку затеял комик, продюсер и просто фанат комиксов Сет Роген, который с командой единомышленников решил перезапустить франшизу, усадив в режиссерское кресло Джеффа Роу, сценариста «Разочарования» и «Гравити Фолз», недавно дебютировавшего в режиссуре с душевным постапокалипсисом «Митчеллы против машин». Последний, кстати, продюсировали те же люди, что и «Человек-паук: Через вселенные». Дух суперхитового «паучьего» перезапуска вовсю витает и над «Черепашками». Рисовка здесь напоминает безумную смесь пластилиновой анимации с небрежными набросками на полях тетрадки, а от бешеного ритма под классный саундтрек захватывает дух. Отдельной похвалы заслуживает и глубина скамейки актеров озвучания во главе с Джеки Чаном и Айс Кьюбом (так что смотреть лучше в оригинале). Что касается содержания, то тут мультфильм, мягко говоря, не выглядит революционно, хотя за иронию и постоянные метаподколы ему, пожалуй, можно простить слегка назидательный тон.

Режиссер: Джефф Роу
Соколиное озеро
2022, Мелодрама

13-летний Бастьен (Джозеф Энджел) приезжает с родителями и младшим братиком из Парижа в шале на берегу озера в Квебеке, где живет близкая подруга его матери и ее дочь — 16-летняя оторва Хлоя (Сара Монпети). Медленно, но неотвратимо между подростками завязываются дружеские отношения, которые перерастают в романтические чувства. Но поскольку Эрос всегда идет рука об руку с Танатосом, над ними нависает тень озерного призрака, которого, может быть, и нет, но в финале он точно появится.

В основе картины канадской экс-модели Шарлотты Ле Бон — восьмидесятническая фантастика и страшилки, которые в этой истории как бы существуют фоном. Герои могут пошутить про спилберговского «Инопланетянина», но до поры до времени чертовщина не поднимает голову: все-таки в первую очередь это история первой любви. Но неспроста водоем рядом с домом похож на Хрустальное озеро, а Хлоя просит Бастьена попозировать ей в виде призрака — в простыне с прорезями для глаз. Чем больше Эрос, тем больше Танатос, а в фильме есть гениальная, наглядно иллюстрирующая эту мысль сцена (не хуже, чем в ремейке «Пятницы, 13-е»). Чем дальше в озеро заходит боящийся воды Бастьен, тем больше Хлоя приоткрывает ему свою грудь — таким образом, подростки не только исследуют свою сексуальность, но и играют со смертью. Наверное, так на французском языке выглядели бы «Очень странные дела» — с пляжными вечеринками, первым сексом, большим количеством еды и алкоголя и другими приметами европейского, по большему счету, кинематографа. К слову, это уже не первая попытка снять «ОСД» на канадской земле. До этого было «Лето 84», тоже заканчивающиеся шокирующим, трагическим образом, но вайб «Озера» ближе к «Элли и Джулс» — австралийскому ситкому про дружбу мальчика с призраком девочки. Это хоть и печальное, но обезоруживающе трогательное, нежное, смешное и неловкое, как и любой подросток, кино про первую любовь и последние почести.

Бринн (Кейтлин Девер) живет затворницей в фамильном доме на окраине небольшого американского городка. И вот однажды в ее размеренный быт врывается необычный гость — недружелюбно настроенный пришелец, с которым хозяйке удается кое-как справиться. Однако наутро она обнаруживает, что многие жители городка уже попали под контроль инопланетян и ей придется одной держать оборону в собственном доме.

Камерный стриминговый сайфай-хоррор от сценариста Брайана Даффилда, недавно дебютировавшего в режиссуре с другой остроумной фантастикой — «Спонтанность». Фильм основан на смелом хай-концепте: что, если бы пришельцы, которых в фантастике последних сорока лет принято было облагораживать, действительно оказались монстрами из фильмов 1950-х. Подобное когда-то проворачивал, к примеру, Тим Бертон в «Марс атакует!», но если тот фильм был откровенным фарсом, то здесь из пришельцев делают настоящих хоррор-злодеев. Благодаря виртуозному использованию пространства и музыке Джозефа Трапанезе, в первой половине картины Даффилду действительно удается нагнать жути. А вот история, рассказанная почти без слов, вышла не такой уж стройной и отточенной. Оказавшись на грани жизни и смерти, героиня пытается, как это сейчас модно, использовать экзистенциальную ситуацию, чтобы изжить моральную травму. Но ее конфликт с собой и окружающими намечен такими штрихами, что в них можно вчитать абсолютно все, что угодно. И если иногда такая многозначность вполне уместна, то здесь на фоне виртуозной и точной режиссуры, она почему-то отдает неряшливостью.

Редкий пример фильма с исчерпывающим хай-концептом в названии (замечательном!). От себя только добавим, что это совершенно улетное кино, которое даже даст фору некоторым эпизодам «Stranger Things». По сюжету трое нердов плюс старшая сестра (Фиби Рекс) одного из них снимают любительский фильм про битву рыцарей с динозаврами, когда на Землю нападают какие-то оккультные инопланетяне. Четверки приходится дать бой инопланетянам, а также хулиганам, главарь которых оказывается еще хуже чужих. Режиссер Джейсон Айзенер («Бомж с дробовиком») знает толк в культовом кино — и сам снимает фильмы с претензией на культ. Однако сила «Деток» не в шероховатой, грайндхаусной эстетики би-муви, а в живых, обаятельных героев, за которых хочется болеть. Большая удача для кино, в котором выпускают кишки, а застенчивая главная героиня в финале превращается в грозную валькирию с мечом наперевес.

6.5
Возрожденные
2023, Фантастика

Тимур Бекмамбетов продолжает увлеченно экспериментировать со скринлайф-форматом и продюсировать фильмы, действие которых происходит на экранах гаджетов. В это году у него бомбанул триллер «Пропавшая без вести», но мы также призываем обратить внимание на фантастику «Возрожденные» в постановке Егора Баранова («Аванпост»). Это антиклерикальный сайфай, главный герой которого (священник в завязке) становится свидетелем грандиозного заговора Ватикана. Церковники воскрешают людей из мертвых, а те сходят с ума и начинают убивать всех вокруг, как в «Кладбище домашних животных» по Стивену Кингу. В «Возрожденных» намешано много всего: тут и виртуальная фантастика наподобие «Демоника» Нилла Бломкампа, и конспирологический хоррор в духе «Ребенка Розмари», а финал у фильма и вовсе как в «Дороге на Арлингтон». Однако, несмотря на то что картина сшита из знакомых лоскутков, это ни на секунду не скучное, а, наоборот, страшно увлекательное зрелище, содержащие к тому же актуальный социальный комментарий.

Миссия НЛО
2023, Приключение

Очередной фильм, сделанный на вайбе «Очень странных дел», — скандинавская «Миссия НЛО». И хотя действие в картине только в прологе происходит в 1980-е (потом оно перемещается в 1996 год), понятно, какому десятилетию принадлежит это кино. По сюжету у девушки по имени Дениса (Инес Даль Турхауг) пропал отец (Оскар Теринге) — повернутый на НЛО уфолог, который всю жизнь гонялся за летающими тарелками, пока одна из них, кажется, не забрала его в космос. Не в силах смириться с этим, Дениза положила всю жизнь на его поиски. И вот в ее родной местности происходит какая-то аномальная активность, которая, быть может, связана с его исчезновением. В «Миссии НЛО» нет абсолютного ничего нового. Даже объяснение сингулярности, ставшее частью поп-культуры благодаря «Интерстеллару» Кристофера Нолана, но звучавшее еще в 1997 году в «Сквозь горизонт» Пола У.С.Андерсона, уже набило оскомину. Но фильм Виктора Данелла (автора фантастического боевика «Во имя спасения») подкупает не новизной, а мастерством исполнения. Режиссер свою работу знает, поэтому картина пролетает стремительно, а ее центральный конфликт, сводящийся к противопоставлению консервативного и прогрессивного взгляда на уфологию, оказывается универсален, потому что строится на противостоянии всего старого всему новому.

Семья Итси (Эмма Тремблей) — папа, мама и младший брат — переезжает в глушь, где девушке приходится идти в новую школу и, стало быть, обзаводится новыми знакомствами. Среди заинтересовавших ее одноклассников — симпатичный нерд Келвин (Джейкоб Бастер), который ходит на уроки в космическом скафандре и уверен, что его родителей в детстве похитили пришельцы. Поскольку Итси хочет стать журналисткой, то откликается на предложение стервозной одноклассницы втайне написать про Келвина статью для журналистского конкурса. Однако, чем больше девушка общается со странным пареньком, тем больше понимает, что безнадежно в него влюблена. Строго говоря, «Инопланетяне…» не сайфай, а драма с фантастическими элементами — см. на эту же тему, например, тоже вышедшие в этом году «Два билета на Марс» и «Астронавта». Вообще, во всех трех фильмах много общего. Так, их главные герои (зумер, зиллениал и бумер) хотят покинуть Землю, но внезапная влюбленность (или супруга) резко меняют их планы. Они задумываются о том, не дать ли им этой планете еще один шанс. В «Инопланетянах…» эти раздумья еще оказываются помножены на подростковую хрупкость и ранимость. Еще интересно, что во всех трех фильмах девушки оказываются решительнее и бойчее парней — и в хорошем смысле заземляют витающих в облаках протагонистов.

Кратер
2023, Приключение

В будущем человечество покинуло Землю и обосновалось на Луне, где привилегированная элита ждет переселения на планету Омега, а дети шахтеров и не смеют об это мечтать. Но тут сирота Калеб (Исайя Расселл-Бейли) узнает, что ему по специальной квоте выпал уникальный шанс попасть на Омегу. Тогда он вместе со своими юными друзьями (Балли Барратт, Орсон Хонг, Томас Бойс) и новенькой девочкой (Маккенна Грейс из «Леденящих душу приключений Сабрины» и новых «Охотников за привидениями») решает напоследок рвануть до лунного кратера, о котором ему столько рассказывал покойный отец.

В Голливуде есть такой человек — Шон Леви, один из, кстати, шоураннеров «Очень странных дел», — который сейчас продюсирует и снимает всю детскую и подростковую фантастику: «Кин», «Темные отражения», «Любовь и монстры», «Главный герой», «Проект „Адам“» — вот лишь неполный список. Поскольку сам Леви сейчас работает над третьим «Дэдпулом», на «Кратере» он ограничился продюсерскими полномочиями. Фильм поставил сериальный режиссер Кайл Патрик Альварес по сценарию Джона Гриффина (новая «Сумеречная зона», «Извне»). У него получилась довольно меланхоличная фантастика, снятая по лекалам «Балбесов» и «Останься со мной». Нас обстоятельно знакомят с главными героями, чтобы в финале нокаутировать сентиментальной развязкой. Ну что же, у авторов получилось: она способна вывернуть душу наизнанку.

После Янга
2023, Фантастика

Размеренную жизнь семьи нарушает внезапная поломка Янга (Джастин Х.Мин) — домашнего андроида с азиатской внешностью, который был «старшим братом» для приемной дочери Мики (Малеа Эмма Тяндравиджая) и помогал ей изучать родную китайскую культуру. Получив в ремонте по гарантии отказ, отец семейства Джейк (Колин Фаррелл) несет робота к нелегалу, который обнаруживает внутри записывающее устройство с фрагментами воспоминаний Янга. Пускаясь по волнам его памяти, Джейк узнает много нового о судьбе робота, своей семье и самом себе.

Это вторая режиссерская работа американца с корейскими корнями Когонады — под этим псевдонимом он стал известен в интернете своими синефильскими видеоэссе. В 2021 году фильм пошумел в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля, а в этом — добрался до российского проката. «После Янга» — типичное медленное кино, которое не жалеет времени на то, чтобы вглядеться и вдуматься в детали, которые другие фильмы попустили бы на бегу. Фантастику Когонады вполне можно назвать социальной, но это не страшилка в духе «Черного зеркала». Автор с иронией рисует подчеркнуто бесконфликтное идеальное будущее, живущее, как и герои фильма, в состоянии еле заметного, но тягостного кризиса. Воспоминания Янга дают Джейку уникальную возможность взглянуть на собственную жизнь со стороны и увидеть то, что раньше от него ускользало. А хаотичная постмодернистская структура картины позволяет Когонаде поговорить о том, из каких кусочков формируется идентичность — расовая, культурная и личностная. А заодно и на другую его любимую тему — кино, которое точно переживет его героев и авторов.

Джулс
2023, Фантастика

Ветеринарка Дениза (Зои Уинтерс) небеспочвенно переживает, что ее пожилой отец Мильтон (Бен Кингсли) впадает в деменцию, поэтому она неловко предлагает ему рассмотреть вариант с домом для престарелых. Мильтон категорически против, а вскоре он и вовсе начинает беспокоится, что его упекут в дурдом, ведь на его заднем дворе разбился космический корабль, из которого вылез синий инопланетянин. Об этом узнают приятельницы Мильтона Сэнди (Харриет Сэнсом Харрис) и Джойс (Джейн Кертин), которые начинают изливать пришельцу душу, ведь все, что нужно пожилым людям, — это внимание. «Джулс» (такое прозвище получает чужой) — это социальная фантастика, которая с помощью сверхъестественного элемента пытается поговорить не о космических, а о наших, земных проблемах. На месте инопланетянина могло быть домашнее животное. Собственно, молчаливый Джулс сильно смахивает на питомца: совершенно непонятно, что творится у него в голове (кроме того что ему, как и Альфу, нужны кошки). И эта железобетонная непроницаемость пришельца работает как зеркало: разговаривая с инопланетянином, старики на самом деле разговаривают со своим отражением. Пытаются найти ответы в глубине собственной души. А чтобы зрители не заскучали, за инопланетянином параллельно охотится правительство, хотя все, кто смотрел Спилберга, понимают, что E.T. обязательно вернется домой.

Самая «черная» фантастика этого года — причем в начале фильма ничего не предвещает настоящий дичи. Наркодилер Фонтейн (Джон Бойега, звезда не только новых «Звездных войн», но и «Чужих на районе») получает несколько пуль, а на следующий день живехонький возвращается на улицы. Его знакомые — сутенер Слик (Джейми Фокс) и секс-работница Йо-Йо (Тейона Пэррис) — в полном недоумении: как так вышло? Друзья по несчастью в своем афроамериканском гетто начинают расследование, которое приводит их к правительственному, как водится, заговору и атаке клонов. «Они клонировали Тайрона» Джуэла Тейлора черпает вдохновение отовсюду (даже один из постеров фильма стилизован под «Балбесов»), но при этом у картины есть свой стиль и даже язык: адская смесь семидесятнического конспирологического сайфая и блэксплуатейшна (того же периода). Плюс злой социальный комментарий по поводу капитализма и сервильности. Наверное, у авторов получилось не все: где-то это затянутое, а где-то и вовсе смехотворное зрелище. Однако не будем грозить афроамериканской фантастике, попивая сок у себя в квартале!

Вследствие какой-то непонятной мутации люди начинают превращаться в животных, точнее во что-то среднее между людьми и животными. У повара Франсуа (Ромен Дюрис) супруга уже обратилась в зверя, а теперь когти прорезаются у его сына, подростка Эмиля (Поль Киршер). Большой хит национального французского проката «Королевство зверей» Тома Кайе — очередной европейский ответ Голливуду, каковыми в начале 2000-х были, скажем, «Видок» и «Братство волка». Но если режиссеры Питоф и Кристоф Ганс были и остаются визионерами, Кайе — птица не такого высокого полета (хотя человек-птица — отдельный аттракцион в его фильме).

«Королевство зверей» — любопытный, но не во всем получившийся гибрид «Марвела» и Герберта Уэллса. Он не такой увлекательный, как «Люди Икс», и не такой страшный, как «Остров доктора Моро» (даже неудавшаяся девяностническая экранизация Джона Франкехаймера, снятая по задумке Ричарда Стенли, до сих пор производит куда более сильное впечатление, чем этот французский новодел). Главная проблема «Королевства» — слабый, расползающийся по швам сценарий, который тянет в сторону то социальной фантастики, то семейной драмы, то истории взросления. Фильм не может определиться с тоном, хватается за множество тем, но ни одну из них так и не доводит до конца. Это не высказывание, а его эскиз. Попытка что-то пробормотать про человеческое озверение. Если доктор Моро с помощью вивисекции хотел сделать из животных людей, то в «Королевстве» эволюция, словно ужаснувшись новостным сводкам, превращает людей обратно в зверей. Но всем, кто помнит школьный курс биологии, и так не надо объяснять, что человек является частью царства животных.

Биосфера
2022, Детектив

После случившегося на Земле катаклизма в живых остались только бывший президент США Билли (Марк Дюпласс, соавтор сценария) и его советник-ученый Рей (Стерлинг К.Браун). Они прячутся в автономном куполе (биосфере), где разводят рыб, бегают для поддержания физической формы по кругу, обсуждают «Супербратьев Марио» и пересматривают «Смертельное оружие». Когда в их искусственном пруду умирает единственная самка, друзья понимают, что долго им не протянуть. Однако «жизнь всегда найдет выход». Смешно, что эту фразу из «Парка Юрского периода» вспоминают не только в «Биосфере», но и в недавней мелодраме «Два билета на Марс». Однако если у Спилберга она звучала серьезно, то в свежих картинах — все больше в ироническом ключе. Вообще, «Биосфера» — нежный гибрид броманса и фантастической комедии. Представьте себе польскую «Секс-миссию», в которой не было бы женщин и мужчинам пришлось бы обходиться собственными силами, вот так и выглядит фильм Мела Эслина. Про ключевой сюжетный финт картины умолчим — все-таки на нем держится вся хрупкая конструкция «Биосферы». Но в скобках заметим, что носителем консервативных скреп лучше поберечь себя и не смотреть эту остроумную и страшно язвительную ленту, которая украсила бы раннюю фильмографию Арнольда Шварценеггера и Денни ДеВито.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все