Как бы пафосно ни звучало, с этого «Китежа» начался XXI век в российской опере: она сбросила с себя ороговевшую тяжесть крестов, куполов и величия и заговорила, вообще-то, о единственно значимом — о людях. Вид Сенной площади на месте Малого Китежа и курящие в форточку Сирин и Алконост — все здесь пугало и раздражало, но описать произведенный Черняковым эффект тогда мало у кого получалось. За пятнадцать лет «Китеж» сохранился чудом, расшатался без присмотра автора и теперь, к сожалению, дорог больше как воспоминание.
Спектакль этот уважаешь за честность: впервые никто не стал в очередной раз переставлять местами руки и ноги Мариусу Петипа, объявляя уродца «новой редакцией». Начо Дуато честно сочинил большой балет с классическими танцами — свой собственный, но не радикально, — отсюда и некоторое разочарование. Великий прототип то и дело просвечивает сквозь новую хореографию, как сквозь лист папиросной бумаги. Но если отвлечься от проблемы, кто кому и чем обязан, то балет вполне себе удался, одет на славу, а танцовщики блещут.
Юрий Александров ставит в «Новой опере» к 20-летию театра главное произведение Бородина. Традиционно «Князя Игоря» трактуют в ура-патриотическом и государственном ключе. Александров не намерен модернизировать оперу (обещают исторически достоверные костюмы), но к нынешнему государству у него есть вопросы — об этом можно судить из предыдущей, ростовской постановки Александрова «Князя Игоря», которая в минувшие две недели участвовала в конкурсе «Золотой маски».
Два человека заточены в холодном доме.
Брат и сестра играют в жизнь, которая была, которая могла бы быть и которой не будет никогда.
Феличе и Клэр пытаются убежать от самих себя и ото всех. Актеры, выброшенные обществом за бесполезностью. Тонкие, ранимые, обожжённые горем, не от мира сего – кому они нужны…
В основу спектакля «Искуситель» легла пьеса Валерия Шашина «Поджигатель», написанная в конце 1980-х и построенная на вполне стандартной сюжетной коллизии. В жизнь тихой супружеской пары Дмитрия и Елены неожиданно вторгается некто третий по фамилии Крамов. С помощью колких реплик этот трикстер начинает выуживать из до того державших себя в рамках приличий хозяев дома более резкие и откровенные мысли друг о друге, а также наводит Дмитрия на мысль поджечь родовое имение Еланино. Роль искусителя Крамова в постановке Владимира Лаптева исполнил Александр Феклистов, образы же супругов воплотили Мария Аронова и Даниил Спиваковский.
Кто не мечтает о лучшей жизни? Главные герои комедии Юрия Грымова наконец обрели счастье в новом месте, оставив прошлое позади, как вдруг в гости к ним приезжают родственники со своими взглядами на то, как устроен мир. «Масквичи» — это история о трех поколениях одной семьи, в которой все ищут взаимопонимания. Режиссер задумал поставить ее в духе работ Георгия Данелии, взяв за основу текст сценаристки Екатерины Брезгуновой.
Пьеса Александра Марданя рассказывает про бытование провинциального театра, в размеренную жизнь которого врывается известный режиссер с идеей постановки скандальной пьесы «Монологи вагины». Режиссер когда-то начинал в этом театре, и его возвращение становится поводом вспомнить бывших женщин, друзей и врагов. В Театре Луны «Антракт» поставила Наталья Когут, известная своей версией «Гамлета», где все роли играют женщины.