Крикуны: разбираем все части «Крика» — лучшего на свете хоррора про серийного убийцу

14 января 2022
Евгений Ткачёв
14 января 2022
Какой ваш любимый ужастик? Знаем, что «Крик» — революционная слешер-франшиза, начавшаяся в 1996 году. Поэтому к выходу пятой части, поставленной режиссерами веселого хоррора «Я иду искать», составили подробный гид по всем фильмам прославленной серии. Осторожно: спойлеры!!!
  • Ревизионистский фильм ужасов

    Сюжет: В городке Вудсборо, штат Калифорния, у старшеклассницы Сидни Прескотт (Нив Кэмпбелл) убивают мать, особу легкого поведения. Подозрения падают на ее юного любовника Коттона Уири (Лив Шрайбер), однако спустя год убийства возобновляются. Маньяк в маске призрака (Гоустфейс) убивает одного школьника за другим, но Сидни оказывается не робкого десятка — и отражает одну атаку маньяка за другой, пока на кровавой вечеринке не выяснится, что преступников двое. Убийцами оказываются ее парень Билли Лумис (Скит Ульрих) и его друг Стю Мэйхер (Мэттью Лиллард). Первый хотел отомстить матери Сидни за то, что она увела из семьи его отца, а второй убивал просто за компанию. Разобраться с этими отморозками Сидни помогают скромный помощник шерифа Дьюи Райли (Дэвид Аркетт), пробивная телерепортерка Гейл Уэзерс (Кортни Кокс) и остроумный киноман Рэнди Микс (Джейми Кеннеди), который за свою жизнь видел очень много слешеров и потому хорошо знает их законы (а, учитывая ситуацию, эти знания окажутся крайне полезными).

    Новаторство: Немало слешеров в своей жизни повидал и сценарист «Крика» Кевин Уилльямсон, поэтому он напичкал картину огромным количеством отсылок к классическим фильмам ужасов. «Крик» начинается с оммажа «Когда звонит незнакомец», позже прозвучат цитаты из «Выпускного», «Хеллоуина», «Пятницы, 13-го» и «Кошмара на улице Вязов», что особенно смешно, ведь «Кошмар» поставил режиссер «Крика» Уэс Крейвен. Но революционность этого фильма не в огромном количестве метаиронии (хотя и в ней тоже), а в отрезвляющем и обдающем, словно холодный душ, приеме. В «Крике» в сильное противоречие вступают развеселый постмодерн в духе «Криминального чтива» (когда смерть не страшна, а смешна) и личная, почти античная трагедия Сидни Прескотт, которая в творящемся вокруг нее кровавом балагане не видит ничего смешного (в сиквеле, чтобы все окончательно встало на свои места, она еще будет исполнять арию Кассандры на сцене). 1990-е — великое время, когда ирония и серьезность, сойдясь в огненном экстазе, дали воистину удивительный результат.

    Интересный факт: Изначально сценарий Уилльямсона назывался не «Крик», а «Scary Movie» («Очень страшное кино»). Причем Уилльямсон написал сразу несколько сиквелов, чтобы в случае успеха можно было бы превратить «Scary Movie» во франшизу. В итоге от этого названия пришлось отказаться, но оно дало наименование серии пародийных фильмов, первый из которых пародировал как раз сюжетную линию из «Крика».

    Наследие: С 1996 года фильмы ужасов принято делить на до и после «Крика». Ревизионистская картина Уэса Крейвена изменила правила жанра и оказала сильное влияние на хоррор, а точнее, на его поджанр слешер (тем удивительнее, что Крейвен изначально не собирался снимать «Крик», потому что к тому моменту устал от фильмов ужасов). В итоге режиссер вошел в историю кино как человек, который дважды совершил революцию в хорроре (первый раз с «Кошмаром на улице Вязов»), а Нив Кэмпбелл проснулась звездой, как и многие другие артисты фильма. Кстати, в 2017 году по удивительному стечению обстоятельств первая парочка, прячущаяся за маской Гоустфейса, отметилась ролью в родственных проектах: Мэттью Лиллард снялся в третьем сезоне «Твин Пикса», а Скит Уильрих — в зумерском клоне «Твин Пикса», сериале «Ривердэйл», идущем до сих пор.

  • Один из лучших хоррор-сиквелов на свете

    Сюжет: Прошло два года после резни в Вудсборо. Сидни учится в Виндзорском колледже, штат Огайо, и занята в студенческой театральной постановке в роли Кассандры-прорицательницы. Но вскоре спокойной жизни наступит конец. На закрытой премьере хоррора «Удар ножом», снятой по книге Гейл Уэзерс «Убийства в Вудсборо», маньяк в маске Гоустфейса сначала убьет двух темнокожих студентов, а затем начнет орудовать в студенческом кампусе. Вскоре выяснится, что убийца — имитатор, а под маской Гоустфейса прячется киноман Микки (Тимоти Олифант), который считает, что сиквелы бывают не хуже оригинала (и который хочет обвинить во всем экранное насилие). Он убивает кучу народа и по традиции действует не один: ему помогает мама Билли Лумиса, притворившаяся журналисткой (Лори Меткаф). Сидни с помощью Гейл и Коттона Уири удается расправиться с убийцами (и даже вновь сильно пострадавший Дьюи остается в живых).

    Новаторство: Уровень метаиронии в сиквеле «Крика» просто зашкаливает. В первую очередь это касается фильма в фильме «Удар ножом», в котором Сидни играет Тори Спеллинг, а Билли Лумиса — Люк Уилсон. Ребром ставится вопрос о том, может ли продолжение быть не хуже, а то и лучше оригинала («Крестный отец-2», «Чужие», «Терминатор-2» и «Крик-2» доказывают, что может). И даже звучит дискуссия о том, как экранное насилие влияет на реальное. Ее затевает героиня Сары Мишель Геллар, будущая «Баффи», которая вскоре станет одной из жертв Гоустфейса (ее смерть доказывает, что влияет самым непосредственным образом). Помимо этого, «Крик-2» проговаривает популярную претензию о том, что в хоррорах черным персонажем не место — и за 20 лет до Джордана Пила в сиквеле появляется несколько темнокожих героев (впрочем, у Уэса Крейвена они были еще в «Людях под лестницей»).

    Интересный факт: Несмотря на все предосторожности, сценарий второго «Крика» утек в сеть, поэтому сценаристу Кевину Уилльямсону пришлось переписывать концовку на ходу. Так, например, в первом варианте сценария было аж четыре маньяка.

    Наследие: Продолжение собрало в прокате столько же, сколько и оригинал (больше $170 млн) и стало одним из самых успешных сиквелов в истории кино. Но успех фильма кроется не только в кассовых сборах: Крейвену и Уилльямсону удалось войти в одну реку дважды. Все потому, что «Крик-2» не паразитирует на находках оригинала, а изобретает новые приемы, благодаря которым кино хочется смотреть и дальше. В сиквеле, например, главная метафора взята из античной трагедии: если Сидни примеряет на себя роль Кассандры (ее арию написал Дэнни Эльфман), то миссис Лумис — Медеи. Она жестока не только к своим, но и к чужим детям.

  • Сидни Прескотт едет в Голливуд

    Сюжет: Триквел начинается с убийства Коттона Уири. Таким образом, авторы как бы сразу дают нам понять, что в третьей части от смерти не застрахован никто! Тем временем убийца в маске Гоустфейса продолжает убивать: на этот раз актеров слешера «Удар ножом-3». Также он оставляет на месте преступлений фото молодой Морин Прескотт — матери Сидни. Об этом узнает Гейл, которая на съемочной площадке встречает Дьюи, выступающего консультантом в картине. Детектив Марк Кинкейд (Патрик Демпси) просит Дьюи помочь ему связаться с Сидни, так как он считает, что она может пролить свет на происходящее. Но Сидни никого не хочет видеть: она живет одна за городом и работает в кризисном центре, помогающем женщинам. Однако призраки прошлого (и, главным образом, призрак ее матери) заставляют Сидни приехать в Лос-Анджелес. В ходе расследования станет известно, что в молодости Морин Прескотт под псевдонимом Рина Рейнолдс пыталась стать актрисой в Голливуде и даже снялась в нескольких второсортных ужастиках у мерзкого продюсера Джона Милтона (Лэнс Хенриксен), но после изнасилования на одной из его знаменитых вечеринках-оргиях вернулась домой. А еще родила ребенка до брака, брата Сидни, который стал режиссером по имени Роман Бриджер (Скотт Фоли). Он захотел отомстить матери за то, что она бросила его в детстве, поэтому подговорил Билли Лумиса убить Морин. И чтобы добраться до Сидни, начал убивать актеров. Однако Сидни, Дьюи и Гейл удается расправиться с Романом (и даже детектив Кинкейд остается в живых). А в финале Сидни решает больше не запирать дверь в дом.

    Новаторство: В третьей части действие из Вудсборо и Виндзорского колледжа перемещается на съемочную площадку, поэтому нас ждет сатира на голливудские нравы (у «Удара ножом-3» три разные версии сценария!), а также камео Джея и Молчаливого Боба. Поскольку жизнь и кино в этой серии оказываются переплетены тугим узлом, герои, словно в фильмах Дэвида Линча, начинают раздваиваться (даром что три части «Крика» снимал оператор «Твин Пикса» Питер Деминг!). Гейл и играющая ее Дженнифер Джоли (Паркер Поузи), Сидни и играющая ее Анджелина Тайлер (Эмили Мортимер), Дьюи и играющий его Том Принз (Мэтт Кислар), а также Керри Фишер из «Звездных войн» в роли двойницы Керри Фишер. Из могилы восстает даже киноман Рэнди, погибший во второй части (правда, только на VHS-записи), чтобы предупредить героев: в финальной части трилогии никакие законы и правила жанра уже не действуют, убийца окажется сверхчеловеком, а разгадку надо искать в прошлом, которое обманчиво. Словом, «Крик» — уже не только хоррор, но и настоящий детектив. Смена жанрового вектора связана с тем, что сценаристом третьей картины выступил не Кевин Уилльямсон, а Эрен Крюгер («Дорога на Арлингтон», «Азартные игры»).

    Интересные факты:

    • Нив Кэмпбелл параллельно снималась в комедии «Утопим Мону» и сериале «Нас пятеро», поэтому ее не так много в фильме.
    • До начала работы над картиной исполнители ролей Дьюи и Гейл Дэвид Аркетт и Кортни Кокс поженились, поэтому им пришлось прервать свой медовый месяц.
    • Уэс Крейвен согласился на триквел, чтобы студия Miramax выделила ему деньги на съемки мелодрамы «Музыка сердца» (меташутка Романа о том, что ему приходится снимать дурацкий ужастик, вместо классической истории любви, родилась из этой ситуации).
    • Работа над финальной сценой проходила в том же доме, в котором снимался «Хеллоуин: 20 лет спустя».

    Наследие: Третий «Крик» опередил свое время. И дело даже не во внушительной фем-репрезентации (героиня Нив Кэмпбелл в этой части перестала быть жертвой, а Гейл — беспринципной и карикатурной стервой), а в том, что картина крайне остро высказалась о незавидной женской доле в Голливуде. Актрисам приходится спать с продюсерами, чтобы получить роль, в 35 лет изображать двадцатилетних красоток, идущих на убой, а также участвовать в безумных оргиях считающих себя всемогущими продюсеров. Даже удивительно, что это кино было снято на деньги Харви Вайнштейна, ведь ему и его брату Бобу принадлежала студия Dimension Films (подразделение Miramax), которая продюсировала «Крики».

  • Те же спустя 10 лет

    Сюжет: Спустя 15 лет в Вудсборо снова начинают происходить убийства, как раз в тот момент, когда Сидни Прескотт возвращается в город, чтобы представить свою автобиографическую книгу «Из темноты», на примере которой она пытается объяснить, чем victim (жертва) отличается от survivor (выжившей). За расследование берется шериф Дьюи, вот уже десять лет живущий в браке с Гейл, которая за это время не смогла из себя выдавить ни строчки. Гейл хватается за эту возможность и тоже начинает свое расследование, которое приводит ее в школьный киноклуб «Синема», где два задрота Чарли и Робби (Рори Калкин и Эрик Кнудсен) объясняют ей и Сидни, что маньяки теперь не ждут, когда про них снимут кино, они сами снимают про себя кино: иначе говоря, Гоустфейс фиксирует все свои убийства на видео. Сидни очень переживает за свою двоюродную сестру Джилл Робертс (Эмма Робертс), в которой видит юную версию себя. Как довольно быстро станет понятно, небеспочвенно: Гоустфейс убивает одну подругу Джилл за другой, а затем и ее мать. Но каково же будет удивление Сидни, когда выяснится, что за всеми этими преступлениями стоят сама Джилл и киноман Чарли, которые таким образом решили прославиться. Однако Сидни, Дьюи и Гейл удается расправиться с Джилл (и даже помощница шерифа Джуди Хикс (Марли Шелтон) остается в живых).

    Новаторство: Поскольку за десять лет постмодернистский прием «Крика» уже порядком набил оскомину (четвертая часть начинается со сцены из фильма «Удар ножом-6», а затем следует рекурсивная сцена из «Удара ножом-7»), самое интересное в квадриквеле — это неутешительный диагноз, который Уэс Крейвен и Кевин Уилльямсон ставят современным технологиям и видеоблогингу. Все это можно было бы списать на бумерский бубнеж, если бы месседж картины не оказался пророческим. Спустя пять лет после премьеры фильма псковские школьники обстреляли полицейских и покончили с собой, ведя трансляцию в Periscope, — грубо говоря, российские Бонни и Клайд, подобно Джилл и Чарли, тоже сами про себя снимали кино.

    Интересный факт: Одного из полицейских (Энтони Андерсон), который охраняет дом Джил, зовут Энтони Перкинс, в честь героя Нормана Бейтса из хичкоковского «Психо». Его персонажа Билли Лумис цитировал в финале первого фильма: «Мы все иногда чуточку сходим с ума».

    Наследие: К сожалению, четвертая часть оказалась менее изобретательной, чем предыдущие три, поэтому и степень ее влияния не такая высокая. Тем не менее благодаря квадриквелу Эмма Робертс превратилась в новую «королеву крика» и звезду сериала «Американская история ужасов», первый сезон которого вышел в том же 2011 году.

  • Переосмысление главного постмодернистского слешера 1990-х

    Сюжет: Спустя 25 лет в Вудсборо снова начинают происходить убийства, но на сей раз все идет не так, как обычно. Зумерка Тара (Дженни Ортега) выживает после нападения Гоустфейса, а ее сестра Сэм (Мелисса Баррера) вместе со своим парнем Ричи (Джек Куэйд) возвращается в город, чтобы разобраться с призраками прошлого: ее отец — Билли Лумис (омоложенный на компьютере Скит Ульрих). Они знакомятся с друзьями Тары, часть из которых дети сестры Рэнди (Хизер Матараццо), а другая — шерифа Джуди Хикс (да, в городе теперь новый шериф!). И обращаются за помощью к бывшему шерифу Дьюи Райли, который расстался с Гейл Уэзерс и теперь влачит жалкое существование. Не сразу, но Дьюи соглашается помочь подросткам, а затем в Вудсборо прибывает и другая старая гвардия: сначала в лице Гейл, а затем — Сидни Прескотт. К тому времени Гоустфейс убивает одного зумера за другим. Журналистский долг требует предупредить: ни один белый мужчина в этом фильме не выжил.

    Новаторство: Это первая часть «Крика», снятая без участия Уэса Крейвена (он умер в 2015 году), но посвященная его памяти: в фильме даже появляется персонаж по имени Уэс. Новый фильм поставило трио Radio Silence, состоящее из режиссеров Мэтта Беттинелли-Олпина, Тайлера Джиллетта и исполнительного продюсера Чада Виллелла, которые до этого работали над веселым хоррором «Я иду искать». Вместе со сценаристами Джеймсом Вандербилтом и Гаем Бусиком они продолжают эксплуатировать давнюю фишку «Крика» (его постмодернистскую осознанность, когда герои хоррора понимают, что они герои хоррора) и знатно троллят зрителей (например, блестящий эпизод с Уэсом, когда авторы выжимают саспенс из всех действий этого героя на кухне). Но вообще амбиции создателей фильма простираются гораздо шире: они хотят изменить правила жанра, перевернуть игру. И это похвальная задача: в эпоху, когда все знают законы хоррора, эти законы больше не работают, поэтому самое разумное в такой ситуации — придумать новые (по крайней мере, для самого «Крика») и при этом не потерять преданных поклонников. Только есть одна маленькая проблема: режиссеры больше говорят о своих планах устами персонажей, чем реально воплощают их на экране. Как бы авторы фильма ни старались, им не удается сказать новое слово в жанре хоррора — ну и, прямо скажем, сама история в пятом «Крике» еще менее интересная, чем в четвертом.

    Интересный факт: Героиня Мелиссы Барреры неслучайно носит фамилию Карпентер, а одну из второстепенных героинь зовут Лив, так же, как и актера Лива Шрайбера, сыгравшего Коттона Уири.

    Наследие: Рискнем предположить, что влияние пятого «Крика» на жанр слешера будет нулевым. Это слишком вещь в себе. Как бы новая часть не потешалась над «возвышенным хоррором» (или, как его еще называют, постхоррором), дух времени живет именно в этом жанровом направлении, а пятый «Крик» выглядит кровавой валентинкой из прошлого — насквозь метаироничной, местами остроумной, но совсем необязательной.

Крикуны: разбираем все части «Крика» — лучшего на свете хоррора про серийного убийцу
Крикуны: разбираем все части «Крика» — лучшего на свете хоррора про серийного убийцу
Крикуны: разбираем все части «Крика» — лучшего на свете хоррора про серийного убийцу
Кинопремьеры недели: «Лакричная пицца», «King’s Man: Начало», «Крик» и «Фальшивомонетчик»
Кинопремьеры недели: «Лакричная пицца», «King’s Man: Начало», «Крик» и «Фальшивомонетчик»
Кинопремьеры недели: «Лакричная пицца», «King’s Man: Начало», «Крик» и «Фальшивомонетчик»
18 кинопремьер января
18
кинопремьер января
18 кинопремьер января
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость