Sunsay — проект Андрея Запорожца, бывшего участника легендарного дворового регги-дуэта 5’nizza. В рамках сольного творчества артист наслаивает на уже освоенные ямайские формулы лоск современной поп-музыки и экспериментирует с динамичными фанк-битами. Более чем за десять лет в новом амплуа его стиль практически не изменился — это добрые эклектичные песни, собранные по всем правилам актуального продюсирования.
Не дайте ввести себя в заблуждение: грим на лице разукрашенного татуировками человека с псевдонимом fake_trailers — это не устрашающий блэк-металлический корпспейнт, а маска мима (иногда его можно увидеть и в ярких клоунских цветах). Артист продолжает линию взлома и деконструкции поп-звука, которую начали Дин Блант, Джеймс Ферраро и Александр Гай Кук — его треки похожи на драматичный, чаще всего электронный пастиш из искореженных поп-формул и цитат. Где-то гуляет саксофонное эхо, семплы Linkin Park переходят в семплы Лил Пипа, включается грустная фортепианная мелодия, а после — лоуфайная мишура и кислотные помехи с надрывным пением в стиле «4 позиции Бруно» (есть пророки и в нашем отечестве). Ничего страшного тут не происходит, зато в этом кривом зеркале отлично отражается наша сегодняшняя реальность.
Основанная музыкантом Ромой Зверем популярная российская поп-рок-группа, ставшая широко известной в начале нулевых благодаря таким хитам как «Дожди-пистолеты», «Районы-кварталы» и «Просто такая сильная любовь». Коллектив является рекордсменом по количеству выигранных премий Муз-ТВ; на данный момент на его счету восемь студийных альбомов. Об истинном величии ранних альбомов «Зверей» читайте на «Афише Daily».
Группа «Марсель» была создана в Санкт-Петербурге — возможно, из-за локальной специфики проекту удается выделяться на фоне безликих поп-проектов. В музыке коллектива чувствуется композиционное разнообразие, джазовые нотки и правильное понимание того, как эффектно могут звучать эстрадные песни. При этом свои хиты вокалист Степан Ледков снабжает убедительными, качественно сделанными текстами.
Mami Nova Project — проект двух сестер Маминовых, пианистки и перкуссионистки, сильно интегрированных в европейскую музыкальную культуру и усвоивших ее основные тренды: благозвучный академический минимализм, хаотичную импровизацию, свободу экспериментирования с инструментами и звуковыми событиями. Несмотря на эпизодический сумбур, у дуэта получаются весьма эффектные вещи. В Петербурге коллектив исполнит эклектичную программу с неожиданными интерпретациями классики, каверами, экзотическими стилизациями и инструментами.
Портал концентрированной жути откроет формация Weezdüm — адепты интенсивного и мрачного гитарного нойза, идеальных саундтреков к мировому и экзистенциальному апокалипсису. Весьма амбивалентное впечатление оставляет формация (the)Dead Elvis — наследники мрачных и радикальных хорроров ню-метала. При совмещении сверлящих и воющих гитар с битами у группы получается весьма рыхлый нарратив о внутренних ужасах. Однако, когда биты заменяются на живые барабаны, у треков появляется грув, а у текстов — убедительная стройность.
Участники «Формации лимон» явно читали много умных книжек, поэтому в песнях они цитируют Уэльбека, устраивают антропологические зарисовки из клуба «Ионотека» и занимаются экзистенциальным самобичеванием (с капелькой русофобии). По сути, это та же «Макулатура», но менее эмоциональная, упадническая и под аккомпанемент рок-группы. Иногда формация прибегает к помощи известных авангардных саксофонистов — с ними работали Сергей Летов и Николай Рубанов («Аукцыон»). Последний также должен присоединиться к группе на концерте.
Тот случай, когда без биографических подробностей никак: Рита Дакота — не просто певица, но скорее медиафеномен, во многом построенный вокруг брака с певцом и участником «Фабрики звезд» Владом Соколовским. С недавнего времени ажиотаж вокруг Дакоты подогревается шумным разводом после вскрывшихся измен уже бывшего супруга. В этом свете песни и клипы Дакоты приобретают дополнительный феминистический подтекст — в «Нежности» нам показывают галерею сильных и независимых женщин, а в «Боюсь, что да» романтическая интрига разворачивается наперекор привычным ожиданиям. Впрочем, и без феминизма Дакота делает весьма бодрый (что на российской эстраде редкость) и конкурентоспособный поп на границе с драм-энд-бейсом.
Формация Заги Бока «Желтая ветка» любит вложить в старорежимные бум-бэп-биты щепотку кислотного безумия. Сольные работы артиста на таком фоне кажутся куда более спокойными — это олдскульный речитатив о золотом веке жанра и спокойная отповедь новым трендам, репрессивным законам и прочим бытовым неурядицам (именно так воспринимаются все неприятности на волнах теплого релаксирующего флоу).
Low Kick Collective — возможно, самый интересный экспериментирующий джаз-банд Петербурга на данный момент. Вместо классических стандартов или абразивной импровизации они создают собственный саунд — изящный, блуждающий, пропитанный атмосферой нуаров и экзистенциальной литературы (ближайший ориентир — легендарные Red Snapper).
Хор musicAeterna под управлением сильного камерного дирижера Федора Леднева споет (квази)религиозную программу. Центральная часть Мессы де Нотр-Дам французского автора высокого Средневековья (XIV век) Гийома де Машо — небесно красивая музыка, религиозность которой в веках словно превратилась в абстракцию. Москвич Алексей Сысоев сочинил кластерный «Pie jesu», каноническую часть католической заупокойной мессы, для коллективного Реквиема 2016 года, а «Молитвословия» из Литургии св. Иоанна Златоуста петербургского автора Дмитрия Смирнова — это тонкая концертная интерпретация духовной музыки. Не приходится сомневаться, что musicAeterna споет все это как настоящую мистерию.
Француженка Ирен Дрезель — из тех продюсеров, что умеют вырвать хаус и техно из мрачных индустриальных катакомб навстречу диско-бликам, шику и калейдоскопу эмоций. Дрезель облагораживает ритмический минимализм яркими красками, темпераментностью, иногда скручивая спецэффекты и мелодии в триповые истории наподобие Apparat. Также за вертушками — еще один гость из Франции, герой стильного техно и электро Lecomte De Brégeot.
Мало кто знает, что за скорее раздражающий микс из ревущих гитар и драм-н-бейса в прорывном клипе Ильи Найшуллера «Bad Motherfucker» отвечает его же группа Biting Elbows. За рамками вышеуказанного видео коллектив исполняет вполне убедительный постпанк-ревайвл — полагаясь на четкую и хлесткую работу ритм-секции, подключая глянцевый синтезаторный шик, а иногда запуская мощный танцевальный вихрь рок-фузза в стиле Franz Ferdinand. Можно сказать, что Найшуллер не изменяет себе — адреналина и героического стиля в его треках достаточно.
Московская формация «Тени свободы» выдает эталон задиристого и мелодичного поп-панк-звучания — сами музыканты утверждают, что вдохновлялись Bad Religion и No Control. Их дружба с корифеями жанра, группой «Тараканы!», также не является случайной. Среди коллег коллектив выделяется негероическим пафосом своих текстов — в главном хите команды «Не твой герой» фронтмен Иван Глобин отказывается от любых мессианских амбиций, а последний альбом коллектива «Нелепость» чередует социальную критику с горькими размышлениями об абсурдной повседневности.
Творчество Антохи MC можно отнести к рэпу только по формальным признакам — талантливый одиночка с трубой и драм-машинкой действительно использует речитатив, но находится абсолютно вне рэп-сцены с ее агрессией, баттлами и мачистскими ценностями. Под кустарные ламповые биты Антохе удается запечатлеть потаенные мотивы российской действительности — звучит это местами тревожно, но правдиво, хотя чаще всего в треках артиста сквозит оптимизм, добрая и позитивная энергетика от непростой, но увлекательной жизни вокруг.
ЮГ 404 — еще один герой русской рейв-ривайвл-сцены, ностальгии по лютой свободе опен-эйров 90-х и ухающему безапелляционному хардбасу. В случае с ЮГ 404 танцевальное ретро дополняется ломаными битами, трэпом, да и вообще любой модной электроникой. Артист не зря вспоминает группу «Тату» — привычные боевики и истории о тинейджерских бесчинствах он дополняет трагичной чувственной романтикой.
Под руководством фронтмена Алексея Кортнева группа «Несчастный случай» создает эстрадные рок-юморески — бодрые, беззлобные, чаще всего непошлые. В качестве мишеней для шпилек коллектив использует ура-патриотизм, пьянство, трудоголизм и другие феномены повседневности. Впрочем, грустные романтические треки в их каталоге тоже встречаются — например, хит 2013 года «Суета сует».
Кажется, у Поли Дудки есть все необходимое для успеха: исполнительница лавирует между чувственным соул-вокалом, фортепианной пронзительностью и уютными лоуфай-битами. Сейчас — из-за камерности всего предприятия — Дудка выдает обаятельные треки с мягкой и расслабленной атмосферой. Возможно, рано или поздно кто-то поможет ей превратить эти талантливые скетчи в полноценные хиты. Прослушать записи исполнительницы можно на ее странице в VK.