Дуэт «Заточка» помещает локальные сюжеты в американский сеттинг из кантри, блюза, ковбоев и вестернов. Под акустические переборы и харизматичные соло фронтмен группы неспешно раскладывает за стрелки, домострой, маскулинность и политику — в истории про нового шерифа угадывается «сильная рука» государственной власти, а сквозь звучание американы то и дело прорывается дворовый гитарный бой. Корневая американская музыка переживает стыковку с русской действительностью — впрочем, за вычетом локальной хтони, все истории здесь выполнены в легковесном юмористическом ключе.
Вслед за шуточным открытием фестиваль «Возвращение» бросается в серьезные музыкальные рефлексии. Это не просто концерт медленной, тихой и печальной музыки: например, здесь сыграют «Утреннее размышление о Божием величестве» остроумного Леонида Десятникова на стихи Михаила Ломоносова, кондукт средневекового поэта Филиппа Канцлера «Задумайся, человече» и «Чувства К.Ф.Э.Баха», изложенные в музыкальной форме самим Карлом Филиппом Эммануилом Бахом. Великолепная тема для фестиваля, где встречаются образцовые солисты, уехавшие из России.
Новое пространство «ДК Рассвет» открывает сезон программой, составленной сплошь из странных миниатюр и эстетских музыкальных шуток. Где еще в одном концерте можно послушать изящный мэшап на Моцарта от француза Жана Франсе, дивертисмент Гайдна для двух флейт, неуклюжее скерцо Прокофьева для четырех фаготов, «Мы не можем это сыграть» Бориса Филановского, похоронный марш «Памяти попугая» романтика Шарля-Валантена Алькана (список далеко не полный). В довесок будут афиша-арт-объект, программки в виде новогодних открыток и рукотворная елка с коллекцией мировых микропремьер от современных композиторов.
Кажды й год «Студия новой музыки» начинает с концерта-солянки Happy New Music, где авангард звучит в логике праздничного попурри. На этот раз поздние сочинения Терри Райли соседствует с коммунистическим импровом Ржевского, утонченно сложный спектрализм Тристана Мюрая полемизирует со сверкающими американизмами Джона Адамса, а мировой премьере новой партитуры для гитары Ольги Раевой отвечает пьеса для гитары и вибрирующего айфона Рубенса Аскенара с Канарских островов: компания собралась очень бодрая.
Петербургский коллектив Tequilajazzz исполняет умный и сдержанный альтернативный рок: бунтарский настрой вытеснен здесь таинственными сложно переплетенными образами и исследованиями душевных состояний, а брутальные гитарные рифы — элегантными неспешно развивающимися мелодиями. Стиль группы формировался во второй половине 90-х, и именно в конце этого десятилетия вышел их самый хитовый альбом «Целлулоид» с хитом «Зимнее солнце». С тех пор мало кто научился так же убедительно совмещать поэтическую сложность и пленительный электрический грув. Пока фронтмен Tequilajazzz Евгений Федоров занят сторонними проектами (Zorge, Optimystica Orchestra), состав не дает частых концертов и не записывает новых песен. Однако время от времени музыканты собираются вместе, чтобы исполнить любимые поклонниками треки.
Не каждый поп-фрешмен будет открывать свой клип архивной съемкой Бориса Ельцина и историей «МММ». Выступающий как Zoloto молодой казахский артист Владимир Золотухин очевидно находится в поиске своего звучания и эстетики. Пока что он балансирует между умной поп-электроникой и чувственным неосоулом. У Золотухина есть все необходимое, чтобы найти своего слушателя: пластичный, запоминающийся голос, хорошие песни, чувство вкуса и — главное — смелость, позволяющая экспериментировать.
На протяжении всей карьеры Тимур Чек следует однажды выбранному символу веры — олдскульным прифанкованным битам, философии добра и растафарианства, дружеским, немного проповедническим интонациям. Адепт «доброго рэпа» не отворачивается от конфликтов современного мира — скорее за информационными и технологическими конвульсиями он старается найти пространство для благого слова и человеческого тепла. Среди друзей артиста — другие сторонники поз итивных вибраций: Sunsay, Krec и Odnono.
В СССР Первый симфонический оркестр без дирижера (Персимфанс) был демократическим проектом, а в России он воспринимался скорее как панк-перфоманс от мира классики — в пику застоявшимся филармоническим обычаям. Теперь же возрожденный Персимфанс играет с Юрием Башметом и Борисом Березовским на фестивале к 150-летию Скрябина: кажется, взят новый уровень. Не приходится сомневаться, что снова будет выходящее из ряда вон музыкальное событие — тем более великую симфоническую поэму «Прометей» Персимфанс сыграет с предписанной Скрябиным партией света.
На третьем концерте участники «Возвращения» — фестиваля, где играют уехавшие из России музыканты, — задумаются о любовных чувствах. В программе — музыка, в которой великие композиторы отрефлексировали первые романтические опыты. История Дебюсси, кажется, у многих на слуху: он влюбился в одну из дочерей русской меценатки Надежды фон Мекк, потерял из-за этого выгодную работу в России, так и не добился признания своих чувств и написал по этому поводу много потрясающей грустной музыки. Любовь Брамса, Глинки, Мессиана не представляется таким же общим местом — самое время узнать, а что там было у них и других композиторов.
Хор Parma Voices образовался в Перми словно позитивная реакция на отъезд Теодора Курентзиса и его musicAeterna — и тут же стал участником Дягилевского фестиваля, с которым Курентзис все еще связан. На московском концерте Parma Voices подведут итоги своего первого года с удивит ельной программой, где сошлись сладковатая патетика американца Сэмюэля Барбера, доморощенная духовность композитора-шестидесятника Николая Сидельникова, традиционализм француза Пьера Виллета и неоромантика швейцарского автора Карла Рютти. Кажется, теперь у всех появятся новые любимые пермские гастролеры.
Представители уральского андеграунда «Восточный округ» как будто зависли в середине нулевых — с неспешными битами, шуточными и угрюмыми сюжетами про городские порядки, раскурки и трепетную поэтическую любовь. На фоне современных трендов творчество дуэта напоминает бесконечно уставшее ретро. Однако именно увесистая музыка и сюжеты, в меру дурацкий юмор, атмосфера темных падиков и свинцовых небес до сих пор привлекает любителей старой школы.
Панк-группа «Тараканы!» существует уже практически тридцать лет и все еще сохраняет лидирующие позиции на российской сцене. Среди составляющих их успеха — качественно спродюсированная и боевая музыка с воодушевляющими и убедительными текстами фронтмена Дмитрия Спирина, которому помимо очевидных, но действенных кричалок иногда удаются весьма тонкие вещи (например, хит коллектива «Я смотрю на ни х»).
Популярная метал-музыка в России ассоциируется в первую очередь с эпичными боевиками «Арии» и сказочным фэнтези «Эпидемии». Первопроходцы жанра «Мастер» следовали за Metallica и ориентировались на более жесткое звучание — с ломающей канонадой барабанных ударов и резким агрессивным визгом гитар (впрочем, обязательные задушевные баллады у них тоже встречаются). На своем последнем альбоме «Мастер времени» коллектив задействует вездесущие патетику и магические обертоны, но в куда более суровом и агрессивном ключе.
Группа «Запрещенные барабанщики» изначально запускалась как постмодернистский проект с целью подрыва поп-музыки изнутри. Сейчас их музыка воспринимается как шутливое смешение рок-н-ролла, авторской песни и экзотических мотивов регги и прочей латиноамериканской музыки. Многоуровневая абсурдистская идеолог ия растворилась в успехе главного хита коллектива «Убили негра» и ретроблагозвучности — ну кто сейчас будет всерьез исполнять подобный эклектичный и неторопливый рок? Однако ностальгический эффект во многом и определяет обаяние формации.
Бар «Успех» соберет у себя лайнап с уважением к безбашенной и дикой энергетике раннего панка — без ухода в экстремальную молотилку хардкора и коммерческий поп-мелодизм. «Панк-фракция красных бригад» продемонстрирует эталон шумного и грязного бунтарского звука с броскими политическими текстами. Атмосферу мрачной деградации, надрывный вокал и дикий примитивизм ранней «Гражданской обороны» попытается воскресить коллектив «Оптимизм», а англоязычная формация Skerries сделает ставку на элегантный драйв ретророка. Приглашенные диджеи поставят ключевые хиты золотых времен жанра.
North Emo Community продолжает радовать концертами с героями эмо-сцены. В качестве хедлайнера выступит топовый коллектив с болезненным трагичным скримо «–1». Мощные удары постхардкора, нелинейные мелодии и болезненные трепетные истории обеспечит группа Soft Harm, музыканты представят альбом «Пять обстоятельств, сформировавших мою личность». Также на сцене — новички «Лодырь и бетонные пацаны» и prospal.
Группа «Мельница» уже долгое время остается, наверное, самым популярным фолк-коллективом России. Среди их составляющих успеха — удобоваримые мелодии в кельтском стиле, эпизодическое участие арфы, тексты в духе героического фэнтези, которые пишет харизматичная вокалистка с филологическим образованием и подходящим для жанра сценическим именем Хелависа. За плечами группы уже порядка десятка разных записей, так что музыкантов вполне можно причислять к ветеранам сцены.
Krec — долгожитель русского рэпа, в нулевые выступавший с эзотеричным артистом Ассаи и битмейкером Маратом Сергеевым. В рамках сольной карьеры музыкант исполняет олдскульный хип-хоп, охваченный меланхолией и ностальгией по уютному прошлому и ушедшей любви. В качестве музыкального сопровождения — неторопливые ламповые биты с грустными джаз-сэмплами, иногда — душевная акустическая гитара. Понятно, что ностальгирующий артист несколько выпал из современности, но именно за эту пасмурную мелодраматичность его и любят.
Панк-группа «Тараканы!» существует уже практически тридцать лет и все еще сохраняет лидирующие позиции на российской сцене. Среди составляющих их успеха — качественно спродюсированная и боевая музыка с воодушевляющими и убедительными текстами фронтмена Дмитрия Спирина, которому помимо очевидных, но действенных кричалок иногда удаются весьма тонкие вещи (например, хит коллектива «Я смотрю на них»).
В 2018 году Алексей Горшенев распустил свой коллектив «Кукрыниксы», долгое время числившийся среди главных хитмейкеров «Нашего радио». В рамках нового проекта артист решил изменить звучание: теперь его мрачные и пафосные рок-истории усилены электронными синтами и EBM-ритмами. Удары холодного и пластичного звука придают музыке Горшенева больше жути и декадентских интонаций. Впрочем, любителям «Кукрыниксов» новые песни об одиночестве и трудной роли «царя зверей» должны прийтись по душе.
Ветераны русской тяжелой музыки Krüger лавируют между жанрами, обеспечивая драйвовое, агрессивное, часто заряженное мрачной хтонью звучание. Помимо классических атрибутов экстремального метала — корпспейнта на лицах участников и гимнов темным силам — важной особенностью коллектива является дизельная п оэтика мотоциклов и других убойных механизмов. Ревущие боевики о нечисти и славянских богах также исполнят радикалы из Audiobulldozzer.
«Лед-9» — лютый сайд-проект формации «25/17», патриотично настроенных рэп-рок-критиков власти и звезд «Нашего радио». Под мощные удары хардкор-битов, индустриальный скрежет и визжащие гитары дуэт Бледного и Анта погружает слушателя в ад русской жизни: в программе — попы, менты и пьяный батя, который руководит сабантуем. Патетика и нравоучения здесь сведены к минимуму — их место занимают боевая энергетика, оправданная злость и мощный звук.
Немец Борис Брейча числится среди наиболее востребованных диджеев мира и пользуется особой популярностью в России. Его стиль — четкий, размеренный тек-хаус с кислотными эффектами и стратегическими кульминациями. Эстеты воротят от такой музыки нос за ее консервативность и нейтральное, вылизанное звучание. Однако в формате мощных танцевальных шоу для масс сеты Брейчи все работают на ура.
Фестиваль «Возвращение» по традиции заканчивается «Концертом по заявкам», программу которого собирают из пожеланий самих исполнителей. Список композиторов — под стать высоченному мировому уровню самих музыкантов — получился соврешенно эстетским: в нем нашлось место малоизвестному британскому гению прикладной музыки Арнольду Баксу, современному автору Андрею Зеленскому, великому французскому авангардисту Оливье Мессиану и не менее великому кросскультурщику Гэвину Брайерсу, восточноевропейским иконам Кшиштофу Пендерецкому и Леошу Яначеку.
Группа «В чем дело?» пока не знает, что именно она играет, но с общим настроением, кажется, определилась: формация взяла курс на сюжеты об эффектно прожигаемой молодости. Уйти в полный отрыв или стать очередными клонами «Пошлой Молли» проекту мешает стройная и исповедальная (в стиле Доры и Алены Швец) подача вокалистки. Сейчас коллектив балансирует между рейв-панком, гранжем и романтической альтернативой в поисках своего хита, а также готовится к первым концертам в столицах.
Клуб «Бумажная фабрика» примет у себя два особенно душевных коллектива — лидеров чувственной постхардкор-сцены. «Зарница» исполнит броский искрящийся диско-панк с гимнами надежде, кутежу и солидарности. Фанатичные адепты эмо-рока Bird Bone продемонстрируют наиболее выигрышные стороны жанра — пронзительные цепляющие мелодии, эффектные переходы, мощную энергетику и впечатляющие драматические кульминации.
В конце 80-х группа «Биоконструктор» знакомила советскую молодежь с еще непривычной синтезаторной музыкой. Сейчас осколок того коллектива «Био» служит памятником эпохе, когда наложенные на бит переливы синтов казались чем-то новаторским. С другой стороны, чистота искусственного футуристического звука достигает у «Био» своего апогея.
Творчество группы «Париж, Техас» — глубокий и холодный омут неспешного гитарного шума и вокального эхо. Балансируя между шугейзом и сэдкором, коллектив плетет лаконичную грусть из гулких переходов, задумч ивых стихов, оттисков мечтательности, задумчивости и отчуждения. С ними на одной сцене проект Marto от участников «Сияния» и «Увулы». Пока что на счету формации всего один сингл «Миг непрочен» — синтез изобретательных и цепких твинкл-мелодий с чарующей магией шумовых вихрей.