Москва

Гид по Международному фестивалю дебютного кино в Новой Голландии: фильмы для настоящих киноманов

С 14 по 28 августа пройдет Международный фестиваль дебютного кино в Новой Голландии, а с 30 августа по 6 сентября его эхо в Москве в Garage Screen. Основную конкурсную программу (полный и короткий метр), фильмы жюри и два русских фильма можно будет увидеть онлайн на видеосервисе Nonfiction (собранные от просмотра средства пойдут на поддержку благотворительной организации «Ночлежка»), остальные картины — офлайн: в Новой Голландии (Санкт-Петербург) и музее современного искусства «Гараж» (Москва) — последний запустит билеты в продажу в ближайшее время. Программа интереснейшая: много экспериментальных фильмов с кинофестивалей в Берлине, Роттердаме и Локарно. Рассказываем, какие картины стоит посмотреть в первую очередь.
Евгений Ткачёв, Алексей Филиппов, Денис Виленкин, Катя Загвоздкина
13 августа 2020

драма

Амбициозная итальянская экранизация Джека Лондона (спецпоказ)

Режиссера Пьетро Марчелло за первые документальные картины «Пересечение линии» и «Пасть волка» быстро прозвали новым неореалистом. У него, как ни у кого другого, совершенно несвоевременно и круто получилось поймать дух индустриальной Италии: ее прекрасных фресочных лиц и подсмотренных у Роберто Росселлини улиц. Поразительно удачно «морской контекст» романа Джека Лондона лег и в основу фильма «Мартин Иден», создав тот самый неореалистский фундамент для Неаполя, воплощенного в картине Марчелло. В «Мартине Идене» он ловко пользуется своим визионерским талантом и проделывает ровно то же, что и в других своих лентах, но под другим углом, совмещая игровую и документальную реальности. Для режиссера в случае первого по-настоящему игрового фильма — это самая важная и сложная задача: не разрушить свой привычный мир профессиональными и даже известными итальянскими актерами. Кстати, самого Мартина Идена играет иконически красивый Лука Маринелли — художник из «Великой красоты».

Новая Голландия, 17 августа, 21:30

драма

Антиколониальное высказывание, снятое статичными планами (основной конкурс)

Начало XIX века и самый конец мира: на Огненную землю, архипелаг между Атлантическим и Тихим океанами, расположенный на юге Латинской Америки, прибывает фотограф Педро (Альфредо Кастро), чтобы снять свадьбу местного землевладельца. Но свадьба все переносится, а фотограф все сильнее проникается здешними красотами, история которых связана с геноцидом коренного населения. Гипнотическое антиколониальное высказывание режиссера Тео Корта (в прошлом тоже фотографа, это всего лишь его второй фильм), выросшее из снимков уничтожения индейского народа селькнам. Три приза Венецианского кинофестиваля 2019 года.

драма

Докудрама про паровой каток прогресса — от еще одной последовательницы «берлинской школы» (основной конкурс)

Во время строительства тоннеля, соединяющего Германию и Данию, сносятся дома, рабочие остаются без зарплаты, каток прогресса ничего не щадит — в том числе память, хранящуюся в этих местах. Докудрама Анны Софи Хартманн, в которой фем-оптика соседствует с «берлинской школой», а остросоциальный посыл с критическим взглядом. Стоит упомянуть, что одним из продюсеров картины выступила Марен Аде («Тони Эрдманн»), а в главной роли снялась Марен Эггерт — звезда фильмов Ангелы Шанелек («Я была дома, но...»).


драма

Игровой дебют документалиста про многомесячный карантин (основной конкурс)

Фильм Саши Воронова (псевдоним документалиста Владимира Сорокина) родился из короткометражки «Рыцари поднебесья», вышедшей в 2017 году. Сюжет актуальнее некуда: маленький сибирский городок уже долгое время сидит на карантине, всему виной — болезнь, растворенная в местной воде. На фоне этого экологического апокалипсиса девушка пытается спасти свою мать. Она отправляется в путь, который для нее станет историей преодоления. Одна из трех мировых премьер фестиваля.


триллер

Очень странный инди-триллер про актрису и борца с терроризмом (основной конкурс)

У актрисы Стефани (Стефани Хейс) завязываются отношения со специалистом по борьбе с терроризмом из нью-йоркского департамента полиции — а потом начинается какая-то отборнейшая дичь. Режиссеры Пол Фелтен и Джо Денардо называют свою картину «сумасбродным триллером» — и лучше определения не придумаешь. Это совершенно отъехавшая, параноидальная головоломка с несколькими вставными историями, уитт-стилмановскими репризами и Хлоей Севиньи в качестве вишенки на торте.


документальный

Поэтичный экспериментальный док (основной конкурс)

Документальный фильм представителя коренного североамериканского народа хо-чанк Ская Хопинка, родившегося в Печанге. В центре повествования — пара Джордан и Свитвотер, которые скоро станут родителями, а также миф о происхождении смерти у индейцев чинук. В общем, это не только история о быте местного населения, но и о мире духов. Захватывающее путешествие по лесам тихоокеанского северо-запада.


драма

Канадский постмамблкор про любовную переписку (основной конкурс)

Совместная режиссерская работа Софии Богданович и актрисы Деры Кэмпбелл. Они вместе написали сценарий и спродюсировали фильм, в котором рассказывается история любовной переписки бабушки Софии, польской поэтессы Зофьи Богданович, с нобелевским номинантом по литературе Юзефом Виттлином (MC Славик 7 — код ячейки библиотеки Гарвардского университета, в которой хранятся эти письма). В свое время оба литератора бежали от нацистов: она — в Торонто, он — в Нью-Йорк. Теперь режиссерка хочет опубликовать их переписку, поэтому один из вопросов, который остро ставит картина: насколько это этично?


драма

Новое (женское) слово в китайском кино (основной конкурс)

Зумерка Музи (Цзин Цзин) приезжает в родной Гуажчоу, чтобы встретить Новый год с родными, а также заняться самокопанием. Дебют Чжэн Лу Синьюань, выпускницы Школы кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии. С одной стороны, это снятый в элегантном ч/б портрет двадцатилетних зумеров, с другой — картина, экспериментирующая как с формой, так и со структурой. Неудивительно, что она победила в основном конкурсе Роттердамского кинофестиваля 2020 года. 

Новая Голландия, 18 августа, 21:30


драма

Драма про свойства памяти, сделанная на стыке документального и игрового кино (основной конкурс)

Игровой дебют документалиста Матьяжа Иванишина — экранизация рассказа Здравко Душа, снятая на 16-миллиметровую пленку в соавторстве с жителями венгерской деревушки. Сюжет строится вокруг смерти неприметного человека Орослана, которого начинают вспоминать односельчане. Мы видим, как рассказы превращаются в историю, а история — в кино.


драма

Эстетская драма про преступника, пустившегося в бега (основной конкурс)

Наркоман и преступник Пинки (Луис Фелипе Лосано) все глубже погружается в недра колумбийского мегаполиса, где его преследуют призраки прошлого и собственного разума. Вызывающая, безумная, аллегоричная, сюрреалистичная и визионерская картина многообещающего южноамериканского режиссера Камило Рестрепо. Приз за лучший дебют Берлинского кинофестиваля 2020 года.


драма

Новый фильм Хона Сан Су, есть котик (специальные показы)

Южнокорейский классик Хон Сан Су выпускает практически по фильму в год — к этому располагает его незамысловатый метод: аскетичный визуальный ряд, пространные диалоги, работа с почти одной и той же командой (в главной роли его муза и возлюбленная — Ким Мин Хи). «Женщина, которая убежала» рассказывает о трех встречах молодой жены (Ким), которая впервые за пять лет получила возможность провести время отдельно от мужа. Она встречается с тремя подругами в разной стадии отношений — после развода, в момент разрыва и уже глубоко в замужнем состоянии. Разговаривают они, впрочем, не только о любви и границах (про это Хон Сан Су снял великий фильм «Ты сам и твое»), но и о выборе приоритетов: кто важнее — бродячий кот или новые соседи, которые боятся кошек, сытый желудок или жизнь бычка, которого убивают ради шашлыка, тесность родства или простор для работы и жизни?

Новая Голландия, 19 августа, 21:30

драма

Инди-хит про подростковую беременность (специальные показы)

Старшеклассница Отем (Сидни Флэниган) беременна, но в родном городе ей не к кому обратиться: одноклассники обзывают «шлюхой», родители явно не поймут, делать аборт в местной поликлинике тоже не вариант. Тогда девушка с лучшей подругой едут в Нью-Йорк, чтобы операция свершилась там. Отмечать сходство «Никогда…» с румынским фильмом «4 месяца, 3 недели и 2 дня» — общее место, но про подростковую беременность и сопутствующие сложности не так много громких фильмов (и, вероятно, картин вообще). Элиза Хиттман пару лет назад заявила о себе «Пляжными крысами» — фильмом об осознании гомосексуальности в среде гомофобных гопников, — а теперь закрепила статус восходящей звезды американского инди. «Никогда…», как и анкета, которую приходится заполнять Отем, состоит из дежурных будто бы моментов, но каждый из них эмоционально окрашен: большинство встреч с мужчинами (дома, на работе, в пути) содержат сомнительные намеки, а преодолевать препятствия приходится с тихим раненым достоинством, которым и полнится картина.

Новая Голландия, 21 августа, 21:30

мелодрама

Романтическая сказка от одного из главных представителей «берлинской школы» (специальные показы)

На лекции по истории Берлина Кристоф (Франц Роговски) встречает в музее милую экскурсоводшу по имени Ундина (Паула Бир). После нелепого знакомства (в результате которого пострадал один аквариум) у них завязываются отношения. Он — промышленный водолаз и после погружений ездит к ней на электричке, она учит новые лекции, они дурачатся и гуляют. Сюжет, казалось бы, банальнее не придумаешь, но все в ее имени — Ундина. Оно указывает на то, что это не просто лав-стори, а перенесенный в современность германо-скандинавский миф. Об этом, например, говорят знаки (один из них — в виде огромного сома), а главная стихия в фильме — конечно, вода, прозрачная метафора любви. Кристиан Петцольд, один из представителей «берлинской школы» (намеренно бытового кино про обычных немцев), неожиданно снял очень поэтичный и нежный фильм, а Бир за роль Ундины получила «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля.

Новая Голландия, 20 августа, 21:30

драма

Драма взросления, притворяющаяся доком (программа «Сделано в России»)

Режиссер Артем Айсагалиев, живущий и работающий в Калифорнии, снял фильм про братьев-подростков, которым приходится взрослеть в калечащей психику патриархальной системе. При этом за основу он взял аллегорию, миф про Бабая — ночного духа славянской мифологии, которым родители пугают непослушных детей. Несмотря на то что все снято подвижной камерой, а в картине много импровизации, это не документальное, а постановочное кино с крайне размытым нарративом.

Garage Screen, 1 сентября, 22:30


драма

Полнометражный кинодебют драматурга и театрального режиссера Андрея Стадникова (программа «Сделано в России»)

Режиссер спектакля «Родина» Андрей Стадников дебютирует в полном метре с авангардной экранизацией пьесы Георга Бюхнера про последние дни дантонистов, представителей правого крыла якобинцев во время французской революции. Стадников свободно экспериментирует с формой и содержанием, проводит параллели с сегодняшним днем и ставит ребром вопрос: почему революция, словно древнегреческий титан Кронос, всегда пожирает своих детей? Отметим, что на фестивале состоится мировая премьера фильма.

Garage Screen, 2 сентября, 20:00


документальный, исторический

Мир после капитализма (программа «Изобретая будущее»)

Используя авангардный монтаж в духе Жан-Люка Годара и советских режиссеров 1920-х годов, режиссер Айзея Медина разбирает утопический манифест левых философов-акселерационистов Ника Срничека и Алекса Уилльямса, который рисует мир после капитализма.

Garage Screen, 6 сентября, 16:00


документальный

Гипнотический док фотографа Wu-Tang Clan (программа «Изобретая будущее»)

Халик Аллах начинал как фотограф хип-хоп-группировки Wu-Tang Clan, а затем переключился на кино. За его плечами уже есть такие картины, как «Field Niggas» и «Black Mother». В своей новой, вводящей в транс работе, он следует за гаитянином Френчи по злым улица Нью-Йорка, в результате чего прогулка по Гарлему превращается в духовный опыт, соединяющий в себе съемку на 8- и 16-миллиметровую пленку, а также видео.

Garage Screen, 4 сентября, 20:00


драма

Мрачный режиссерский дебют шведки Изабеллы Эклеф (фильмы жюри)

Красотка Саша (Виктория Кармен Сонне из «Зимних братьев», которая до этого снялась в не менее хардкорной короткометражке «Melon Rainbow») отдыхает в компании богатого папика и его друзей (членов ОПГ) в Турции, но стоит ей пофлиртовать с яхтсменом-голландцем, как дела принимают серьезный оборот. Саша подвергается сексуальным и психологическим издевательствам со стороны своего спонсора — при этом центральная сцена изнасилования подана, как в «Необратимости»: максимально подробно. Впрочем, оторопь вызывает даже не это, а то, что, согласно режиссерской концепции, ген жестокости (главным носителем которого является криминальный патриархат) оказывается заразным — и вот уже тихая Саша, найдя того, кто слабее его, пускает в ход всю свою агрессию.

короткометражный, драма

Микросериал про создание режиссером Дмитрием Волкостреловым спектакля «Солдат» по пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко (фильмы жюри)

Режиссер Дмитрий Волкострелов едет в Минск к драматургу Павлу Пряжко, чтобы уже не в первый раз поставить его пьесу — на этот раз «Солдата» (2011). Затем он репетирует с актером Павлом Чинаревом материал (который, заметим, состоит всего из двух предложений!) и пытается найти адекватную форму для его отображения на сцене. 


документальный, драма

Жан-Люк Годар продолжает экспериментировать с киноязыком, коллажной формой и абстрактным нарративом (спецпоказ)

Каждые четыре года живой классик французской «новой волны» Жан-Люк Годар выпускает один фильм экспериментальнее другого. Например, в «Социализме» режиссер в свойственной ему манере раскидывался налево и направо манифестами (Годар мыслит кино сугубо политически), а в «Прощай, речь» вроде как распрощался с языком. В «Книге образа» он идет дальше и скрещивает две, по сути, несовместимые вещи: слово и изображение, образ и речь. Это монтажное кино, нашинкованное из большого количества других фильмов — в плавильный котел попали даже «Тайные солдаты Бенгази» Майкла Бэя, поскольку больше России (глава «Вечера Санкт-Петербурга») Годара интересует только Ближний Восток — как агрессивная и религиозно заряженная культура. Словом, в своей новой картине режиссер коллажирует инфопоток (представьте, что кто-то решился смонтировать кино из нарезки ютьюб-роликов) и своим хриплым голосом высказывается по всем накипевшим вопросам. Как при этом понимать позднего Годара, пусть спорят киноведы, а всем остальным остается только восхищаться этой продуманной и удивительной какофонией из звуков и образов.

Garage Screen, 1 сентября, 20:00