Накануне нового тысячелетия молодежь из провинциального города все еще продолжает забивать «стрелки» и устраивать разборки. Один из лидеров преступной группировки Антон Быков по прозвищу Бык (Юрий Борисов) понимает, что это тупик, но поскольку он в этой истории не Тесей, а минотавр, выбраться из этого лабиринта ему не поможет даже местная Ариадна — парикмахерша Таня (Стася Милославская). Еще один режиссерский дебют, посвященный рефлексии по лихим 90-м, — как и то время, фильм получился лихим. Идеи молодого режиссера Бориса Акопова достаточно просты (как и Аня Крайс в картине «Нашла коса на камень», он зарифмует памятное новогоднее обращение Ельцина с историей главных героев), зато у него есть потрясающее чувство киногении: текстура фильма дышит всамделишной жизнью, а актеры выкладываются на все сто. Это не самое выдающееся, но интересное поколенческое высказывание, раздувающее затихшее пламя, которое в финале грозится перерасти в настоящий пожар. Победитель «Кинотавра-2019».
В 1962 году на Гаити воскрешают человека из мертвых, чтобы он работал на плантациях сахарного тростника. 55 лет спустя гаитянская девочка-подросток в Париже рассказывает школьным друзьям свою семейную тайну, не подозревая, что это подтолкнет одного из них к совершению непоправимого. Реальная история Клервиуса Нарцисса — самого знаменитого в мире зомби, оживает в фильме Бертрана Бонелло, который после подростковой кровавой драмы «Ноктюрама» о террористах, укрывшихся в универмаге, взялся за подростковый зомби-хоррор.
Четыре года назад бразильский режиссер Габриел Маскару снял фильмы «Неоновый бык» и «Ветры августа», прокатившиеся по мировым фестивалям и даже побывавшие в программе московского кинофестиваля 2morrow. «Неоновый бык» начинался как «Необузданные» Николаса Рея со сцены на родео, а главный герой — мачо-модельер Иремар — пудрил хвосты быкам и шил изысканные наряды из люрекса и латекса. Нашумевший дебют Маскаро «Ветры августа» тоже был полон изобретательного натурализма: сексом тут занимались, например, в грузовичке. Новый же фильм рассказывает о недалеком будущем: Бразилия, 2027 год, новое христианское учение интегрировано во все сферы жизни. Глубоко верующая специалистка по бракоразводным процессам Джоана (Дира Паис) занимается спасением чужих отношений — и одновременно переживает кризис в своей собственной семейной жизни, из-за того что ее любимый муж оказался бесплоден. Кажется, на этот раз бразильский визионер снял не такой легковесный и прозрачный фильм, а суровую жизненную драму.
София (Кэтрин Уокер) хочет увидеть своего мертвого сына, поэтому обращается к соответствующему специалисту (Стив Орам), чтобы тот с помощью каббалистического ритуала призвал ангела-хранителя, которого можно попросить об одолжении. Однако если ритуал провести не по канону, явятся демоны. Так и происходит. Это как «Одержимость» Дэмиена Шазелла, только про дьявольщину. С одной стороны — хоррор (герои проводят древний ритуал), с другой — спортивная драма (чтобы провести его правильно, нужны усердные тренировки). Тренировки проходят как в казарме, поэтому складывается впечатление, что главная героиня оказалась на учебке, в то время как практикующий демонолог примеряет на себя роль сурового лейтенанта, беспрестанно повторяющего: «Не в моем темпе!» Редко увидишь кино с такой оригинальной задумкой.