Один из главных блокбастеров сезона от Третьяковки задуман как вторая часть трилогии, посвященной послевоенному советскому искусству и включающей в себя выставки о трех исторических периодах — оттепели, застое и перестройке. Но если грандиозная «Оттепель» трехлетней давности обращалась в первую очередь к стилевым тенденциям и общим идеям эпохи, то эта выставка-исследование будет анализировать индивидуальное и массовое сознание застоя на примере искусства этого времени. Всего проект будет состоять из шести разделов – своего рода кривого зеркала – представляющих различные художественные темы застоя: «Ритуал и власть», «Соц-арт», «Религиозный мистицизм», «Сообщества», «История и остановленное время», «Деревня», «Детство», «Исчезновение».
Выставка, включающая около 170 листов, охватывает пять веков истории европейского рисунка – от конца XV до середины XX века. Из богатой коллекции музея, насчитывающей 27 тысяч рисунков, отобраны лучшие образцы разных национальных школ – итальянской, французской, немецкой, голландской, фламандской и русской. Зрители увидят редко экспонируемые рисунки многих выдающихся мастеров, которые дают представление о многообразии графических техник, о разных манерах рисования, о том, как на протяжении веков менялась эстетика рисунка.
Выставка «Чрезвычайное положение» — своего рода ситуативное и актуальное наблюдение за тем, что, как и с какой скоростью происходит в 2020 году. Ключевым событием является, безусловно, пандемия коронавируса, и представленные в экспозиции пять разделов с разных ракурсов анализируют те социальные процессы, которые оказались особенно чувствительны к распространению вируса и последовавшим локдаунам. В проекте галереи «Триумф» поучаствовали хорошо знакомые имена из мира российского совриска: от групп AES+F и CrocodilePower до Александра Бродского, Павла Отдельнова, Айдан Салаховой и других.
Новый проект во флигеле «Руина» Музея Щусева заглядывает в будущее на 50 лет вперед, когда текущая 4-я промышленная революция должна кардинально изменить облик повседневности и остро поставить новые вопросы, которые современное искусство может предвосхищать уже сегодня. Для этого куратор Михаил Слободинский собрал порядка 70 работ современных российских авторов, так или иначе осмысляющих центробежные силы научно-технического развития. Среди имен: Эрик Булатов, Гоша Острецов, Женя Шеф, Аристарх Чернышев, Марина Звягинцева, Ольга Киселева и другие.
Музей АZ представляет внушительную выставку о знаменитом коллекционере Георгии Костаки, собиравшим как классический русский авангард, так и позднесоветских художников-нонконформистов, включая сотни работ Анатолия Зверева, чьим именем назван музей. Сам Костаки в 1977 году был вынужден уехать из Союза, однако его коллекция сохранилась и была передана Третьяковке, Минкульту и Музею Андрея Рублева. «Выбор Костаки» покажет как древнерусское искусство из Музея Рублева, так и авангард из Третьяковской галереи и, например, работы медиахудожника Платона Инфанте и, собственно, Анатолия Зверева.
Пушкинский вместе с парижским Музеем на набережной Бранли представляет проект об искусстве и истории татуировки с простым и понятным названием «Tату». Всего здесь собрано порядка полутора сотен работ, рассказывающих об историческом и географическом развитии этого специфического художественного явления: как предметы традиционного искусства и рисунки Нового времени, так и современные работы. Чтобы наглядно показать тонкости искусства тату, для выставки были подготовлены объемные силиконовые слепки с тел реальных людей — а уже поверх этих макетов известные российские и зарубежные татуировщики нанесли свои рисунки. В их числе такие имена, как Филип Лью, Хенк Шифмахер, Гай Атчисон, Алекс Бинни и другие.
На совместной выставке галерей «Артефакт» и «ГРОCart» собраны произведения классиков советского искусства, работавших над темой Великой Отечественной войны: здесь можно увидеть малоизвестную графику Александра Дейнеки и Леонида Сойфертиса, скульптуры Бориса Орлова, а также документальные фотографии Бориса Фишмана-Борисова и летчика Александра Зенина.
Амшей Нюренберг учился в Одессе у Кириака Костанди, в Париже делил мастерскую с Марком Шагалом, а после революции поселился в Москве, став заметной фигурой в советском авангардном движении, сотрудничая с Владимиром Маяковским и Анатолием Луначарским. На текущей выставке собрано свыше полусотни работ времен эвакуации в Средней Азии: графика, живопись, рисунки и наброски из записных книг.
Третьяковская галерея презентует новый и крайне актуальный проект — свою музейную коллекцию российского современного искусства последних двух десятилетий, что отлично рифмуется с продолжающимся трехчастным проектом о советском искусстве (см. выставку «Ненавсегда»). Основой нового фонда станут свыше сотни работ, которые Третьяковке подарили Владимир Смирнов и Константин Сорокин. Среди авторов в новой коллекции — Александра Паперно и Алиса Йоффе, группа «МишМаш», уличные художники Валерий Чтак и Кирилл Кто, представитель творческой династии Давид Тер-Оганьян и целый ряд других авторов, чьи работы регулярно выставляются в московских галереях.