Москва
8 спектаклей о подростковом бунте
Все подростки разные. Но у всех так или иначе случаются приступы несогласия с родителями, системой, миром и даже с самим собой, это нормально. Театр же любит экстремальные ситуации разрывов и примирений.
Алексей Гончаренко
27 января 2020

«Мама, я не хочу видеть мир таким»

Молодой музыкант бежит от матери, популярной писательницы, чтобы пожить без опеки в скромной комнате в трущобах, где встречает соседку, которая, сама того не желая, меняет его жизнь. Важная делать: главный герой Дональд слеп с рождения. Когда-то популярная пьеса Герша называется «Эти свободные бабочки», режиссер Олег Липовецкий, сменив название, наполнил спектакль воображаемыми друзьями, исполняющими почти полноценный концерт песен группы SunSay, пришедшихся как нельзя в тему.

«Кто не спрятался, я не виноват»

90-е годы прошлого века, грузино-абхазская война — время и место действия книги «Считалка» Тамты Мелашвили. В таких обстоятельствах подростковая решительность выглядит иначе, чем в мирное время. Две девочки стремительно взрослеют. Им надо во что бы то ни стало добыть лекарство для маленького брата одной из них. При жесткой теме и на первый взгляд мрачной визуальной части у режиссера Жени Беркович получился гармоничный спектакль, в котором молодые актрисы играют прозаический текст словно музыкальное произведение — эмоционально и технично. И еще они удивительно поют, доверяя грузинскому многоголосию в том числе и рок-композиции.

Школа выживания в школе

Максим Керин убедительно играет Впалыча из книги Жвалевского и Пастернак, молодого популярного учителя. Он модно одет и просит обращаться к нему на «ты». Так было принято в школе №34, в которой вместо изучения отдельных предметов занимались проектной работой. Теперь ученики, привыкшие быть элитой, оказываются распределены по классам другого, обычного учебного заведения. Там все — и ученики, и учителя, — предпочитают серый цвет в одежде, помогающий им жить по строгим правилам, которые не вызывают сомнений. До какого-то времени.

Национальный вопрос

Географические подробности истории, сюжет которой взят из реальности, не должны настроить зрителя на просмотр спектакля из «чужой жизни». Немецкий подросток попадает с классом на экскурсию в Освенцим, после чего отказывается говорить по-немецки и даже сжигает свой паспорт. С польским охранником средних лет они говорят по-английски, хотя оба не сильны в этом иностранном языке. Конечно, эта камерная постановка, решенная с помощью грифельных досок и мела, совсем не черно-белая по смыслу. Спектакль прежде всего о национальной самоидентификации. Почему я не хочу быть немцем? Что помнят поляки на генетическом уровне? Но главное, что зритель-подросток подумает и о том, что значит быть русским.

Живешь в таком климате

Юная трепетная Маша бежит из родительского дома, чтобы тайно обвенчаться. Пушкин с помощью литератора Белкина рассказывает эту историю сочувственно просто и удивительно фатально. Режиссер Александр Хухлин соединяет за одним большим столом персонажей и зрителей, чтобы те крупным планом увидели, как, не растеряв необходимый в жизни юмор, взрослеет героиня в умном и обаятельном исполнении Полины Виторган.

Подросток из XVIII века

Классическая постановка Малого театра вот уже тридцать лет представляет старинную нравоучительную комедию, как она была написана, без радикальных жестов со стороны театральных интерпретаторов. Оказывается, что и в заглавном персонаже хрестоматийного произведения можно разглядеть черты современного тинейджера, прежде всего, как ни странно, в бессмертном остроумном тексте Фонвизина. 

Московский театр кукол,
14 апреля в 19:00 и еще 1 показ

Театр кукол экспериментирует в спектакле о педагогическом эксперименте

Спектакль по книге Энн Файн идет в фойе. Некоторым зрителям предлагают исполнить роли учеников, в классе которых начинается необычный проект: ребята должны заботиться о куклах, набитых мукой, и вести дневник своих наблюдений. Для главного героя — девиантного тинейджера — это оказывается поводом разобраться в своих отношениях с матерью и давным-давно ушедшим из семьи отцом. Персонажи появляются в картонных коробках на головах, но даже с помощью пластики и голоса актеры представляют их эмоциональными людьми, полными сил и слабости.

Четкий чат

Зарядите заранее мобильный, весь спектакль вы можете общаться и делиться комментариями в WhatsApp, а споры, возможно, будут жаркими, как и обязательное обсуждение увиденного с создателями. Подростки под руководством режиссера Антона Сытина играют своих ровесников, которые под руководством опытных драматургов поделились с миром переживаниями о собственной внешности, буллинге, сексуальной ориентации, отношениях с родителями. А еще в финале можно скачать и послушать письма исполнителей самим себе через пять лет, и этого достаточно, чтобы понять, что у нового поколения есть и четкие ценности, вызывающие уважение, и любовь к себе в будущем без самолюбования, и владение на удивление спокойной открытой интонацией.