Москва

8 спектаклей о подростковом бунте

Все подростки разные. Но у всех так или иначе случаются приступы несогласия с родителями, системой, миром и даже с самим собой, это нормально. Театр же любит экстремальные ситуации разрывов и примирений.
Алексей Гончаренко
27 января 2020

МТЮЗ,
7 мая в 19:00

«Мама, я не хочу видеть мир таким»

Молодой музыкант бежит от матери, популярной писательницы, чтобы пожить без опеки в скромной комнате в трущобах, где встречает соседку, которая, сама того не желая, меняет его жизнь. Важная делать: главный герой Дональд слеп с рождения. Когда-то популярная пьеса Герша называется «Эти свободные бабочки», режиссер Олег Липовецкий, сменив название, наполнил спектакль воображаемыми друзьями, исполняющими почти полноценный концерт песен группы SunSay, пришедшихся как нельзя в тему.

Дочери Сосо,
1 июня в 19:00

«Кто не спрятался, я не виноват»

90-е годы прошлого века, грузино-абхазская война — время и место действия книги «Считалка» Тамты Мелашвили. В таких обстоятельствах подростковая решительность выглядит иначе, чем в мирное время. Две девочки стремительно взрослеют. Им надо во что бы то ни стало добыть лекарство для маленького брата одной из них. При жесткой теме и на первый взгляд мрачной визуальной части у режиссера Жени Беркович получился гармоничный спектакль, в котором молодые актрисы играют прозаический текст словно музыкальное произведение — эмоционально и технично. И еще они удивительно поют, доверяя грузинскому многоголосию в том числе и рок-композиции.

РАМТ,
27 июня в 19:00

Школа выживания в школе

Максим Керин убедительно играет Впалыча из книги Жвалевского и Пастернак, молодого популярного учителя. Он модно одет и просит обращаться к нему на «ты». Так было принято в школе №34, в которой вместо изучения отдельных предметов занимались проектной работой. Теперь ученики, привыкшие быть элитой, оказываются распределены по классам другого, обычного учебного заведения. Там все — и ученики, и учителя, — предпочитают серый цвет в одежде, помогающий им жить по строгим правилам, которые не вызывают сомнений. До какого-то времени.

Национальный вопрос

Географические подробности истории, сюжет которой взят из реальности, не должны настроить зрителя на просмотр спектакля из «чужой жизни». Немецкий подросток попадает с классом на экскурсию в Освенцим, после чего отказывается говорить по-немецки и даже сжигает свой паспорт. С польским охранником средних лет они говорят по-английски, хотя оба не сильны в этом иностранном языке. Конечно, эта камерная постановка, решенная с помощью грифельных досок и мела, совсем не черно-белая по смыслу. Спектакль прежде всего о национальной самоидентификации. Почему я не хочу быть немцем? Что помнят поляки на генетическом уровне? Но главное, что зритель-подросток подумает и о том, что значит быть русским.

Живешь в таком климате

Юная трепетная Маша бежит из родительского дома, чтобы тайно обвенчаться. Пушкин с помощью литератора Белкина рассказывает эту историю сочувственно просто и удивительно фатально. Режиссер Александр Хухлин соединяет за одним большим столом персонажей и зрителей, чтобы те крупным планом увидели, как, не растеряв необходимый в жизни юмор, взрослеет героиня в умном и обаятельном исполнении Полины Виторган.

Малый театр,
25 апреля в 11:00

Подросток из XVIII века

Классическая постановка Малого театра вот уже тридцать лет представляет старинную нравоучительную комедию, как она была написана, без радикальных жестов со стороны театральных интерпретаторов. Оказывается, что и в заглавном персонаже хрестоматийного произведения можно разглядеть черты современного тинейджера, прежде всего, как ни странно, в бессмертном остроумном тексте Фонвизина. 

Московский театр кукол,
29 апреля в 19:00 и еще 1 показ

Театр кукол экспериментирует в спектакле о педагогическом эксперименте

Спектакль по книге Энн Файн идет в фойе. Некоторым зрителям предлагают исполнить роли учеников, в классе которых начинается необычный проект: ребята должны заботиться о куклах, набитых мукой, и вести дневник своих наблюдений. Для главного героя — девиантного тинейджера — это оказывается поводом разобраться в своих отношениях с матерью и давным-давно ушедшим из семьи отцом. Персонажи появляются в картонных коробках на головах, но даже с помощью пластики и голоса актеры представляют их эмоциональными людьми, полными сил и слабости.

Четкий чат

Зарядите заранее мобильный, весь спектакль вы можете общаться и делиться комментариями в WhatsApp, а споры, возможно, будут жаркими, как и обязательное обсуждение увиденного с создателями. Подростки под руководством режиссера Антона Сытина играют своих ровесников, которые под руководством опытных драматургов поделились с миром переживаниями о собственной внешности, буллинге, сексуальной ориентации, отношениях с родителями. А еще в финале можно скачать и послушать письма исполнителей самим себе через пять лет, и этого достаточно, чтобы понять, что у нового поколения есть и четкие ценности, вызывающие уважение, и любовь к себе в будущем без самолюбования, и владение на удивление спокойной открытой интонацией.