Самое ценное в спектакле МТК — удивительные мимирующие куклы, созданные художницей Еленой Колат по удивительной технологии ее учителя Екатерины Беклешовой. Они умеют смеяться и плакать, петь и танцевать. Все это они проделывают над классической ширмой на фоне улыбчивого солнца и в сопровождении лягушачьего хора. Но решающую роль в сюжете играет грызун, умело владеющий собственным хвостом на общее благо.
Нина Дашевская — писатель с театральным бэкграундом, она работала в оркестре, а в яме пер ед сценой и происходит основное действие ее одноименной книги. К привычным в этом месте оркестрантам присоединяется мышиная семья, в которой у молодого Тео появляется шанс исполнить свою мечту — мышонок едет вместе с театром на гастроли в город у моря. Оказывается, что исполнение мечты не всегда приносит счастье, однако может стать отличной причиной для осознанной смены жизненного курса. Театр «Экспромт» — музыкальный, поэтому закулисная жизнь представлена с откровенной самоиронией.
Мыши, как известно, бывают серые и белые. И у них, как и у людей, внешность может стать причиной для вражды. Фружи — белая мышка из интеллигентной семьи, недавно приехавшей на сыроварню в поисках лучшей жизни. Шома — серая мышь из семьи аборигенов попроще. Их родители никогда не позволят им дружить, но их взаимная тяга так сильна, что они готовы обратиться за помощью к коту, потому что тот слывет магом. Спектакль полон подробностей, за которыми интересно наблюдать: от точных актерских работ до детально проработанной сценографии с чашками, банками с припасами, салфетками и лыжами, которые всегда жалко выбросить.
Обычно режиссеры переносят действие классических пьес в наши дни. Олег Долин, напротив, поставил современную пьесу «Мышонок-суперсыщик» как ренессансную комедию дель арте — с живым оркестром, с актерами в удивительных масках, ждущих своего выхода прямо у игровой площадки, на которой нет декораций. Поставил — и выиграл. Смена ролей (пятеро исполнителей сыграли более десятка персонажей) оказалась даже увлекательнее сюжетных по воротов.
Единственный без тени сомнения отрицательный серый персонаж подборки — Мышиный король. В спектакле Губернского театра он традиционно многоглав, но менее страшен, чем в первоисточнике Гофмана. Здесь он скорее плюшевая игрушка с плохим характером, в короне и мантии, и кукольное войско побеждает его победоносно и играючи.
Ольга Беленкова играет лирическую клоунессу в современном черном костюме, которая наверняка в одиночестве понимает все и даже больше. Ее внимание к другим обострено, поэтому ей и удается примирить в одном ритме две марионетки — статичную сломанную Балерину и суетливого Мышонка, появляющегося молниеносно изо всех щелей. И даже сподвигнуть их на лирический танец в таком неуютном месте, как подвал с ненужными вещами.
Собираясь на «Дюймовочку», не предупреждайте детей, что в балете не разговаривают. Главные герои — девочка Соня и мальчик Митя — будут делиться своими впечатлениями от игр и прогулок с помощью слов. В остальном это спектакль с пуантами, дуэтами и фуэте под современно осмысленную музыку Чайковского. Заглавная миниатюрная героиня — плод воображения Сони, которую она поселила в игрушечном домике и откуда ее выкрали коварные головастики. Так она попала в том числе и к самой знаменитой сказочной Мыши, одновременно сердобольной и коварной.