Две чеховские маленькие комедии играют марионетки. Обычно куклы этой системы не бывают смешными, но художница Алевтина Торик придумала их слегка карикатурными, вызывающими добрую улыбку. Кое-кто из них похож на самого Чехова, похожи и актеры, которых зрители также увидят на сцене. Так врач и писатель оказывается не просто автором текстов для постановки, но и заглавным действующим лицом.
Это не «Вишневый сад», в основе спектакля режиссера Олега Жюгжды — рассказы и пьесы «Загадочная натура», «Предложение», «Драма», «Медведь». И хотя персонажи поют романсы, это не драма, а водевиль, в котором больше смешного, вернее нелепого, а Чехов умел замечать и ценить в жизни недотеп как никакой другой писатель.
«Попрыгунья», «Шуточка», «Из записок вспыльчивого человека» и «Черный монах» — рассказы, из которых сложился спектакль. Куклы позволяют персонажам взглянуть на себя со стороны. И увидев, можно как умилиться, так и ужаснуться.
Действие камерного спектакля режиссера Анны Коонен начинается с поминок, во время которых всем персонажам приходится промерзнуть до костей и промочить ноги. В дальнейшем ретроспективно развивающемся сюжете зрители узнают все подробности о жизни учителя греческого языка Беликове. Он не так молод, но влюбляется впервые. И куклы-двойники в руках Беликова и Вари Коваленко в спектакле логично возникают, когда так трудно признаться в своих чувствах без посредников.
Театр кукол из Санкт-Петербурга называется «Бродячая собачка» не в честь Каштанки, но молодой рыжей собаке тоже можно дать такое определение. Мы смотрим на мир ее глазами, когда человеческого лица не разглядеть, зато стоит опасаться метлы дворника у свой морды. В версии режиссера Альфии Абдулиной Каштанка получает свою минуту славы, но в итоге отказывается от популярности.
Художник Виктор Никоненко на крошечном пространстве выстроил целую анфиладу комнат уютной усадьбы на озере. Где-то на том берегу наверняка скучает Аркадина и предается мечтам Заречная, а здесь живет молодая вдова Попова, которая погружена в скорбь и бесконечные слезы о муже. Режиссер Владимир Бирюков позволил себе одну вольность по отношению к классику: чеховский слуга Лука становится Лукерьей, и клокочущий страстями помещик Смирнов попадает прямиком в женское царство.
Последнюю чеховскую комедию актеры театра кукол «Огниво» играют без антракта 1 час 45 минут и, кажется, ничего не упускают. Высоких кукол Раневской и Гаева достают из дорожных кофров-гробов, чтобы в финале снова в надежной упаковке отправить в Париж. Аня и Петя — словно пупсы, увлеченные детскими играми, удивляющиеся и радующиеся при любой возможности. Фирс — существо отдельное, потому что он — марионетка, и вся мебель в доме сделана под него, довольно миниатюрного.