Формально это выставка, и проходила она в музее ММОМА. Однако сразу же было заявлено, что проект формируется с использованием театрального языка. Одну из частей выставки по сценарию на базе чеховской пьесы «Чайка» сделал независимый коллектив художников «Театр взаимных действий». Это был опыт театра без людей, в котором через эмансипацию предметов и драматургическое напряжение, возникающее между ними, появляется перформативность и спектакулярность.
Еще одна выставка, на этот раз значительно более театральная. Сделали ее художница Вера Мартынов и режиссер Андрей Могучий. Перед открытием помощница режиссера и завлит БДТ Светлана Щагина (и, как сообщается, при участии самого Могучего) поколотила журналистов телеканала СПб, но это ничего не говорит о выставке, хотя много говорит о тех, кто ее сделал. «Хранить вечно» — еще один важнейший пример того, как из предметов, расположенных в пространстве (правда, при сопровождении довольно топорного нарратива, зачитываемого Алисой Фрейндлих в наушниках у зрителя) появляется настоящий современный театр.
Как сообщалось, экспертный совет «Золотой маски» не смог включить в афишу спектакль Бориса Юхананова «Золотой осёл», потому что это принципиально незавершенный проект, который постоянно меняется. Между тем, опыт Юхананова — важнейший для российского и не только российского театра последних нет, уникальное упражнение в так называемой новопроцессуальности, с развитием и синтезом ролей режиссеров, актеров и зрителей внутри спектакля. К слову, с такой же вероятностью можно предположить, что и «Орфические игры», новый проект Юхананова, номинирован на эту премию не будет.
Па нк-променад Всеволода Лисовского — еще один проект, базой для которого является хаос и случайность. Каждый показ этого спектакля в принципе не может быть похож на предыдущий. Актеры залазят на лестницы и оттуда декламируют Платона. Вдруг зритель не поймет?
Спек такль в жанре лекции, важнейший пример того, как театр рождается из предельно нетеатрального материала.
Зрителя сидят друг напротив друга и заполняют анкеты. Потом разговаривают. Ну разве это театр?