

Когда-то Пушкинский придумал запустить серию фотографий о музее детскими глазами. Если уж взрослые чувствуют себя потерянными на выставках, то детям совсем тяжело: картины слишком высоко, зачем они здесь — непонятно. На этой выставке все будет ровно наоборот: главные здесь — дети. Для знакомства с работами нужно залезть на лестницу,
пригнуться, съехать с горки или заглянуть в шкаф, так что у детей и взрослых появляется возможность увидеть работы культовых художников вне рамок школ и концепций. В такой игровой форме будут представлены только шедевры — от Малевича и Бэкона до Абрамович и Кифера.
Пару лет назад Еврейский музей и центр толерантности уже показывал произведения Герхарда Рихтера о трудности выразить наследие Холокоста на бумаге. Сейчас дневникам шести девочек этого страшного времени (в том числе, как ясно из названия, и знаменитой Анны Франк) вторят произведения восьми больших художников, приезд работы каждого из которых в Москву — вполне себе повод отправиться на выставку: среди них Ансельм Кифер, Герман Нитч и Густав Мецгер.
«Невидимая живопись» и меланхолия, обнаженная натура, апельсины и виноград — на выставке можно будет увидеть все периоды творчества Вейсберга и проследить, как он от цвета пришел к отказу от него, к белому на белом. Больше в ближайшее время в таком количестве «русского Моранди» нельзя будет увидеть нигде: партнер выставки, Пушкинский музей вскоре закроет отдел личных коллекций на реконструкцию.
Огромное четырехлетнее исследование про родной город Дзержинск и его завод — с архивами, газетами, историями, видео и разговорами с людьми, грустными и смешными, увидеть которые можно будет в каталоге. Описание жизни отдельно взятого завода становится точкой отсчета для размышлений о всех злободневных темах современности — экологии, идеологии, несостоятельности утопий, мечтах о великом — и послесловии к ним.
Дамир Муратов — один из самых интересных современных художников и точно одно из главных имен в искусстве Сибири. Его ироничная живопись играет с символами и кодами тех самых «советских детей», а выставка, по замыслу художника, воплощает ту же идею, что и «Город воспоминаний» Орхана Памука, переполненный печалью по величию ушедшей империи. Помимо картин среди объектов на выставке есть, например, невозможный стол для пинг-понга.
Павла Пепперштейна все мы знаем и любим, смотрим, читаем и даже (самые преданные из нас) слушаем — но так много его точно не было нигде и никогда. Более восьмидесяти работ из частных и публичных собраний с шестидесятых и до наших дней: живопись и графика, новые страны и государства, игры с религиями и культами и тому подобное обаятельное надувательство — невероятно красивое при том. Политика и театр, воображаемые ландшафты и несуществующие книги, а также двадцать новых произведений — ради этого стоит отправиться в музей. А тем, кто старается инвестировать в искусство, самое время приобрести несколько работ художника: после выставки работы точно подорожают. Ну и наконец стоит заметить, что архитектура выставки состоит из кораблей, а еще предполагает Ленина со спутницей в гробу.