Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5 мая 2021

5 самых кассовых не-голливудских фильмов 2020 года

Арсений Омельченко, Евгений Ткачёв
На этой неделе в прокат выходит самый кассовый фильм 2020 года, китайский военно-патриотический блокбастер «Восемь сотен», а 20 мая — японское аниме «Истребитель демонов: Поезд «Бесконечный», которое заняло второе место в международном бокс-офисе по данным Box Office Mojo. Такой расклад сил стал возможен из-за пандемии коронавируса, которая перевернула игру в мировой киноиндустрии и вывела в топ азиатские картины, ведь в том же Китае с эпидемией сумели справиться раньше, чем на Западе, а значит, и кинотеатры там заработали раньше. В итоге мы получили необычную десятку самых прибыльных фильмов прошлого года: половину из них традиционно занимают голливудские ленты, а другую половину — азиатские. Рассказываем про них подробнее.
6.9
Восемь сотен
2021, Боевик

С пандемией лучше всего справился Китай: мало того, что там оперативно гасятся вспышки коронавируса, так еще и кинотеатры переживают не упадок, а расцвет — и помогают им в этом (да-да) стриминги. А учитывая то, что североамериканский прокат на время локдауна оказался на лопатках, самым кассовым фильмом 2020 года оказался проект из Китая: национальный блокбастер «Восемь сотен» собрал почти 469 миллионов долларов. Надо, впрочем, оговориться, что юанями за него главным образом проголосовали местные зрители, но китайский кинорынок настолько велик, что этого хватило, чтобы выйти в лидеры мирового проката. Что же собой представляет «Восемь сотен»? Это военно-патриотический боевик, рассказывающий о том, как в 1937 году во время Японо-китайской войны 400 солдат из 524-го полка 88-й дивизии Народно-революционной армии Китая четыре дня и четыре ночи держали оборону склада Сыхан в Шанхае от Императорской армии Японии, в то время как вокруг склада, согласно фильму, круги наворачивал белоснежный конь апокалипсиса. После эти солдаты (то ли «300 спартанцев», то ли «28 панфиловцев») вошли в историю как «800 героев», несмотря на то что к началу обороны половина из них уже погибла во время Шанхайского сражения. Самое интересное, что изначально фильм лег на полку на целый год из-за цензурных соображений и спорного изображения гоминьдановских солдат, но стоило его оттуда достать — и вуаля: он стал десятым по успешности фильмом в истории китайской киноиндустрии. Тому, конечно, есть веское обоснование: картина выглядит дорого и богато, совершенно по-голливудски (это первый китайский фильм, полностью снятый в формате IMAX). Непрекращающиеся бои захватывают дух, камера как приклеенная всюду следует за героями, а зрителям, как и защитникам склада, дают совсем мало времени на передышку. Единственное, однако, что может вызвать отторжение у западных зрителей, это наэлектризованная идеологизированность ленты, зашкаливающий патриотический пафос, по сравнению с которым «Сталинград» Федора Бондарчука или, скажем, «Движение вверх» Антона Мегердичева в глазах их хейтеров перестанут быть патриотическими произведениями. Но это плата, которую приходится платить за вход в мир большого китайского кинематографа.

1-е место международного бокс-офиса (сборы: $461 341 525)

«Истребитель демонов» — экранизация свежего подросткового аниме-сериала по манге Коёхару Готоугэ. После отлично стартовавшего первого сезона продюсеры немедленно взялись за экранное воплощение следующей сюжетной арки, но быстро поняли, что история «Бесконечного поезда» идеально подходит именно для полнометражного фильма, перекидывающего мостик к долгожданному второму сезону. В итоге идея сработала на ура — с результатом более 400 миллионов долларов «Поезд» стал самым кассовым японским фильмом в истории, а заодно и абсолютным рекордсменом среди мультфильмов категории R (соответствует нашему «16+»). Сериал рассказывает о мальчике Тандзиро, чью семью вырезали беспощадные демоны, а маленькую сестру попытались обратить, сделав наполовину чудовищем. Чтобы исцелить ее и отомстить, он вступает в древнюю организацию по борьбе с нечистью, где раскрывает в себе особые таланты и находит верных друзей. Очередным заданием для команды боевых вундеркиндов становится путешествие на таинственном «бесконечном поезде», где им предстоит встретиться с коварным повелителем сновидений, а поможет молодняку в битве непобедимый пламенный мечник Кёдзюро Рэнгоку. Разумеется, для полного погружения в историю лучше сначала ознакомиться с 26-серийным сезоном. Но полнометражка вполне позволяет в общих чертах разобраться в отношениях героев и с головой погрузиться в зрелищный экшен, сделанный на стыке двухмерной анимации и трехмерного CGI. А кассовые рекорды стали очередным шагом к легализации аниме в качестве серьезного киноискусства.

2-е место международного бокс-офиса (сборы: $428 434 443)

Лишь немногим уступив «Восьми сотням», аниме «Истребитель демонов» и продолжению «Плохих парней», четвертое место в мировом бокс-офисе занимает другая картина из Поднебесной с упором на патриотизм. В двух словах фильм можно описать как китайские «Елки»», с той только разницей, что сюжетно пять новелл здесь никак не пересекаются. Сшивает их лишь общая тема — отношения стремительно развивающегося городского Китая и деревни, олицетворяющей ускользающее прошлое страны (стремительная урбанизация, давно отрефлексированная на Западе, — одна из главных тенденций современного Китая). Герои почти всех историй по разным делам отправляются в деревню (лишь в первой родственник, наоборот, приезжает за помощью в Пекин) — кто на встречу выпускников, кто за репортажем об НЛО, кто по душевному порыву «поднять село». И обнаруживают там (а иногда и собственноручно строят) в противовес воспоминаниям о бедном и угрюмом крае коммунистическую пастораль с переливающимися в модных светофильтрах посевами, уютной малоэтажной застройкой, а также всевозможными гаджетами и интернетами. Одна беда — людей мало, зато все как один счастливы до одури. От излишнего патриотического пафоса, впрочем, спасает добродушный и слегка придурковатый юмор, а разваливающуюся композицию спасает то, что самая милая и самая смешная истории расположились аккурат в начале и в конце. К тому же в последней новелле китайскую глухомань превращают в макет России с матрешками и паровозом, чтобы всем селом обманывать в видеочате жену местного председателя (на манер студента из все тех же «Елок»). Так что досмотреть точно стоит! К тому же местами невольно ловишь себя на зависти к стране, которая рефлексирует, пускай и в легком идеологическом дурмане, по поводу своего чересчур бурного развития, а не наоборот.

4-е место международного бокс-офиса (сборы: $422 390 820)

После невероятного кассового успеха «Нэчжи» в 2019 году (с результатом в 700 млн долларов он стал самым прибыльным неанглоязычным мультфильмом в истории) китайские продюсеры предсказуемо стали ковать железо, пока горячо, и запустили сразу два спин-оффа. Один из них, слегка задержавшийся с выходом из-за эпидемии ковида, рассказывает про совершенно другого персонажа китайской классики «Обретение богов» — Цзян Цзыя. Его история куда больше связана с основной канвой романа и повествует о войне древнекитайских богов против коварных демонов-лис, обманом захвативших власть в царстве смертных. Одолеть их помогает отважный герой Цзян Цзыя, которого после победы призывают на небеса, чтобы он казнил главу клана лисиц и присоединился к другим бессмертным. Однако та рассказывает ему, что вместе с ней погибнет и ни в чем не повинная смертная девушка, и Цзян Цзыя отказывается вершить правосудие. Его отправляют в изгнание, в котором он спустя 10 лет случайно встречает ту самую таинственную незнакомку. Теперь он должен помочь ей вспомнить прошлое, а заодно раскрыть мрачные тайны богов. По сути, с «Нэчжой» мультфильм роднит лишь первоисточник да пасхалка после титров. Создатели «Цзян Цзыя» с порога заявляют совсем другую эстетику, и тон — это размашистое и эпичное уся со сложной галереей разнообразных сказочных персонажей, остроумно переработанных набившими руку китайскими художниками. При этом мифологическую канву удачно оттеняет пронзительная и человечная история о той самой слезинке ребенка, которая стоит целого мира.

8-е место международного бокс-офиса (сборы: $240 663 149)

Режиссер: Тэн Чэн

Еще пять лет назад, работая над фильмом «Убирайся немедленно, господин Опухоль!» о больной раком художнице комиксов, молодой режиссер Хань Янь задумал свою «Трилогию жизни», посвященную разным аспектам борьбы со страшной болезнью. Во второй части цикла — «Аленький цветочек» (или «Маленький красный цветочек») — он переключил фокус внимания с мира фантазий одного человека на отношения между больными онкологией молодыми людьми и их семьями. Фильм рассказывает о нелюдимом и мрачном подростке Вэй Ихане, у которого пару лет назад удалили опухоль мозга. На косплей-вечеринке, куда его заставляет пойти мама, он случайно знакомится со сверстницей Ма Сяоюань, которой страшный диагноз совсем не мешает жить полной жизнью. Та берется за его перевоспитание, и вскоре молодые люди влюбляются и начинают строить невероятные планы на будущее, которым, увы, суждено сбыться лишь в воображаемой параллельной вселенной. Фильм с легкостью вписывается в общемировую традицию терапевтического кино и лишен, кажется, почти всего привычно китайского (настолько, что режиссера даже обвинили в плагиате голливудского «Виноваты звезды»). Тем не менее Хань Яню удается остроумно срифмовать онкологию с переходным возрастом, выстроить метафору надуманного одиночества, заставляющего страдать не только больного, но и его близких. Жаль только, что живописный талант фантазера-визуализатора, оценить который в полной мере можно в позапрошлогодней безбашенной «Планете зверей», Хань Янь здесь проявляет лишь в играх с цветокором.

9-е место международного бокс-офиса (сборы: $216 000 000)

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все