Москва

5 русских сериалов, которые будут смотреть этой осенью

Отечественные сериалы обсуждают больше, чем русское кино, их качество неуклонно растет, а «Афиша» рассказывает про пять громких премьер, которые нам покажут в ближайшее время.
Евгений Ткачёв
24 августа 2020

детектив, драма

Детектив по мотивам дела ангарского маньяка

В провинциальном Вознесенске уже давно пропадают женщины — причем сексуально активного возраста (от 17 до 45 лет). Поэтому когда к популярному местному блогеру и гражданскому активисту попадает видеозапись с мертвой девушкой, он поднимает шумиху. Расследовать это дело отправляют молодую московскую следовательницу Евгению Ключевскую (Юлия Снигирь), в детстве травмированную отцом, которого вот только что выпустили из тюрьмы. В Вознесенке Евгения начинает тщательно прощупывать почву и быстро понимает, что город связан круговой порукой: никому особо не выгодно, чтобы правда (особенно самая мерзкая) всплыла наружу. Единственный, кто выказывает расположение к девушке (помимо водителя такси, сыгранного Константином Мурзенко), это обаятельный следователь Иван Крутихин (Никита Ефремов), который становится ее напарником (и который — это не спойлер — и есть маньяк).

Наконец-то после мучительных «Содержанок» эпатажный театральный режиссер Константин Богомолов нашел себе материал в кино, с которым есть куда развернуться. «Хороший человек» вдохновлен делом «ангарского маньяка», которого ловили 20 лет — и про которого потом все вспоминали, что он был таким «хорошим человеком», никто и не мог подумать, что он окажется серийным убийцей. Учитывая то, что конек Богомолова — трансгрессия (его экранизацию сорокинской «Насти» так и не выпустили в прокат), режиссер начинает сгущать краски, наводить жуть и морок уже с первой серии (плюс наконец-то видна его хваленая работа с артистами). Стоит признать, сериал выглядит впечатляюще и многообещающе. Это очень своевременная отечественная ответочка финчеровскому «Охотнику за разумом». Богомолов создает напряжение главным образом за счет тревожной атмосферы, клаустрофобического мизансценирования и путешествия в серые зоны морали, в которых сложно не поддаться обаянию зла (что, собственно, и происходит с несчастными жертвами Крутихина). К слову, последний в этой истории выступает не только в роли маньяка, но и палача: он считает, что убитые им девушки заслуживали казни из-за своего «распущенного поведения». Так что сериал — это еще и прекрасный повод поговорить о слатшейминге, виктимблейминге и дегуманизации российского (патриархального) общества, в котором, по словам генерального продюсера проекта Ирины Сосновой, любой мужчина вправе «судить» женщину.

Символично также и то, что главным героем стал не мужчина-следователь (как было в реальности), а сломленная женщина, которая острее, чем ее коллеги, чувствует сконцентрировавшееся в Вознесенске зло. В общем, это очень мрачное, девяностническое по духу кино. И хотя понятно, что по уровню трансгрессии это такой разведенный один к десяти «Генри: портрет серийного убийцы», в «Хорошем человеке» все равно есть моменты, от которых может по-настоящему триггернуть (в той же степени, как и от фильмов из этого списка). Не будем загадывать и заранее выдавать авансы (те же «Содержанки», например, не оправдали возложенных на них ожиданий), но по первым ощущениям это одна из главных русских сериальных премьер 2020 года.

Смотреть: с 20 августа на Start


приключение, триллер

«Последний герой», обернувшийся «Охотой»

Группа из мужчин и женщин где-то под Саянами принимает участие в реалити-шоу «Выживший» (ведущий — Игорь Верник в роли самого себя). Испытания нечеловеческие, приз — один миллион евро. Ознакомившись с правилами, конкурсанты делятся на две команды (вскоре к ним еще присоединятся Александра Бортич и Алексей Чадов — тоже в роли самих себя) и готовятся к игре на выживание, не подозревая, что из фигуры речи это словосочетание обрастет прямым смыслом. Ночью кто-то начнет стрелять, а утром участники шоу обнаружат в яме трупы телевизионщиков.

«Игра на выживание» поставлена с завидной лихостью: не каждый день увидишь такое жанровое, к тому же еще и отечественное кино, в котором правила меняются с завидной регулярностью. Сериал начинается как реплика экстремального реалити-шоу «Последний герой», но затем этот «Выживший» (шутки про фильм с Леонардо Ди Каприо, разумеется, будут) превращается сначала в «Лост», а затем и вовсе «Куб»: вскоре мы узнаем, кто из героев чего стоит с моральной точки зрения. К слову, вместо характеров тут больше типажи, но крайне удачно подобранные: фотограф, миксфайтер, бизнесмен, госавтоинспектор, системный администратор, бизнесменка, бухгалтерка, журналистка, поварка, ветеринарка, модель плюс ресторатор из Пятигорска, пенсионер и такая же круто сваренная блондинка (Линда Лапиньш), как и в «Охоте». С фильмом Крейга Цобеля сериал также роднит социально-сатирический запал и жанр. «Игра на выживание» — такой же захватывающий сурвайвал-триллер, как и первые тридцать минут «Охоты» (когда ничего не понятно, но жутко интересно). 

К слову, сериал замахнулся на 12 серий, так что непонятно, удастся ли ему выдержать такой темп, но, учитывая, что после двух просмотренных эпизодов яснее ничего не становится, а интерес не пропадает, — вполне возможно. Карен Оганесян («Домовой, «Герой», сериалы «Клим» и «Налет») виртуозно нагнетает саспенс, тайга (как уже было установлено) выступает идеальным сеттингом для напряженного триллера, а песенка «Широка страна моя родная…» на вступительных титрах дышит инфернальной жутью. Но в сериале много не только жуткого, но и смешного: например, гомоэротичная драка двух голых гомофобных мужиков, сыплющая едкими колкостями героиня Лапиньш и Чадов с Бортич, играющие карикатурные версии самих себя (совсем как звезды «Беверли-Хиллз 90210» в боевике «Домино» Тони Скотта). В общем, если это не главное жанровое развлечение осени, то тогда непонятно, что.

Смотреть: с 31 августа на ТНТ и Premier


детектив

Прогрессивный, но стыдный русский сериал про девушку-экстрасенса и бывшего полицейского

Бывший следователь Никита (Игорь Стам) ушел из органов после того, как провалил дело о похищении девушки (ее нашли мертвой). Теперь он беспробудно пьет и угрожает гопникам пистолетом в электричке, завидев, как те пристают к беззащитной женщине. Однако окончательно скатиться на дно Никите не дает мать той самой похищенной девушки, бизнесвумен Светлана Казарина (Виктория Тарасова). Она сводит опера с барменшей Викой (Рина Гришина, звезда «Полицейского с Рублевки») — обладательницей экстрасенсорных способностей и очень тяжелого характера. Не сразу, но героям удается поладить. Сначала они найдут убийцу дочери Светланы, а затем решат и дальше помогать людям. Постепенно к их детективному агентству присоединятся психолог Ольга (Даниэла Стоянович) и координатор поисково-спасательных отрядов Костя (Артем Ешкин).

После насквозь сексистского «Полицейского с Рублевки» сценарист Илья Куликов неожиданно совершил полицейский разворот — и написал мистический процедурал с эмпауэрментом. Впрочем, героиня Гришиной — это не только живое воплощение girl power, но и девушки-мудака в духе «Меломанки». Несмотря на то что Вика обладает чрезмерной эмпатией, в ней много напускного цинизма, она остра на язык, как Хэнк Муди из «Блудливой Калифорнии», и прекрасно управляется без мужчины, так что невооруженным глазом видно, что в этом проекте Малдер и Скалли поменялись гендерными ролями еще хлеще, чем в ретросериале «Анна-детективъ». Однако помимо достойной (по меркам отечественного ТВ) женской репрезентации в «Агентстве» также можно найти разговор про границы эмпатии, синглизм (стигматизацию одиноких людей) и женское тело. Понятно, что экстрасенсорные способности Вики — это половая и социальная метафора. В первой серии Никита испытывает такое же замешательство перед сверхъестественными способностями девушки, как обычный мужчина перед женским организмом и теми процессами, что в нем происходят. В общем, с точки зрения социокультурных элементов «Агентство» — любопытнейший сериал эпохи #MeToo (тут есть, над чем подумать и что обсудить).

С художественными достоинствами все сложнее: видно, что завязка Куликовым написана левой пяткой, а режиссерка Аня Мирохина (соавторка еще одного куликовского проекта — «Документалиста. Охотника за призраками») сняла образцовый сериал телеканала ТВ-3 — с не слишком изобретательным сюжетом, кринжовой драматургией и русским «реализмом кухонной раковины» (это когда кажется, что история написана скучающей домохозяйкой). Так что будьте готовы, в сериале вас ждет немало стыдных моментов.



Актеры «Агентства О.К.О.» о своих героях



Рина Гришина

Актриса, исполнительница роли Вики

— Моя героиня вовсе не социофоб, как может показаться из первой серии. Она превращается в социофоба только тогда, когда речь заходит о ее силе — когда кто-нибудь пытается заставить ее проявить суперспособности. Изначально она вообще не хочет заниматься детективной деятельностью. Она хочет жить жизнью простой девчонки, поэтому работает в баре и подрабатывает педагогом по музыке, скрывает свой талант, не хочет его использовать. Однако когда в ее жизни появляется Никита, который заставляет ее раскрыть свои способности, она снова превращается в колючку-социофоба, но — до определенного момента. Могу сказать, что за 16 серий Вика и Никита очень сильно изменятся — по отношению друг к другу, себе и своим страхам. Вика будет немного другой к финалу сезона.





Игорь Стам

Актер, исполнитель роли Никиты

— Это очень человечная история — и наши герои не просто на службе, они делают эту работу по доброй воле. Да, им платят деньги, но они точно там не ради денег. Их задача — помогать людям. И каждая спасенная жизнь становится для них энергетическим зарядом. Вика способна восстанавливаться только таким образом, как и мой герой. Вообще Никита обладает большим чувством вины, которое тянется за ним с первой серии. Я знаю, что это такое, сам проходил через подобное. Поэтому мне Никита очень близок. На мой взгляд, то, чем занимаются Вика и Никита, на сегодняшний день довольно редкая вещь: редко когда кто-то за кого-то заступается, причем абсолютно безвозмездно. Поэтому, мне кажется, главных героев объединяет их человечность, способность к эмпатии.



Смотреть: с 24 августа на ТВ-3


криминальный

Второй сезон отечественного криминального сериала, снятого по мотивам французского хита

Первый сезон «Налета» вышел в 2017 году — и был поставлен по лекалам французского брутального хита «Braquo» Оливье Маршаля («Набережная Орфевр, 36»), шедшего четыре сезона (и удостоившегося премии «Эмми»). Действие сериала перенесли из мрачного Парижа в Калининград, а роли четырех полицейских, жестоко мстящих за своего коллегу, исполнили Владимир Машков, Александр Паль, Денис Шведов и Лукерья Ильяшенко. Во втором сезоне к ним присоединится Ольга Дыховичная. По сюжету бравому криминальному квартету придется хорошенько постараться, чтобы выбраться с того дна, в котором они очутились.

Смотреть: с 30 августа на Первом канале


комедия

Четвертый сезон главного российского сериала про эмпауэрмент

Также возвращается «Ольга», рассказывающая про боевую мать-одиночку в исполнении Яны Трояновой, ее бедовую сестру Лену (Алина Алексеева, звезда «Дау»), отца (Василий Кортуков), детей и воздыхателей. Поскольку там уже давно течет своя жизнь, скажем только, что новый сезон открывается шутками про Звягинцева, экоактивизм, работу похоронного бюро и салона эротического массажа. Еще смешно, что тут снова вместе играют Юра Борисова и Аскар Нигамедзянов из сериала «Мир! Дружба! Жвачка!». Такое ощущение, будто звезды «МДЖ» просто перешли с одной съемочной площадки на другую — впрочем, так оно, скорее всего, и было.

Смотреть: с 31 августа на ТНТ