Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
14 ноября 2022

5 мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так

Евгений Ткачёв
На диснеевских мультфильмах выросло несколько поколений зрителей (в том числе и в России), но в 80–90-е годы сложилась парадоксальная ситуация: некоторые студии осознанно, а некоторые — нет, выдавали свои картины за диснеевские. «Афиша Дети» решила отделить зерна от плевел и к 25-летию «Анастасии» рассказать, какие картины не имеют никакого отношения к «мышиной студии».
6.8
Американский хвостик
1986, Мультфильм

Символ «Диснея» — это мышь, но не всякий мультфильм про мышей — это «Дисней». Так, на волне «Спасателей» и «Великого мышиного сыщика» на студии Universal вышел «Американский хвостик» (известный также как «Американская история» — все дело в том, что в названии фильма на английском содержится игра слов: tail — это «хвост», а tale — «сказка»). Продюсером картины выступил Стивен Спилберг, в ее основу легла биография американского композитора Ирвинга Берлина, а рассказывает она про приключения русского мышонка-эмигранта с еврейскими корнями — Файвела Мышкевича, который вместе со своей семьей в конце XIX века отправился из России в Америку, но потерялся по дороге к Нью-Йорку. Помимо актуального эмигрантского комментария, в мультфильме содержатся намеки на роман воспитания, а стержнем истории остается семейная драма (особенно трогательные отношения у мышонка с сестрой). Впоследствии у «Американского хвостика» вышло три сиквела и мультсериал, Файвел появился на эмблеме спилберговской анимационной студии Amblimation, стал талисманом для ЮНИСЕФ, а автор комикса «Маус» Арт Шпигельман поспешил выпустить свой графический роман раньше мультфильма, так как подозревал Спилберга в плагиате, ведь у него евреи тоже были выведены в виде мышей (а нацисты — в виде котов).  

Режиссер: Дон Блат

В 1980-е компания Filmation планировала выпускать «сразу на видео» продолжения известных диснеевских мультфильмов, однако закончены были только «Пиноккио и император тьмы» и «Новые приключения Белоснежки» (см. ниже). Надо ли говорить, что по духу и настроению эти картины очень сильно отличались от диснеевской классики? Так, «Пиноккио и император тьмы» — это настоящий боди-хоррор, который в детстве может произвести неизгладимое, незабываемое впечатление. Формально действие происходит после событий диснеевского мультфильма: Пиноккио теперь живой мальчик, однако на его пути вновь встает масса соблазнов, а жизненные испытания в итоге приведут его к императору тьмы. Помимо знакомых персонажей (Феи-крестной и мистера Джеппетто) нас ожидает масса новых (вместо сверчка — светлячок, вместо лиса и кота — енот и обезьяна, вместо хозяина театра марионеток Манджафуоко — злой кукольник Папеттино). Несмотря на то, что «Пиноккио и император тьмы» не сумел снискать славу оригинала, это волнующий, философский, сюрреалистический, а в чем-то и авангардный мультфильм, который лучше всего смотреть в паре с новой игровой экранизацией сказки Карло Коллоди.

Режиссер: Хэл Сазерленд

«Дисней» был совсем не в восторге от того, что Filmation снимает сиквелы к его мультфильмам (как не был он в восторге от мультов студии GoodTimes Entertainment, которая намеренно копировала диснеевские хиты вплоть до оформления упаковки видеокассет), но права на Пиноккио и Белоснежку находились в открытом доступе, так что тут не подкопаешься. Тем не менее студии пришлось пообещать, что их персонажи будут отличаться от диснеевских, — так из классической сказки в «Новые приключения Белоснежки» (которые в оригинале таинственно называются «Жили долго и счастливо») перекочевали только принц и сама Белоснежка. По сюжету злой брат королевы, лорд Малис, решает отомстить возлюбленным, наслав на них несчастья, однако Белоснежке удается укрыться у семи гномих — двоюродных сестер тех самых гномов (опередившая свое время фем-репрезентация). Они помогут девушке отыскать принца, а заодно одолеть Малиса. Также в мультфильме появятся и другие новые герои: для создания интриги, колорита и, конечно же, для защиты от исков по нарушению авторских прав.

Режиссер: Джон Хоули
Принцесса-лебедь
1994, Мультфильм

История про заколдованную злым колдуном Ротбартом принцессу Одетту, которая в дневное время суток превращается в лебедя, — и только поцелуй возлюбленного, принца Дерека, может расколдовать ее. Явно вдохновленная балетом «Лебединое озеро» и снятая на студии Rich Animation (специализирующейся главным образом на библейских сюжетах — от «Авраама и Исаака» до «Эсфири») «Принцесса-лебедь» вышла в эпоху очередного диснеевского ренессанса и подхватила массу прогрессивных идей, витавших тогда в воздухе и анимации: так, например, принцессе недостаточно того, чтобы принц любил ее только за красоту. «Поэтому [она] смиренно уходит из его жизни и оказывается во всевозможных крайне затруднительных положениях, просто потому, что принц, которого она знала с детства, не смог сказать, что она тоже умна», — отмечал кинокритик Роджер Эберт, сравнивший мультфильм с «Русалочкой», в то время как кинокритикесса Кэрин Джеймс и вовсе назвала картину «негласным сиквелом «Красавицы и чудовища». Всего же у «Принцессы-лебедь» вышло семь (по большей части трехмерных) сиквелов — причем последний в прошлом году. 

Режиссер: Ричард Рич
6.8
Анастасия
1997, Мультфильм

У «Диснея» пока нет своей русской принцессы, зато она есть у студии 20th Century Fox, теперь, впрочем, принадлежащей «Диснею», однако сомнительно, что студия возьмет ее в свой пантеон. История создания мультфильма довольно любопытная: режиссерам Дону Блату и Гэри Голдману было предложено поставить либо анимационный ремейк «Моей прекрасной леди», либо «Анастасии» 1956 года с Ингрид Бергман и Юлом Бриннером, основывающейся на легенде о великой княжне Анастасии Николаевне Романовой. Они остановились на «Анастасии», но не преминули добавить туда элементы из пьесы «Пигмалион» Бернарда Шоу, экранизацией которой была «Моя прекрасная леди». Стоит заметить, что по мультфильму, в котором в лучших западных традициях цветет развесистая «клюква», российскую историю лучше не изучать. Итак, когда тень надвигающихся перемен нависает над Россией, маленькая Анастасия оказывается вынуждена прятаться, чтобы спасти свою жизнь. Спустя годы она встречает красивого молодого Дмитрия. Вместе они отправляются в Париж, чтобы найти законное наследство Анастасии, но на их пути становится злой колдун Распутин и его помощник Барток — злобный летучий мышонок (про него потом снимут отдельный сиквел). В картине хватает анахронизмов (оказывается, виновники всех бед династии Романовых не большевики, а Григорий Распутин, который в реальности не дожил до Февральской революции 1917 года; также в мультфильме Северную столицу по старинке продолжают величать Петербургом, хотя он уже превратился в Петроград, а вместо Зимнего дворца показывают Екатерининский дворец в Царском Селе). Однако, если принять за факт то, что «Анастасия» не историческая реконструкция, а «сказка на фоне реальных русских событий», то станет очевидно, что этот мультфильм до сих пор может поразить как анимацией (в создании персонажей использовался метод ротоскопирования), так и лихо закрученным сюжетом, — ну и вообще, жаловаться на отсутствие достойной национальной репрезентации в детском мультфильме как-то не комильфо.

Режиссер: Дон Блат

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все