Один из наиболее талантливых электронных продюсеров своего поколения, Муджус стал по-настоящему знаменитым в 2011 году, когда журнал «Афиша» определил его альбом «Downshifting» чуть ли не эталоном хорошего вкуса, да еще и с точной привязкой к локальной специфике. Хотя привязка эта была скорее к «продвинутой» тусовочной Москве, релиз действительно стал этапным для российской музыки десятых годов, а в главном хите «Юность» многие услышали нового Цоя. Сейчас понятно, что Цоем Муджус стать не мог. Вместо этого артист до сих пор записывает яркие и изобретательные танцевальные треки, часто — с тихими (такова уж специфика его интонации), почти интимными сюжетами о сумбурной жизни в мегаполисе. На самом деле, именно в этих песнях увидела и полюбила себя редакция той самой «Афиши» и многие другие слушатели ушедшей уже эпохи. Очередную подборку печальных историй от Муджуса можно услышать на недавнем альбоме «Melancholium».
В Планетарии №1 фестиваль ближневосточной музыкальной культуры Mawaheb развернет чуть ли не отдельный мини-фест про художественные эксперименты с электроникой и видео. Начнется Mirage с показа технокритической антиутопии «The Future Was Desert pt.1 & 2» художницы и писательницы катарского происхождения Софии Аль-Марии. Далее — музыка и видео, созданные с расчетом на акустические и визуальные возможности огромного купола планетария. Среди участников-музыкантов — египетский бейс-деконструктор Zuli (его обожают Autechre и Aphex Twin), энигматичный саудовский бедрум-мечтатель MSYLMA, волшебная египетская певица с обложки The Wire Нада Эль-Шазли, прогрессивный электронный дуэт Temp-Illusion из Тегерана. Все будут выступать с видеорядом от известных ближневосточных (и не только) художников.
Две молодые и обаятельные девушки Даша и Ариша при поддержке небольшого состава музыкантов исполняют инди-рок о плывучей и ненадежной современности. Личные истории в их песнях сочетаются с мемами, культурными отсылками, фиксацией локальных новостей и тревог — все это осуществляется под мелодичную гитарную музыку, с мечтательной иронией и неминуемой отстраненностью. Таким образом «Комсомольск» идеально попадают в нерв современности, где бездействие соседствует с инфантильностью, отсутствием иерархий, зараженностью прекрасными и жутковатыми образами. Особенность коллектива заключается в попытке вложить в это вибрирующее постмодернистское облако частное и искреннее содержание. Ничего удивительного, что дебют «Комсомольска» в 2018 году стал микросенсацией в мире новой гитарной музыки. Интервью с участницами группы читайте на «Афише Daily».
«ЛСП» — успешный белорусский проект, балансирующий между речитативом, танцевальной электроникой и поп-музыкой. Фронтмен коллектива Олег Савченко зарекомендовал себя в качестве автора интересных и комплексных историй — в большинстве из них поэтическая завороженность жизнью совмещается с экзистенциальным кризисом, романтической деградацией и фатализмом. Релиз «ЛСП» «Tragic City» был заслуженно назван рэп-порталом The Flow лучшей русскоязычной записью 2017 года. Среди других важных событий в истории группы — драматичный конфликт с Oxxxymiron и его лейблом в 2016 году, а также ранняя смерть одного из ключевых участников формации, битмейкера Ромы Англичанина.
В 2018-м «Деревянные киты» стали одним из главных рок-открытий года, выпустив яркий и магический а льбом инди-шугейза «Под воду». На втором релизе, «Супер», эксперименты продолжились: группа отошла от простых мелодий и залпов диковинного шума к более собранным аранжировкам и комплексным сюжетам. От этого волшебства в их музыке стало как будто бы меньше, однако броское и мечтательное звучание в связке с необычным сказочным вокалом все еще выделяют их на современной независимой сцене.
Основанная музыкантом Ромой Зверем популярная российская поп-рок-группа, ставшая широко известной в начале нулевых благодаря таким хитам как «Дожди-пистолеты», «Районы-кварталы» и «Просто такая сильная любовь». Коллектив является рекордсменом по количеству выигранных премий Муз-ТВ; на данный момент на его счету восемь студийных альбомов. Об истинном величии ранних альбомов «Зверей» читайте на «Афише Daily».
Пока прочие фрешмены изучают мрачное постсоветское наследие или пытаются прикрутить к своим песням прямую бочку, группа «Увула» предлагает уход в мечтательное гитарное звучание. Впечатляющие каскады мелодий и объемная поэтичная атмосфера делают коллектив одним из наиболее интересных дрим-поп-проектов момента — «Увула» окончательно оформилась в этом статусе с выходом своего второго, обласканного критиками лонгплея «Нам остается лишь ждать».
Изначально Loqiemean состоялся в качестве битмейкера, после чего перешел к мрачному и ожесточенному речитативу, где внутренняя агрессия сочеталась с критикой безжалостной внутренней колонизации и декадентским насилием. На новом этапе своего творчества, связанного с выходом двойного релиза «Сожги этот альбом», к команде Loqiemean добавилась живая группа, музыка стала менее мрачной и более разнообразной, но внутренняя надломленность так никуда и не делась.
Известный хорошим вкусом петербургский фестиваль был вынужден отказаться от пачки западных хедлайнеров. Среди артистов первого дня: герои размашистого стадионного рока «Би-2», поп-рэпер Леван Горозия и адепты глянцевого синти-попа Tesla Boy. Любителей независимой сцены порадуют трагичные постпанки из «Петли пристрастия», талантливая постхардкор-команда Bicycles for Afghanistan, а также радикалы-нигилисты со сцены клуба «Ионотека».
Концентрацию удивительных рок-экспериментов от трех групп можно будет застать в клубе «Ласточка». Арт-рокеры «Дом престарелых аутистов» исполнят парадоксальные издевательские песни с ощущением экзистенциальной дрожи; в качестве аккомпанемента — гитарный фузз, вкрадчивые ручейки мелодий и электронные глитчи. Главная сенсация андеграунда последних лет, группа «Жарок», представит атмосферный сибирский гипнагоджик-поп, противоречащий любым устойчивым определениям. Наконец, формация Shokalsky Revenge закончит действо злым и бунтарским нойз-роком. Максимум оттенков русского андеграунда в одном месте в одно время, не иначе.
Немец Борис Брейча числится среди наиболее востребованных диджеев мира и пользуется особой популярностью в России. Его стиль — четкий, размеренный тек-хаус с кислотными эффектами и стратегическими кульминациями. Эстеты воротят от такой музыки нос за ее консервативность и нейтральное, вылизанное звучание. Однако в формате мощных танцевальных шоу для масс сеты Брейчи все работают на ура.
Фестиваль Stereoleto долго храбрился и обещал, что хедлайнерами второго дня станут британцы Metronomy — классики эстетского и ироничного инди-попа. Однако перенос московского концерта намекает на то, что все-таки не станут. Тем не менее, есть и отличные имена среди других заявленных звезд — это герой экспериментального фанка Иван Дорн, интровертный харизматик с трубой, ключевой автор доброго хип-хопа Антоха МС, адепт регги-попа Sunsay, исполнительница драматичного барочного фолка Polnalyubvi и другие. Молодых инди-артистов (например, трепетный и уютный дрим-поп-дуэт «Даша и Сережа») можно будет услышать на сцене «Звук вокруг».
Не дайте ввести себя в заблуждение: грим на лице разукрашенного татуировками человека с псевдонимом fake_trailers — это не устрашающий блэк-металлический корпспейнт, а маска мима (иногда его можно увидеть и в ярких клоунских цветах). Артист продолжает линию взлома и деконструкции поп-звука, которую начали Дин Блант, Джеймс Ферраро и Александр Гай Кук — его треки похожи на драматичный, чаще всего электронный пастиш из искореженных поп-формул и цитат. Где-то гуляет саксофонное эхо, семплы Linkin Park переходят в семплы Лил Пипа, включается грустная фортепианная мелодия, а после — лоуфайная мишура и кислотные помехи с надрывным пением в стиле «4 позиции Бруно» (есть пророки и в нашем отечестве). Ничего страшного тут не происходит, зато в этом кривом зеркале отлично отражается наша сегодняшняя реальность.
Дискографию Manicure можно исследовать как небольшую энциклопедию постпанк-ревайвла. Первый одноименный альбом группы вышел в 2009 году, еще в эпоху сайта Look at Me, и делал ставку на хипстерский меланхоличный звук в стиле Interpol. Представленный через пять лет лонгплей «Восход» мог похвастаться куда более прозрачным романтическим звуком и песнями на русском языке. После долгого молчания формация вернулась с мини-альбомом «Моя вечная весна» — четкие биты как будто приглашают на танцпол, но теперь это скорее тревожное надломленное веселье, поддернутое дарквейвом и шумовыми экспериментами. Пока что главный хит релиза — совместная песня с группой «Комсомольск» «Серебряные дни».
На одной из петербургских крыш соберутся ключевые силы отечественного панка (за вычетом андеграундной сцены). В первый день на сцену поднимутся протестные ска-ветераны «Элизиум», фавориты депрессивного гранжа «Пионерлагерь пыльная радуга», отвязные формации «Йорш» и «Смех». Хедлайнерами второго дня станут уже классические команды «Тараканы!», Distemper, Purgen, «Порт(812)». Их поддержат нигилисты «Суперкозлы», молодые постхардкорщики «Шары» и другие артисты похожей направленности.
Вышедший в 2015 году дебютный альбом казахского рэпера Адиля Жалелова «Дом с паранормальными явлениями» стал настоящей сенсацией и сделал его одним из наиболее важных хип-хоп-исполнителей момента. С тех пор статус Скриптонита особо не изменился. При этом артист не прекращает эксперименты — с 2018 года он выступает с живым составом Gruppa Skryptonite, где рэп-биты уступили место латиноамериканским мотивам, гитарам и пронзительным поп-аранжировкам. Среди ключевых особенностей его творчества — атмосферный и мощный, подвижный в жанровом отношении вайб, откровенные истории о сексе, криминале, веществах и экзистенциальных проблемах и временами не поддающийся расшифровке речитатив.
Новый «Отличный Fest» делает ставку на молодых хитмейкеров, героев инди-сцены и ярких рэп-исполнителей. В программе — сатирический рэп-рок от Anacondaz, брутальный речитатив от Ram, герои мелодраматичного тинейджерского постхардкора «Папин Олимпос», гранж-поп из чартов «кис-кис», отточенный эталон постпанка от формации Ploho и другие вполне самобытные артисты. Особняком стоят нестареющие локальные динозавры авант-попа «СБПЧ».
В 1997 году вышли альбомы «Икра» и «Морская» — принято считать, что после них местный рок стал совсем другим. Справедливо: Илья Лагутенко раскрепостил песенный русский язык, принес в жанр стиль, секс и западный звук. Всплеск новой, вестернизированной рок-музыки на русском в конце 1990-х — в определенном смысле и на совести Лагутенко. Карьера «Мумий Тролля» длится уже больше двадцати лет — это тот самый случай, когда группа и на длинной дистанции не теряет прыти и творческой хватки. Интервью с фронтменом группы Ильей Лагутенко читайте на «Афише Daily».
Kedr Livanskiy — одна из главных российских сенсаций на мировой электронной сцене за последние годы. Москвичка Яна Кедрина крайне удачно — и вовремя — совместила пульс передовой танцевальной электроники с хтоническими черноземными пейзажами и эфемерной чувствительностью, так что ее работы довольно быстро привлекли внимание журналистов и промоутеров, и на данный момент девушка не вылезает из лайнапов российских и западных вечеринок. Впрочем, на своем последнем альбоме «Your Need» Kedr Livanskiy тестирует более прямолинейный подход к танцевальным битам и беспокойным внутренним переживаниям.
В 2018 году именно GONE.Fludd стал для многих компромиссной фигурой, примирившей аудиторию с рэпом новой школы. На прорывном лонгплее «Boys Don’t Cry» артист позволял себе любые дерзкие выходки. Запустить хит с рефреном «тупая сука, будто питекантроп»? Сделано. Написать хасл-трэк от лица кубика льда? Без проблем. Выпустить грустный рэп о тающем сахарном человеке? GONE.Fludd снова залетает в топы чатов. Все это опиралось на модные биты и глючный сеттинг — GONE.Fludd выстрелил как мультяшный диковинный герой, одновременно грустный и смешной, в мире, где все очень пестро, эффектно и немножко не всерьез. Ничего удивительного, что в том же году исполнитель попал в каталог влиятельного лейбла Sony, а впоследствии заметно вырос в плане материала и вышел за пределы своего изначального образа.