Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
2 октября 2019

15 главных концертов октября в Москве: классика бритпопа, питерское техно и отец даба

Октябрьский холод в Москве можно будет с успехом разбавить весьма эклектичной концертной программой. Если в начале месяца заедет трэп-хулиган Гуччи Мейн, то потом все больше красивого и заслуженного: Suede, экс-гитарист Кейва Мик Харви, сольник Майкла Джиры, один из отцов даба The Scientist, наконец. Из тех, что помоднее, — Tessa Violet, Shahmen и Скриптонит с группой.

В этом году Нина Кравиц, кажется, всеми силами пытается найти новый образ: на Coachella вместо обычного бодрого сета она пела и танцевала на фоне зеркала и советских ковров, выпустила на своем лейбле «Трип» сольный альбом «Stranno Stranno. Neobjatno», деконструктивную электронную запись «Nikolai Reptile» от Shadowax (оба релиза похвалил Pitchfork) и дебют техно-дуэта PTU. На мутаборскую вечеринку «Трипа», впрочем, заглянут не только они: на медиуме дадут лайвы голландский выдумщик Legowelt и детройтский технарь Terrence Dixon, а где-то неподалеку будет мини-сцена «ГОСТ Звука».

Рэдрик Делантик Дэвис, более известный как Gucci Mane, записал дебютный альбом «Trap House» в 2005-м — этот релиз стал одной из первых ласточек, ознаменовавших переход трэпа из гетто Атланты в мировой мейнстрим. С тех пор Gucci Mane выпустил безумное количество записей и отмотал несколько сроков, прочно застолбив за собой звание и флагмана, и главного enfant terrible жанра. Последний релиз «Delusions of Grandeur» вышел совсем недавно и включил в себя коллаборации с целым рядом первоэшелонных артистов от Джастина Бибера и Рика Росса до Wiz Khalifa и Lil Uzi Vert – куда уж мейнстримней. Впрочем, судя по сет-листам насыщенного выступлениями на фестивалях лета, Gucci Mane вряд ли будет исполнять новые треки — основу программы составляют проверенные хиты вроде «I Get the Bag», «Slippery», «Black Beatles» (тоже, в принципе, удобоваримого радио-френдли-формата).

Вторые «Ткани» продолжают погружение в современные перформативные практики. Британская виолончелистка Люси Рейлтон растворяет струнные звуки в тягучих акустических текстурах, ее земляк саксофонист Бен Винс на ходу склеивает трансовый многоголосый эмбиент (послушайте хотя бы его лайв с Boiler Room), а австрийский музыкант Jung An Tagen в компании с художником Райнером Колбергом гипнотизируют напряженным потоком зацикленных ритмов и визуальной кислотищи. Контрапунктом будут лайвы русских музыкантов: электронный мистицизм от Dasha Mamba и KP Transmission, шумовой антикапиталистический перформанс Ratmir Vanbuuren Taruts («Измена катит») и лайв-программа продюсера с «ГОСТ Звука» INFX.

На октябрьскую вечеринку в «Мутаборе» The Volks везут Яна Елинека — немецкого электронщика, который в разобранные на молекулы семплы старого джаза и рока и мягкие щелкающие шумы вставляет почти что дабовый, пробирающий бас и неторопливую моторику минимала и дип-хауса. Даже на сольный концерт Елинека стоило бы бежать не раздумывая, но Fauna с него только начинается: на мейне его сменят Baby Vulture и e/tape с гибридным лайвом под вывеской IATTAI, дальше — звуковые ландшафты от резидентов и друзей клуба. На медиуме обещают танцевальный разнос во главе с бойким турком Onur Özer и поклонником британского тек-хауса Raresh.

Только Майкл Джира в наилучший момент распустил Swans, которые встали на рельсы, потускнели и чуть было не перестали быть замечательными, как сразу же отправился в очередное мировое турне — с акустической гитарой и зверскими, поющимися на разрыв глотки корневыми блюзами. Эта грубая, обаятельная, ободранная и насквозь честная музыка вполне может прийтись по вкусу и фанатам группы Джиры, и тем, кого их ритуальная цикличность утомляла. Совсем без следов славного прошлого, впрочем, не обойдется — с Джирой в Россию едет гитарист Swans Норман Уэстберг.

Suede
Бритпоп

Suede сейчас включают в список великой бритпоп-четверки наряду с Oasis, Pulp и Blur — группами, которые отчасти определили, каким станет все современное гитарное инди. Однако дьявол, как говорится, в деталях — если Oasis были районными простаками, а Pulp и Blur — простаками хитроумными, от группы Бретта Андерсона всегда веяло опасной и депрессивной трансгрессией (не зря сам Андерсон был похож прежде всего на Боуи кокаинового периода). Со временем этот среднеклассовый декадентский шик сошел на нет, бритпоп стал историей, а Suede развалились — чтобы спустя семь лет, в 2010-м, снова воссоединиться. С тех пор вышло уже три альбома, а преодолевший наркозависимость Бретт Андерсон сказал, что меньше всего ему хотелось бы быть самопародией. Suede сейчас играют, возможно, не самую актуальную музыку — в творчестве повзрослевших британцев будто не осталось былой болезненной энергетики, а от размеренных поп-рок-треков последнего полноформатника «The Blue Hour» веет доброй ностальгией по концу прошлого столетия. Группа приедет в Москву с презентацией нового релиза, а также с пачкой старых хитов, по которым мы знаем британскую музыку 1990-х.

Участники: Suede
Gruppa Skryptonite
Хип-хоп

Иногда на прошлых сольных концертах Скриптонита чувствовался некоторый диссонанс между его желанием использовать все возможности лайв-бэнда и необходимостью читать рэп-треки, которые рассчитаны на несколько другое, менее нюансированное звучание. Этот внутренний конфликт разрешился обещанием завязать с рэпом и созданием Gruppa Skryptonite. В апреле этого года коллектив Адиля Жалелова выпустил свой первый мини-альбом, и, кажется, его единственный недостаток заключается в ограниченности хронометража (всего шесть треков). Звучание ансамбля представляет собой экспериментальный фьюжн из афро- и латиноамериканской музыки, электроники и ненавязчивых, но безотказно действующих мелодий. Летом увидел свет совместный трек с T-Fest и 104 — отполированная и ритмичная апология стритбола «3x3».

Участники: Скриптонит
Shahmen
Хип-хоп

Изначально Shahmen — это трио битмейкера Sense, МС Bless и MC Unorthadox. Вместе (по крайней мере, Sense и Bless) они делали что-то действительно интересное: биты строились на олдскульных ударных, восточных мотивах и подгруженной гитаре, а дополнялось все это глубоким характерным басом рэпера. Последний релиз проекта «California Is Cold» вышел в 2018-м — и тех необычных битов в нем уже не оказалось, зато MC Bless, судя по всему, оставшись один, прокачался до качественно нового уровня. Музыка Shahmen — это мрачный и экспрессивный хип-хоп, который в любой период существования проекта создавали настоящие перфекционисты. Что хорошо: в обновленных Shahmen первобытная энергетика никуда не исчезла.

«59°57' / 30°19'»
Электроника

Петербург захватывает «Мутабор»: идеологи «Клуба», TESTFM и Roots United соберут своих музыкантов на трех сценах. В хедлайнерах куча иностранных имен: индастриал-техно от Broken English Club, кислотный американец Textasy, французский специалист по ритмичной психоделии Simo Cell, атмосферный нидерландец Delta Funktionen и минималистичный швед Anthony Linell. От россиян: обязательный AV-лайв Tundra, сеты Shutta, Hoopa, Current Call, Eostra, москвичи Mashkov и Sofia Rodina — всех и не перечислишь.

Мультиинструменталист Мик Харви играл на гитаре на 14 альбомах Nick Cave and the Bad Seeds, а потом отправился в свободное плавание. В сольной группе он поет вроде бы совершенно необязательное околороковое кантри, но делает это с таким вкусом, который никогда не воспитает большинство пусть дважды культовых исполнителей, а между делом он может то записаться с PJ Harvey, то сесть в кресло продюсера. В Москве Харви вместе с музыкантами Swans, Игги Попа и Ника Кейва споет переведенные на английский песни Сержа Генсбура — короче, задаст настоящего стиля.

Scientist
Даб

Ямайский продюсер Scientist последние лет сорок занимается примерно одним и тем же: делает тот самый даб без примесей и экспериментов. И это совершенно замечательно. Свой фирменный саунд он унаследовал от Кинга Табби — основателя стиля и главного идеолога ямайского звука. Все концерты Scientist скромно стоит за микшерным пультом и ловко перемещает регуляторы, пока эмси читает малозначительные тексты — и получается абсолютно беззаботная и просторная музыка, которой даже композиция особенно не нужна.

RSAC
Электроника

Феликса Бондарева можно назвать одним из самых заслуженных героев андеграунда — за десять с небольшим лет он попробовал себя в совершенно разных жанрах и поучаствовал в десятке проектов. Дольше всех живет RSAC — группа, которая начинала с забойной электроники и провокационных текстов еще в нулевые. С тех пор как состав, так и звучание проекта постоянно менялись, константой были лишь присутствие и авторство Феликса. Успех к группе пришел как заслуженно, так и случайно — с треком «NBA», который группа исполнила совместно с певицей Ella. Эксперимент был эффективно повторен: в этом году группа выпустила с Ella целый альбом «Фелла», пронизанный томной ностальгией по R’n’B 2000-х. Результат: первые строчки чартов стриминговых сервисов, приглашение на Comedy Club и, конечно, «Вечерний Ургант». А также большой тур по России и Беларуси в поддержку альбома, в рамках которого группа выступит в «Главклубе».

Участники: RSAC
UNKLE
Рок

Unkle — горячо любимый в России проект музыканта, диджея и владельца лейбла Mo’Wax Джеймса Лавеля. Говоря о трип-хопе, об Unkle вспоминают если не в первую и не вторую, то в третью очередь — проект обрел вес чуть позже золотых дней стиля, но полноправно считается его заметным компонентом. Особую известность Unkle принесли коллаборации: к музыке проекта в разное время прилагали руку такие фигуры, как Том Йорк, Майк Ди из Beastie Boys и Джош Омм из The Queens of the Stone Age. С музыкальной точки зрения корни надо искать в раннем трип-хопе, британской электронике 1990-х и плотном саунде брит-рока, однако за 20 лет под именем Unkle что только не выходило, так что неофиты могут ориентироваться на что-то из недавнего. Например, эклектичную дилогию «The Road», которую Лавель записал после долгого затишья. Коллаборационную сущность проекта невозможно воплотить в туровом лайве, но Лавель и его сессионщики стараются максимально приблизиться к студийному исполнению песен.

Участники: UNKLE
Godflesh & Nadja
Тяжелый рок

Godflesh — самая влиятельная индастриал-метал-группа, которая почти три десятка лет ловко смешивает техногенные биты со злобными риффами. Nadja — канадский дрон-дуэт, отыскавший метафизическое спокойствие в грохоте перегруженных гитар. Первые берут аутентичным мраком и ритмом, вторые — почти осязаемой акустической статикой. Поймать обе группы в одном месте — большая удача для всех фанатов экстремальной гитарной музыки с головой.

Tessa Violet известна российскому зрителю как героиня интернет-мема «Русские вперед!». В его адаптациях она предстает царицей русского национализма — Татьяной Виолеттовной с волосами цветов имперского флага. А все началось с безобидной кириллической надписи на футболке в клипе «Crush» (автоматически получившем название «C[rus]н»). Сама певица восторгов по поводу этой случайной популярности не испытывает — и правильно делает, в конце концов, не это ее главная заслуга — это жизнерадостный поп, в котором всегда заметно американское происхождение и акустическое прошлое артистки. Это не прорывная музыка, но в ней чувствуется очень грамотный и взвешенный подход к скрещиванию и актуального R’n’B, и инди-попа. Надвигающийся концерт в клубе Red станет первым выступлением Tessa Violet в России.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все