Опера, Детский |
6+ |
Ален Маратра |
31 декабря 2007 |
3 часа, 1 антракт |
Двадцать лет Мариинка пела на языке оригинала; «Волшебной флейтой» Гергиев обозначает свой новый курс — западные оперы на русском. Проект семейный: дети должны понимать, в чем тут дело. Теперь в опере Моцарта все действительно очень понятно: в исполнении солистов Мариинского театра и Академии молодых певцов разговорные диалоги неожиданно приобретают интонации реалити-шоу «Дом». Никто не спорит, площадной австрийский театр времен Моцарта, с которым жанр «Волшебной флейты» — зингшпиль — состоял в кровном родстве, был зрелищем грубоватым. Но являлся отнюдь не единственным родственником моцартовского шедевра.
Постановщиком спектакля избран француз Ален Маратра, которого после «Золотой маски», присужденной «Путешествию в Реймс», Мариинка полюбила слепой материнской любовью. Свое главное ноу-хау — вовлечение публики в действие — режиссеру сам бог велел отрабатывать в амфитеатре Концертного зала. Маратра, видимо, рассадит зрителей вплотную к сцене: «Как в цирке». Минимальная сценография, никакой машинерии, которую любят возводить в «Волшебной флейте» с XVIII века и до последних постановок в Ла Скала и Метрополитен. Маратра делает ставку на актерскую игру. Между прочим, в оперном театре это опасно.
Кажется, в фильме "Красотка" было сказано, что любовь к опере возникает либо сразу, либо не рождается вовсе. Но это не так. Все лгут. Сначала я ходила в оперу и тщательно пыталась понять, что же в ней такое, что привлекает людей, но меня ничего не трогало. И я уже почти разочаровалась в себе, дескать я не принадлежу к тому избранному количеству людей, приобщенных к этому виду искусства, как тут на тебе, как говорится, "пришла пора, она влюбилась". Моей первой любовью была "Лючия ди Ламмермур" Доницетти, "последней из" стала "Волшебная флейта" Моцарта.
Сразу скажу, от классической постановки здесь мало что осталось, французский режиссер Ален Маратр в этом тому причиной. Певцы не просто поют, они играют. Особенно потрясающе это воплощается в исполнении арии царицы ночи. Зрители сидят прямо на сцене, они будто вовлечены в само действо. Кстати, опера исполняется на русском, и все очень понятно. Будете в Питере, советую Вам сходить!
Потом была закадровая Мариинка, все те же люди, только других профессий.
Это какой-то детский утренник. От оперы и Моцарта там осталось как-то мало. То есть вроде и номера все привычные есть, и Царица Ночи пытается радовать публику своими фиоритурами (весьма и весьма неудачно, кстати), и Папагено докладывает городу и миру, что он известный птицелов, а всё не покидает ощущение, что ты в цирке, а не в опере.
Во-первых, ставить оперу в концертном зале, в котором подобно арене есть места и за сценой, и сбоку от сцены, да еще и продавать на эти места билеты — крайне спорное, мягко говоря, решение. Люди, сидевшие за сценой, просто не слышали певцов, чей голос шел в партер. Люди, сидевшие сбоку от сцены, не видели половины действия, потому как с этих балкончиков вниз просто не взглянуть, им приходилось вставать.
Во-вторых, участие зрителей в постановке, а равно диалоги (точнее, их стилистика, опускавшаяся до уровня братков с вещевого рынка 90-х годов) героев с импровизированной сцены (которой могли стать проходы между рядами, лестницы, балюстрада, оркестровая яма и т.п.) порождали сильнейшие отсылки к манежу вообще и к ковёрным клоунам в частности.
Саму оперу значительно порезали в угоду большому количеству пустых диалогов. Сценография (с учетом общей ущербности решения ставить оперу в концертном зале) напоминает принцип «все, что было под рукой» и оставляет весьма грустное впечатление. Что же до музыкальной составляющей, то три основных разочарования — это Моностатос-Колеушко, который поет примерно как Юрий Стоянов в «Городке», Тамино-Штода, которому, вероятно, было просто скучно выступать в такой постановке (не хочется верить, что Штода в такой же манере поет и в серьезных операх) и Царица Ночи-Юдина, которая справляется со своей партией из последних сил. Порадовала Памина-Трифонова. А за Моцарта, конечно, обидно.
Идеальный спектакль для малоподготовленного слушателя, а уж для любителей и ценителей - просто три часа удовольствия, если они согласны немного побыть детьми.
Принц Тамино утомлен однообразностью своей жизни. Как в фильме Игра, его выпихивают из обыденности совершить подвиг в какой-то восточной стране (что-то среднее между Китаем и Японией). Первым делом он падает в обморок, встретив змея. Его спасают девушки, очень похожие на воительниц из анимешного сериала Аватар. Потом ему предлагают влюбиться - он не против. Надо пройти испытания? Пожалуйста! Принц - очень послушный юноша. К счастью, пугают только темнотой и громом, а единственный обет - молчания. Зато певцу досталось совсем немного вокальных номеров. Чуть сложнее его визави, птицелову Папагено, который соглашается на испытания, только если и ему достанется жена. А вот его исполнитель - главный любимец зрителей, почти все шутки связаны с ним.
Краткое содержание либретто есть в программке, но оно очень запутанно и нелогично. Зато довольно много герои говорят, так что все происходящее понятно. Певцы поют и играют чудесно, свежо и даже, к моему удивлению, с азартом, хотя спектакль поставлен довольно давно. Никакой сухой академичности нет и в помине.
Антракт один, небольшой, на 15 минут - все очень стараются уложиться в заявленные три часа, чтобы зрители помладше побыстрее оказались дома, а своих кроватках.
Действо под названием "Волшебная флейта" понравится разве что детям. Актеры-певцы исполняют партии, балансируя с реквизитом на узких загородках между рядами или рассаживаясь среди зрителей...Арии перемежаются длинными ликбезовскими диалогами героев, так что либретто читать совсем не нужно. Немного цирка, немного детского утренника, немного оперы для "культурки"...