Драматический |
16+ |
Марк Захаров |
10 ноября 2004 |
2 часа, 1 антракт |
После покаянно-обличительного «Плача палача» «Ленком» опять сменил курс и выпустил комедию «Последняя жертва». Это поздняя пьеса Островского — ироничная, печальная, по-житейски мудрая; казалось бы, идеальный материал для Марка Захарова, ведь именно такими мы помним его старые работы. Но тем, кто помнит хорошо, спектакль «Ва-банк» смотреть не стоит.
Ощущение такое, будто пообещали праздник, а дали пустую обертку от конфеты. Обертка яркая, даже очень: декорации прекрасного сценографа Олега Шейнциса на этот раз выглядят непривычно безвкусно. Вся сцена заставлена черными каретами, кажется, с одной целью — занять побольше места и оставить актерам для перемещения узкую полоску; наверное, им просто некогда было репетировать сложные мизансцены. В углу находится будуар героини, обозначенный высоким зеркалом, бутафорской корзиной с фруктами и кусками картин а-ля Рубенс, — эдакая броская ярмарочная роскошь. Да и весь спектакль по стилю напоминает ярмарочный лубок — смену пестрых картинок на сильно упрощенный сюжет. Богатую красавицу сначала разоряет и предает молодой альфонс, а потом спасает полюбивший ее богатый старик. Выжать бы из этой истории красивую мелодраму — и дело с концом. Но Захаров делает фарс, да еще с попыткой философии. Богач Флор Федулыч в исполнении Александра Збруева появляется в доме Юлии Павловны (Александра Захарова) прямиком из-под земли и всесильной рукой раскручивает колесо одной из карет, поворачивая как бы и ход судьбы наивно-счастливой героини. В финале он же уводит ее под венец, отбирая у пропащего игрока Дульчина (Дмитрий Певцов) последнюю надежду на раскаяние. Правда, мысль о погибели этого грешного мира дается между делом, вполголоса, а на первом плане остается все то же: ленкомовские звезды, фирменные трюки и старые шутки, от которых, кажется, уже устали актеры и сам мастер.