Режиссер Константин Богомолов дебютирует в опере. «Триумф Времени и Бесчувствия» (1707) Генделя в последние несколько лет стал чаще появляться в афишах европейских театров, а в России эту ораторию для четырех спорящих друг с другом сущностей (Красота, Удовольствие, Бесчувствие, Время) еще не ставили. Исполнители — приглашенные солисты из Канады, Германии, Испании и США. Язык исполнения итальянский, а перевод для титров сделал Владимир Сорокин. Дирижер — Филипп Чижевский.
Музыкальный |
18+ |
Константин Богомолов |
17 мая 2018 |
3 часа 20 минут, 1 антракт |
ходил на ораторию Генделя. Друзья сделали подарок на день рождения - дали возможность послушать её вживую.
Поход получился несколько сомнительный: музыка и оркестр были хороши, исполнители старались, но вот постановка и либретто Сорокина обескуражили и заставили задаваться экзистенциальным вопросом "для чего всё это?"
Давайте по порядку о том, что было:
- старинные музыкальные инструменты (не все, но несколько)
- поющие мужчины в женских платьях
- собака, поедающая мясо (человеческое по задумке режиссёра) на сцене
- несколько людей, изображающих детей с болезнью Дауна, неумело, в течение минут 20-30
- азиатского происхождения человек в образе Чикатило
- Чикатило в образе индусского бога (Кришны?)
- волхвы, торгующие наркотиками
- отрывание головы куклы с выдавливанием из тела пупса в его голову чего-то кремообразного (этим потом мазался один из мужчин в платье)
- священник, перешедший в (запрещённую в России) террористическую группировку
- воссоединение группы ABBA, превратившееся (намеренно?) в воссоединение Army of Lovers
- второй акт, абсолютно не соотносящийся с первым
- старик, умирающий от голода потому, что у него выбили челюсть
- прыжки через гроб на сцене во время финальных аплодисментов
- исправленное и дополненное либретто второго акта, в котором Сорокин увлёкся собственными мыслями (вот пример: "Узнай, что это за белое озеро вдали? Это сперма, которую изливают миллионы в твою честь")
Итого:
Я искренне пытался слушать, но это было похоже на объедание червивых мест в яблоке. Попытки отобразить остросоциальное вызывали жест face palm. Истории на сцене похожи на заплатки, которые наложили на произведение Генделя. И за этими латанными кусками текста и постановки потеряли самого Генделя. Думается, он трясся, как и один из персонажей на сцене, в плясках Святого Витта во время всего действа.
Все штампы Богомолова перенеслись с легкостью в оперу и прекрасно ложатся на Генделя, не оставляя от Генделя и мокрого места. Но как бы и ничего плохого. В опере мы такого тут видом не видывали.
Однако есть тут одно большое "но" - режиссер демонстрирует все тот же КВН, иногда даже выходя в своих юмористических экзерсисах за рамки вкуса, и не потому, что он такой нетонко чувствующий, а чтобы "шокировать" "обывателя". Эпатаж ради эпатажа. Треш ради треша.
Все таки печально наблюдать режиссерскую деградацию. От спектакля к спектаклю днище все ближе. Фантазии все меньше. Сказать более нечего, словарный запас исчерпан.
В послевкусие лишь запах воняющей жженной пластмассы.
Дешевая провинциальность как она есть. И не то чтобы там вторичность - пятеричность.
PS оркестр и каст преотличные. Чижевский молодец. в публике в основном тусовочка по приглосам. Кто ж на оперу в стасик от 5 тысч то пойдет?