Спектакль

Спектакль Театральный роман (Записки покойника)

Театральный роман (Записки покойника) – афиша
© Сергей Петров/Мастерская Петра Фоменко
1/12
У любого благополучного театра после двадцати лет жизни существует опасность забронзоветь, стать памятником самому себе, академическим фасадом меняющейся театральной жизни. Самоирония может оказаться прививкой от слишком серьезного отношения к себе. Наступил момент, когда театру понадобилось взглянуть на себя сквозь призму Булгакова. Сходство с мхатовскими прототипами оказалось второстепенным, мы искали смешное и грустное, а порой и горькое — в себе. П. Н. Фоменко предложил «Театральный роман» М. Булгакова для самостоятельных актерских работ. Кирилл Пирогов, исполнитель роли Максудова, и несколько актеров показали булгаковские отрывки на «Вечере проб и ошибок», и после года репетиций мы сочли возможным представить этот спектакль на суд зрителей. Прельстившись изнаночной стороной жизни театра, главный герой, молодой автор Максудов, обретает свой мир, который становися его же проклятием. Театральная очерченность волшебного мира, его закулисье, напоминает путешествие без карты. Максудов попадает в непонятное чудесное место, как во сне. Где всё время происходит что-то непостижимое, по законам другой, театральной, правды, и иной логики. Несколько кафкианской. Очарование, влюбленность разбились о жестокость и непредсказуемость театрального мира. Театральный человек — личность, воспринимающая жизнь по законам сцены. Это делает его и уязвимым, и безжалостным. Для одиночки-автора соблазн волшебного чарующего мира — в коллективной кипучей деятельности, которая ничем для него не кончается. Одиночка оказывается вытесненным наружу. Максудова раздирает двуединое противоречивое чувство любви-ненависти. Очарованность сменяется отчаянием. Театр не прощает никакой эйфории, никаких восторгов. Театр причиняет и боль, и радость. Чего больше? У каждого по-своему. ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.
Возраст12+
Продолжительность2 часа 50 минут, 1 антракт
Специальные предложения
БотПлати частями
Участники
  15
Рецензия «Афиши» на спектакль
7Мастер до Маргариты

О театре написано много хороших пьес. «Театральный роман» — иное. Он не об абстрактном театре, а о конкретном. Но он же больше, чем про МХАТ, — он о нашем театре в целом: репертуарном и уникальном, выдающемся русском ноу-хау — о театре-доме, который с годами дает все больше поводов для смеха. Булгаков не закончил роман, и теперь его дописывает реальность; в момент сдачи номера свое лыко в строку вставили кукольники — артисты написали Дмитрию Медведеву, что им не дают играть «Несносного слоненка».

«Мастерская Фоменко» ставит «Театральный роман» в порядке профилактики. Это не означает, что на премьере можно узнать о закулисных дрязгах «Мастерской». Наоборот. «Фоменки» скрыли то, чего нам знать не нужно, да, честно говоря, и не хотелось бы. Из двух сюжетов — про МХАТ, в тридцатых годах ставший пародией на самого себя, и про автора, очарованного театром и раздавленного его жерновами, — они выбрали второй. Максудов, каким его исполняет Кирилл Пирогов, — это Мастер до Маргариты. Это его имя стоит на афише рядом с Эсхилом и Софоклом. И это ему театр заказал пьесу и сам же ее похоронил — не поставил и другим не велел отдавать. Он побывал в театре и больше туда не ходок. Теперь он заглядывает в ту волшебную коробочку, которая по-прежнему влечет его, и артист Бомбардов, его персональный Вергилий, объясняет, как она на самом деле устроена. Окончательно уходя со сцены, он уже сочиняет роман про Ершалаим.

Спектакль родился из актерских самостоятельных работ; основную режиссерскую работу сделал Кирилл Пирогов, Петр Фоменко подключился позже. И, похоже, именно он вписал в спектакль те слова, иронически их закавычив, которые Максудов по требованию Рудольфи из своей рукописи вычеркнул: апокалипсис, архангелы и дьявол. В конце первого действия Максудов уже было затянул на шее петлю, но отвлекается на пение у соседей. «Батюшки! «Фауст! — подумал я. — Ну уж это действительно вовремя». И тут стучат в дверь: в образе Мефистофеля является издатель Рудольфи. Во время встречи Максудова с основоположником Станиславский появляется со дна преисподней. Спектакль о дьявольском искушении вышел желчным, печальным и, прямо скажем, флегматичным. Фирменную фоменковскую театральность в нем потеснил нарратив; комические сцены тяжеловесны и не смешны. И если вы еще раздумываете, бежать ли на премьеру сломя голову, посоветую подождать: репертуарный театр обладает ангельским терпением, спектакли в нем идут годами — и годами растут.

17 апреля 2012
5

Я знаю радость печатного слова.

Первое очное знакомство с театром "Мастерская Петра Фоменко" не могу назвать удачным. Спектакль погрузил меня в дрему на десятой минуте. И это повергло меня в шок, тихий, сладкий шок...
В те моменты когда на сцене присутствовал только Максудов, Морфей царствовал. Когда же на сцене существовало больше одного актера, то становилось интересно и сон спадал с моих ресниц. Рваный ритм представления не давал погрузиться ни в состояние сна, ни в состояние бодрствования полностью. Спектакль как-то отдаленно, сквозь сон, напоминал произведение Михаила Афанасьевича, хотя текст воспроизводили практически дословно. Но если слова те же что и в романе, чего не хватает? А не хватало именно той самой иронии Булгакова. У актеров была самоирония, но вот иронии, или даже сарказма, по отношению к Великому Русскому Репертуарному Театру, на мой взгляд, не было. Затянутость спектакля не соответствует динамике повествования романа. Иногда было просто скучно. Здесь я вспомнил, что не видел ни одной удачной постановки Булгакова на театре. Успокаивало только то, что могу в любой момент перечитать "Театральный роман".

31 января 2014
7

Перефразируя классика, можно сказать так: мне понравилось, а те, кто не знает, КАК фоменки могут, вообще в восторге.

12 июля 2012
7

Смотрели вчера в большом зале на новой сцене.
От первой половины первой части - "литераторы" - клонило в сон, освещение усиливало желание закрыть глаза - яркая лампочка в темноте явно нервировала не меня одну. Но когда действие наконец перенеслось в театр, мы порадовались, что не поддались искушению вздремнуть, и были за это вознаграждены.
В целом понравилось, но на мой взгляд, это все же был хороший спектакль, а не "мистификация" . Впрочем - каждому свое, так - в финале, когда Пирогов начал читать строки "второго романа", дама, сидевшая рядом с нами, прошептала "Прелесть! Прелесть!"...
p.s. отдельно хочется сказать, что нам очень повезло, что тетушку Ивана Васильевича играла сама Максакова, спасибо.
p.p.s. голос Пирогова стал подозрительно напоминать тембр Ливанова (Холмс), в темноте казалось, что сейчас увидим именно его )).

20 ноября 2012
5

Не могу причислить себя к частым посетителям театра. Поэтому можно расценивать мой отзыв как неискушённый.
1. Одна звезда за текст Булгакова
2. Одна звезда за то, что в постановке нет ни одного пошлого момента.
3. Одна звезда за сцену со Станиславским.
Остальное - неплохо, но и не великолепно.
Итого 3 звезды.

31 мая 2012
9

Вчера сходили в "Мастерскую П. Фоменко" на "Театральный роман". Алчная подруга убедила меня взять билеты на последний ряд балкона, и с биноклем он внезапно оказался очень даже ничего. Кроме цены, у него есть и другие преимущества: во-первых, своя собственная дверь к туалету и гардеробу, во-вторых, первый ряд балкона находится заметно ниже, так что перед тобой нет никаких голов.
В целом, я как-то прямо кожей ощутила, почему Фоменко считается таким хорошим театром! Давно я не испытывала в театре такого бесхитростного удовольствия. Смотришь постановку, и все в ней, ну, просто очень хорошо. Поставлено и с выдумкой, и без чрезмерности. Не испытываешь никакой неловкости ни в какой момент. Сценография и не скучная, и не отвлекает. Спектакль очень длинный (3 часа), но совершенно не затянутый. Играют все прекрасно. Мой личный фаворит - литератор Рудольфи: в романе говорится, что он был похож на Мефистофеля, но вы даже не можете представить себе, насколько эффектно это подано в спектакле! Ревизороподобная сцена в конце спектакля - тоже фантастика и блеск. Сюжетные решения не бесспорные, но хорошо обоснованные: история автора в постановке превращается в историю самого Булгакова, который в финале приступает к сочинению "Мастера и Маргариты" - ну ок, надо ведь все-таки переделать в спектакль роман, к тому же незаконченный. Непременно схожу еще раз.

7 октября 2014
Все отзывы
Осенний прогноз: до -40% на планы выходного дня в Питере
Осенний прогноз: до -40% на планы выходного дня в Питере
Осенний прогноз: до -40% на планы выходного дня в Питере
Куда сходить на выходных в Москве?
Куда сходить на выходных в Москве?
Куда сходить на выходных в Москве?
XIV Международный театральный фестиваль «‎Александринский»
XIV Международный театральный фестиваль «‎Александринский»
XIV Международный театральный фестиваль «‎Александринский»
-20% на мюзикл для детей «Карлик Нос»
-20% на мюзикл для детей «Карлик Нос»
-20% на мюзикл для детей «Карлик Нос»