Самый обыкновенный человек по фамилии Подсекальников мечтает о ливерной колбасе, и ещё – о том, чтобы научиться играть на трубе. По случайному стечению обстоятельств его затягивает вихрь парадоксальных ситуаций.
Персонажи, окружающие Подсекальникова, разнообразны, гротескны и нелепы. Это не шаржи, не приметы времени или олицетворения пороков – это и есть та самая толпа, которая бывает глухой и безразличной к надеждам или горестям одного конкретного живого человека.
Жанр «чёрной комедии» французы придумали в 1935 году, но сатирическая пьеса Николая Эрдмана «Самоубийца», написанная ещё в 1928 году, считается одной из первых таких комедий в мировой литературе.
Павел Сафонов, режиссёр:
«Меня привлекла тема пьесы – столкновение личности, человеческой индивидуальности с обществом. Как в этих обстоятельствах человеку себя сохранить?
По складу поэтического мышления, по чувству и остроте юмора, по фантасмагоричности пьесы Николая Эрдмана близки эстетике Театра Вахтангова. Евгений Богратионович изобрёл «фантастический реализм», и это понятие как нельзя лучше подходит к «Самоубийце». Пьеса насыщена человеческой болью, нереализованностью, какой-то одинокостью души человека в социуме. При этом вокруг главного героя возникает абсолютный цирк жизни. Некая гипербола, как у Гоголя.
В этой пьесе есть вопрос, которым задаётся каждый человек – «На что стоит тратить жизнь, во что верить?». И есть один из возможных вариантов ответа: надо жить не ради лозунгов, а быть свободным».