Драматический |
14+ |
Валерий Гришко |
2 часа 50 минут |
Бродвейская пьеса Айвана Менчелла — простенькая история трех немолодых вдов-подруг, одна из которых после нехитрых злоключений встретит свое бабье лето в объятиях приятного пожилого джентльмена; этакий «снегопад, не мети мне на косы», приправленный щепоткой еврейского юмора. Комиссаржевка давно уже катится по рельсам бульварного театра, но на этот раз режиссеру Валерию Гришко удалось предъявить не худший его образец.
Спектакль идет в превосходной декорации Владимира Фирера. Заваленная опавшими листьями полупустая сцена; над ней развешано с полсотни черно-белых фотопортретов. Если они под колосниками, на сцене — просторная гостиная, если опускаются вниз — кладбище, где теснятся надгробия. Выходит точный образ осенней поры человеческой жизни, когда теряют близких, одного за другим переселяющихся из гостиных на кладбища. Сценическое пространство режиссер обживает достойно, придумав эффектную геометрию мизансцен (пошловатый танцевальный дивертисмент из второго акта не в счет). Хороша исполнительница главной роли Иды Наталья Данилова: актриса играет сдержанно, с характерной для нее аристократичной грацией, акцентируя одну, главную тему — не подвластное жизненному опыту стремление к личному счастью. Сложился у Даниловой и любовный дуэт с заслуженным денди Комиссаржевки Станиславом Ландграфом: в их парных сценах звучат ноты нефальшивой искренности.
Лирическую линию Гришко обрамляет эксцентрикой — за нее отвечают подруги Иды, решенные как острохарактерные маски. Люсиль Натальи Орловой — лихая бабенка, до седин не устающая кокетничать с мужчинами, всегда готовая хлопнуть вина и пуститься в пляс и, разумеется, добрейшей души и с несчастной судьбой. Одна беда: типаж этот в театре и кино растиражирован дальше некуда, а свежих красок ни режиссер, ни актриса не предлагают. Интереснее странноватая Дорис в исполнении Татьяны Самариной. Чудачества героини психологически оправданы: для нее со смертью мужа все оборвалось, живет она по инерции — отсюда и взбалмошность, и внезапная отрешенность.
По рангу высокой театральной кухни «С тобой и без тебя» провести трудно. Однако вкусно, опрятно, витамины. Пищеварительная норма.
До гениально спектаклю, на мой взгляд, очень и очень далеко. Довольно статичная история про трех подруг постбальзаковского возраста, каждая из которых пытается найти себя в жизни, лишившись супруга. Первый акт откровенно тягомотен и скучен. Затянутые до неприличия диалоги, безобразно провисающие паузы, не таящие за собой никакого смысла, только просьбы подруг заставили меня остаться на второе действие. Справедливости ради, оно было намного динамичнее. В игре появился драйв, задор. Сцена женских танцев/посиделок после свадьбы, задушевные разговоры с подругами, все это показалось мне лично очень искренним и близким по духу. Времена меняются, но настоящие друзья всегда рядом)).
Игра актрис понравилась, но особенных восторгов не вызвала. А вот Владимир Дюков, исполнявший роль Сэма категорически не понравился. Он как робот твердил заученный давным давно текст, декламировал с неуместными интонациями, как если бы Юрий Левитан вещал бы из радиоэфира рекламу прокладок.
А вот сценография волшебная. Все работы Владимира Фирера, просто шедевры!!!!! Осень жизни в падающих желтых листьях...свисающие черно-белые фотографии родных, вместо кладбищенских плит... все так лаконично, элегантно и красиво...восторг. Музыкальное оформление замечательное.
Хотелось бы отметить, что задача рассказать аудитории любого возраста о довольно специфической жизни пенсионеров, интрига которой заключается только в том, кто быстрее покинет этот мир, она очень и очень не простая. Из приходящих на ум удачных примеров, разве что фильм Старики-разбойники. Здесь нужна особая выдумка, не знаю уж танцы с бубнами или что еще)).