






| Драматический |
| 16+ |
| 17 марта 2021 |
| 3 часа 20 минут, 1 антракт |
Потрясающий глубокий спектакль! Великолепно всё, браво! Однозначно стоит идти и смотреть, скучно не было ни минуты. Интересно было окунуться в то время, особенно уйти от рутины и серых будней: колоритный юмор, трагизма тоже хватало, но комичного намного больше. Сергей Степанченко удивительный, Олеся Железняк как всегда потрясающая,не перестаёт восхищать!
Спектакль из категории вечных, история которая пробирает до самого нутра. Это уже вторая постановка «Поминальной Молитвы», которую я видела. Шедевр, созданный Театром дождей, создал мощный импринтинг в моем восприятии, поэтому сложно было удержаться от сравнений. И все же, второе действие помогло абстрагироваться от чувства, что я уже это видела и полностью погрузиться в то, что происходило здесь и сейчас на сцене.
Сейчас спустя несколько минут после спектакля сложно собрать мысли в стройный текст, потому как чувства переполняют. Внутри глубокая благодарность актерам за соприкосновение с чем-то прекрасным, настоящим и глубоко человечным
пектакль чудесный. Да, это постановка про местечковых евреев. Да, дело происходит примерно сто двадцать лет назад. Да, язык другой, вера другая, менталитет - тоже. И все равно это невыразимо прекрасный и очень добрый спектакль. И он не об евреях. Он - о людях. Текст пьесы написал Григорий Горин, а стиль у этого автора огненный, язык острый. Местами юмор через край хлещет - и весь зал заходится хохотом, местами сцены так трогательны, что у зрителей по щекам слезы катятся.
Пять дочерей было у Тевье (Сергей Степанченко). Пять дочерей из них три на выданье. И надо ж такому случится, что все три сами выбрали себе мужа. И вовсе не того, на кого отец указал. Что делать бедному Тевье? Смириться? Проклясть? Порадоваться? А тут еще и другие проблемы на голову бедного молочника свалились...
Очень интересно было разглядывать костюмы Валентины Комоловой. С одной стороны они вполне аутентичные: штаны, рубахи, пиджаки, фуражки у мужчин, платья и платки у женщин. С другой посмотрите: одежда семьи Тевье явно сделана в одном стиле. А как обыграно то, что свадьба Цейтл и Мотла кончилась погромом? Одежда всех присутствующих алая. Невеста, жених, родители, гости, все одеты в красное, этот цвет в полумраке кажется сначала белым, но потом на свету вспыхивает, как кровь. А каким мы видим урядника (Виктор Раков)? Сперва, когда все еще более-менее благостно, он одет в штаны и рубаху навыпуск. Времена становятся все более и более трудными и вот он уже в мундире, но еще не застегнутом. И наконец этот представитель власти одет полностью по форме. Он неплохой человек, наверное, но он все больше и больше теряет человечность, превращаясь в служаку.
Спектакль был поставлен в 1989 году Марком Захаровым, но был снят с репертуара после смерти Евгения Леонова, игравшего главную роль. В 2021 году Александр Лазарев спектакль к радости театралов восстановил. Низкий поклон ему за это.

Недавно посчастливилось мне попасть на "Поминальную молитву" в Ленком Марка Захарова.
И знаете что? Я будто попала в тот, старый Ленком, в который ходила 20 лет назад. Это настолько ленкомовский спектакль...
Как известно, «Поминальную молитву» поставил Марк Захаров еще в 1989 году, роль Тевье исполнял Евгений Леонов, но долго постановка не прожила – ушла в 1994 вслед за Леоновым… И вот в 2021, спустя почти два десятилетия, Александр Лазарев воссоздал этот спектакль.
Думаю, сравнивать постановки не имеет смысла, да и просто вредно. Хотя разбираться, кто из нынешнего состава играл в том, первом спектакле и кого именно играл, весьма занимательно.
Однако не сравнивая, могу уверенно сказать, что в нынешней реинкарнации «Молитвы» удивительным образом жив дух, атмосфера Ленкома прошлого века.
Думаю, сегодня рассказы Шолом-Алейхема про Тевье-молочника – ну или пьесу Горина - знают все. Тевье-молочник стал весьма популярен – спектакли, фильмы, даже продукты его именем называют! Но постановка Ленкома стоит особняком, мне кажется, она самая удачная, душевная и точная. 3 часа двадцать минут на одном дыхании и – редкий случай, - даже антракт кажется лишним. Впрочем, он разделяет повествование на две части: первая более легкая – много шуток, доброты, любви, да и в целом все хорошо. Трудно – а кому не трудно? – но хорошо. И вот уже расслабленный, насмеявшийся зритель вдруг оказывается вместе с семьей Тевье в сложном положении. Тут и любимые дочери, выбирающие не тех, и смерть жены, и погром, и выселение (черта оседлости – не шутки!), и… и все равно они шутят, и складываются смешные ситуации и когда занавес закрывается, остаешься с заплаканным лицом и широкой улыбкой. Как там говорил один небезызвестный старичок – «Надо видеть только любовь!» (с) Вот герои спектакля явно живут по этому принципу – и ведь удается! Несмотря ни на какие трудности, недопонимания, беды…
Состав артистов, конечно, звездный – а в Ленкоме по-другому и не бывает.
Тевье – Степанченко это, конечно, на мой взгляд, идеальное попадание. Большой, любящий, добрый, с невероятный чувством юмора и несколько ворчливый – так все это естественно смотрится, что кажется, будто артист и не играет вовсе :) Голда в исполнении Анны Большовой – это произведение искусства. Это что-то совершенно невероятное, - а я-то думала, что меня уже сложно удивить. Превосходно!
Девочки все чудесные! Мне особенно глянулась Годл (Ясмин Андреева) – такая трогательная…
Иван Агапов в роли Менахема – это прелесть что такое!
Виктор Раков сумел сделать своего урядника настоящим и даже неплохим, в общем-то, человеком.
Александр Сирин – это такой Лейзер-Волф, вроде бы уже очень пожилой и трясущийся (то ли возраст, то ли неуверенность так проявляется… а впрочем, и то и другое, вероятно), но при этом удивительно сильный и благородный человек.
Про всех могу говорить и только хорошее – редкий случай, на самом деле! И самый замечательный артист, конечно - конь Сувенир :)
Отдельная радость здесь – музыка и танцы. И того, и другого достаточно!
Сильное впечатление, конечно, произвел юный скрипач - у нас был Семен Лундин.
Сценография, как я понимаю, в основном сохранена еще Олега Шейнциса (реконструкция сценографии - Алексей Кондратьев). Надо сказать, что смотрится совсем не устаревшим, а даже, на фоне нынешней тенденции к минимализму, интересно. Ну и очень все функционально, отлично трансформируется и под обстановку, и под настроение, при этом не громоздко и не отвлекающе... В общем, на мой вкус идеально!
Я могу еще долго хвалить то и это, но суть одна - это великолепный спектакль! Я точно приду еще, приведу детей и знакомых, кто еще не видел. Смешной, тяжелый, трогательный, светлый, про любовь, про силу духа, достоинство, семью... Про смирение и про несгибаемость воли. Воли к жизни и веры в лучшее, светлое.
"Поминальная молитва" очень контрастирует с большинством существующих сейчас спектаклей. Глубока без пафоса, красива без показушности, проста без снисхождения, светла без модного "позитивного мышления", сложна без мудрствования.
Ленкомовская «Поминальная молитва» идеально ложилась на феноменальную неповторимую харизматику Евгения Леонова, спектакль «скроен» именно на него и для него. Поэтому после ухода актера не было иного выхода, как поставить его на стоп, но - не забыть. Сохранились телеверсии, по контурам которых ученик Захарова Александр Лазарев получив благословение свыше от Марка Захарова и добро от директора Марка Варшавера в 2022 году начал восстанавливать «Молитву». Мизансцены и важные подзабытые детали помогали вспоминать артисты и технический персонал, задействованные в первоначальной версии.
Сравнивать не надо.
Бессмысленное занятие. Ушедших никто не заменит, но и незаменимых, и к счастью, и, к сожалению, нет.
В «Поминальной молитве» играть любую роль – актерское счастье. Блестящий остроумный текст Григория Горина, на основе цикла рассказов Шолома Алейхема, как золотая прошивка в общем-то, малорадостной истории жизни одной еврейской семьи. Семья живет в маленькой деревне под Киевом, где половина жителей иудеи, половина - православные.
Спектакль – не драма и не комедия. Печали в нем равно как и веселья, если не меньше. Он мудр, поэтому, скорее это житейская притча.
Тевье-молочник, деревенский житель, имеющий заботливую жену Голду и пять кудрявых дочерей, всегда на связи с Богом. Бог это его друг, его совесть. Он советуется с ним, гневается на него и иногда даже дуется, отказываясь с ним разговаривать.
Три старшие дочери - невесты на выданье. Конечно же, Тевье и Голда желают им хороших женихов, молодых, красивых, умных и богатых. Но таких взять негде, поэтому рассматриваются самые разные варианты. Женихи, устаивающие отца и мать, не нравятся дочерям, и наоборот. Тем не менее, пары складываются самым неожиданным образом, и смотреть на них чрезвычайно приятно, потому как доброе и мудрое сердце Тевье оказывается главнее и сильнее практичного ума. Счастье ведь не в деньгах, а в любви.
Деревня Анатовка воспринимается как центр мира. Где-то там, в далеком от нее Киеве, шумят какие-то революционные беспорядки, люди требуют каких-то свобод и раздела нажитого. А что нажито в еврейской семье кроме бурой коровы и мозолей от тяжеленных бидонов с молоком? Урядник беззлобно и деловито предупреждает о погромах, из ниоткуда возникают люди с кольями и бессмысленной агрессией. Деревенские жители, и зрители в зале смотрят на них как на умалишенных.
Актеры «старой гвардии» - стержень, цементирующий спектакль. Великолепные Сергей Степанченко – Тевье, Анна Большова – жена Голда, Виктор Раков – деревенский урядник, всегда поддатый, но с понятиями чести. Александр Сирин – невезучий престарелый и трогательный в своем безответном чувстве мясник-жених Лейзер-Волф. Иван Агапов - неунывающий аферист Менахем-Мендл.
Дочь Цейту играет Татьяна Збруева - реинкарнация своей мамы, большеглазой и нежногубой Елены Шаниной.
Если повезет с составами, можно увидеть в роли революционера Перчика Александра Фокина, талантливого молодого актера, звезду «Курьера» в ЦДР. Революционной жгучести и обаяния в свой образ он привнес изрядно.
Создавая «Молитву» Захаров как будто стоял за дирижерским пультом, потому как ритмика и музыкальность, чувство юмора, такта, цвет, свет, рисунок мизансцен - удивительные. Декорации Олега Шейнциса – по-настоящему драгоценны и уникальны. Стена из грубых досок имеет сходство со сколоченными наспех щелястыми стенами сараев или с прорехами на изношенных портках. Мирно жующая сено белая лошадка в углу добавляет деревенского антуража. Выдвижные конструкции ломают статику, порождая перспективу. Музыка живая, ее много, она как шум прибоя – звучит всегда (почти).
Когда у человека отнимают все, остается только что? Правильно – смеяться. Иудеям предопределено расплачиваться за вечный грех Агасфера. Дом их – земной шар, скитания – вечный удел.
В финале спектакля Тевье-молочник встает на колени и с кроткой улыбкой смотрит на всех нас.
Бога он простил и смиренно принимает волю его. Скитаться – так скитаться, в Бердичев – так в Бердичев.
Как скажешь, Господи, Тебе виднее.