Драматический |
16+ |
Роман Виктюк |
1 января 2004 |
1 час 50 минут, без антракта |
Коснуться до величия гения можно только любящим сердцем и обнаженной душой, освобожденной от земных страхов и пустых мыслей. Рядом с талантом нельзя творить бездарно, слишком велика опасность совершить непростительный грех. Все это прекрасно осознавал Роман Виктюк, создавая «Нездешний сад» по зову своей души и сердца. Проживая жизнь с Нуреевым, можно только догадываться с каким священным трепетом, благоговением и восхищением рождался этот белоснежный и невесомый спектакль, окутанный музыкой и постоянным движением.
«Нездешний сад» даже спектаклем не назовешь - это полет великого человека и дыхание его танца. Подобно крыльям птиц разлетаются в стороны взлеты и падения, предательство и роковые встречи, титанический труд и постоянная борьба, безумная любовь и сумасшедшее счастье, спасительное отчаянье и смертельное одиночество.
Сначала балет создал Нуреева, а потом он перевернул историю балета, изменив привычные иконы танца, вдыхая новую чувственность и страсть, совмещая старые и новые формы. Ради Нуреева шли в театр даже те, кто был далек от классики и мало что понимал в балете. Его личность притягивала магнитом. И сейчас, спустя столько лет, это притяжение продолжается.
Со сцены в течение всего спектакля на нас смотрит портрет Нуреева. Где бы ты ни сидел, на тебя постоянно смотрят его пронзительные, слегка насмешливые глаза. Глаза человека, который всегда был Победителем.
Балетный станок в спектакле служит центром вселенной для танцовщика. Через него Рудольф Нуреев входит в другой мир, где царит только танец, где нельзя фальшивить ни словом, ни движением, ни чувством. Здесь происходят все решающие изменения в жизни Нуреева, здесь он создает свой собственный мир, находит новые формы его выражения, строит свое тело. Балетный станок – символизирует мощнейший эпицентр, где Нуреев управляет не только своей судьбой, но и судьбами многих талантливых людей, которые его окружают. Он в постоянном поиске, он ненасытен во всем - в любви,дружбе, путешествиях, познании. Он ни на минуту не успокаивается на достигнутом, вытягивая себя и других артистов из рутины убогих привычек и закомплексованных ограничений. Он может быть жестоким и безжалостным, он с легкостью может убить едким словом и саркастическим взглядом, но благодаря этому, люди начинают творить и поднимаются на новую ступень совершенствования. Так происходит со знаменитой Марго Фонтейн,танцевавшей с ним многие годы, его другом Эриком Бруном и многими учениками-последователями. Еще раз понимаешь, что рядом с таким гениальным человеком, даже самый бездарный артист может вдохнуть в божественный эликсир таланта, взлететь и поверить в себя.
Один из знаковых моментов спектакля -первые попытки молодого артиста найти баланс в жизни и танце. Встать на балетный станок и пройтись по нему. Это сложно, можно разбиться насмерть, поэтому в самом начале Нуреев держится за руку своего учителя, а чуть позже понимает, что его «дьявольской одержимости» достаточно для того, чтобы идти самостоятельно.
Тяжело удерживать равновесие, когда в спину дышат завистливые взгляды.
Тяжело не разбиться, когда многие только и ждут, чтобы ты сорвался.
Но надо иметь смелость и мужество идти дальше, потому что есть те, кто с восхищением смотрит и верит в тебя. Для нас, простых смертных, так важно,чтобы Нуреев не сорвался и продолжал идти дальше.
Человек, которого называли величайшей загадкой 20-го столетия и сравнивали с Прометеем, сумел в жизни и танце совместить бога и дьявола, светлое и темное, мужчину и женщину. Он доказал, что одна крайность не может существовать без другой и, объединяя разные полюса, можно достичь высшей точки божественного вдохновения. Наверное, поэтому его или обожали, или ненавидели. Равнодушных рядом с таким человеком не могло быть, слишком яркая и страстная личность.
В который раз поражаешься гениальности артистов театра Романа Виктюка. Они живут, не «играют», а именно живут в «Нездешнем саду». Нуреев буквально вселяется в тело Дмитрия Бозина,завладевает его душой и сознанием. Бозин уже не принадлежит себе, а возлагает себя на алтарь гения. Он служит проводником духа великого танцовщика. Дело даже не в удивительном внешнем сходстве, хотя оно действительно поражает. Важнее то, что происходит мистическое слияние двух талантливейших артистов, которые начинают творить как единое целое. Внешнее сходство лишь дополняет характер и противоречивую личность Нуреева. На первом месте сверкает внутреннее содержание, полное драматизма, неприкаянности, отчаянья и любви. Два взрывоопасных сосуда Нуреев и Бозин с филигранной точностью смешиваются алхимиком Романом Виктюком, взрывая наше сознание и восприятие. От этого перехватывает дыхание.
Дмитрий Жойдик незаметно переходит из одной роли в другую. Его герои мудры и рассудительны, они всегда находят точку опоры, они обитают в своем совершенно особом вакууме, где царит определенный порядок вещей и мыслей. В нужный момент они могут стряхнуть с себя все лишнее, сорваться с местаи уйти в новое измерение. Уйти, чтобы начать новый поиск.
Людмила Погорелова, исполняет две роли: мать Рудольфа и известную американскую танцовщицу Марту Грэхем. Каждое ее слово, взгляд, жест подчеркивают культуру, хороший тон и королевское достоинство. Каждый штрих ее грудного голоса полон греческой трагедии и роковой безысходности. В одном случае это тоскующая мать, тяжело переживающая разлуку с сыном, а в другом, сильная и волевая женщина, настоящий друг Нуреева, поклоняющаяся ему как богу.
Образ Марго Фонтейн в исполнении Елены Степанковой восхищает своей прозрачной хрупкостью. Эта женщина-эльф с поразительной силой воли и потрясающей способностью любить. Ради любви и искусства, которые для нее объединяются в образе Нуреева, она идет на любые жертвы.
В спектакле много кульминационных моментов, символизирующих важные этапы в жизни артиста. Его знаменитый «прыжок в свободу» у Виктюка находит абсолютно универсальное решение - с Нуреева срывают одежды и ему надо начинать жизнь заново в чужой стране, с клеймом предателя и с поцелуями от бога.
Когда в руках у Нуреева появляется переливающийся серебряный шар, который он легко подбрасывает вверх, в голове сразу возникает строчка из песни Владимира Высоцкого: «Шар земной я вращаю локтями». Именно такие люди и вращают нашу планету, избавляя ее от страхов, убогих мыслей, обыденности и трусости. Обо всем этом не раз говорит Нуреев (Д.Бозин), но уже обращаясь к нам, зрителям. Постепенно становишься соучастником и учеником Мастера балета, учишься слушать и понимать его, попадаешь в созданный им универсальный мир, где царствует свобода и гармония.
Редкие видеокадры показывают восхождение артиста на Олимп, его роли, триумф и мучительный уход из жизни.
С горечью понимаешь, что великий дар тебе дается свыше и часто за него приходится расплачиваться болью и одиночеством.
В конце пути тебя ждет забвение и Нездешний сад…
Ты войдешь в Нездешний сад,
В том саду найдешь цветок.
Коль сорвешь ты тот цветок,
Будет путь домой далек…
Я вошел в Нездешний сад,
Я нашел, сорвал цветок...
Прошептал мне тот цветок:
"Будешь вечно одинок!..
12.04.2010
Странная смесь драматургии и какой-то неопределенной, пафосной плохо-поставленной хореографии: то ли пантомимы, то ли модернового танца, то ли очень плохого современного балета с элементами акробатики и реквизитом типа стула и гимнастического шара. Также, к восторгу поклонниц Бозина (исполнителя роли Нуриева), сложилось впечатление, что прототип главного героя всю жизнь прожил в плавках или с обнаженным торсом, и только в конце жизни облачился в восточный халат и шапочку. Удивительно, но с точки зрения личных отношений Нуриева, спектакль Виктюка получился ханжески-плоским, несмотря на нелепую и комичную сцену, изображавшую, по-видимому, сексуальные наклонности героя. В результате вышла какая-то пародия на Нуриева.
К слову, Бозину неплохо удалось передать нуриевские интонации и голос, да и текст спектакля был довольно интересным.
Сценография состояла из крупного фото РН и грязного экрана с невнятным видеорядом, а так же вращающейся арены с балюстрадой, очевидно изображавшей "замкнутый круг", на деле мешавшей восприятию спектакля.
Спектакль мало дает для понимания биографии Нуриева. Еще меньше привлекает актерская игра. Актеры не просто все время кричат(хотя есть звуковая аппаратура), но находятся в непрерывной истерике. Причем пьеса написана так, что основная текстовая нагрузка - на главном герое, т.е. на Бозине. Он работает ртом практически все 2 часа, и к концу, видно, что у него сил уже нет. В итоге ему надо было пройти по круговой "палке", ну и он в середине своего пути хлопнулся на пол. Еще в спектакле есть две героини, которые часто появляются на сцене - мать Нуриева и его партнерша. По идее, это разные персонажи, и играют их разные актрисы, но играют одинаково. Понятно, что никто не требует от матери Нуриева быть на сцене в валенках и ватнике, но стадия их абсолютной взаимозаменяемости тоже не самый лучший вариант.... Задник периодически занимает видеотрансляция эпизодов из жизни Нуриева, и видно, что он-то не находился в состоянии перманентной истерики. Качество воспроизведения видео(вернее, даже не качество, а, скажем так, результат) - плохое. Понятно, что технически на экране в виде тканевого полукруга(в него периодически, с нездешним напрягом, бьет кулаками главный герой и другие актеры. Как они еще его не порвали за 16-то лет, вопрос), с кадрами ретро-хроники, причем цветной, иного достигнуть нельзя, но если Вы попадете в зрительный зал, это обстоятельство будет слабым утешением для Вас и Ваших глаз. То, что Станиславский считал, что даже хорошее качество подобных упражнений с задником сцены мешает восприятию игры, в данной ситуации вообще неуместно вспоминать. Ну что тут еще за КСС, когда есть Виктюк... Под стать видео - и музыка(неживая), которая просто режет уши. Ну не для того, я по крайней мере, иду в театр, чтобы послушать записи гениальных находок режиссера. Автор текста также постоянно демонстрирует свои умения в области нахождения гениальных и жизнеучительных афоризмов, число которых на единицу текста, думаю, чрезмерно. Вот последняя(по времени спектакля) сентенция: свет и тьма существуют нераздельно. А я-то дожил до 50 лет, и ни об чем таком не догадывался, теперь вот прозрел! Понятно, что в этой постановке нужно танцевать. Понятно и то, что актер, занятый обычным образом, не будет днями заниматься балетом у станка, чтобы один-два раза в месяц выйти на сцену с этими навыками. Т.е. теперь и Вам, если Вы дочли мой отзыв до этого места, понятно, что там, на сцене, с танцами. Одним словом, там - танцевают. Любителям танца как такового посещение этого спектакля противопоказано. Реквизита используется по-минимуму, кроме вышеупомянутой "палки" в виде круга на колесиках, еще стулья из Икеи и резиновый шар из фитнеса для беременных. Ну, вроде ловят его, и то хорошо. Если Вы - поклонник режиссерских опытов Виктюка, наверное, можно сходить. Билеты дорогие, т.е. сказать, что это опыты только за счет бюджета, - нельзя. За счет зрителей и актеров. А что актеры, они разве могут открыть рот и тут же вылететь из труппы? Да, в 90-е годы такие эксперименты, наверное, были чем-то эдаким... А сейчас, ну, карета прошлого.... Впрочем, Москва - большой город и если 16 лет зал собирали, то и дальше будут собирать(наверное)....
"Жениться надо только на себе" (с) На мой взгляд, очень важная фраза, отражающая глубину одиночества. Самостоятельные фрагменты жизни гения и одновременно цельная картина, удалось соединить жизненный путь и становление личности и рождение таланта.
Жесткий и затратный на эмоции спектакль как для актеров так и для зрителя. Если конечно вы готовы погрузится в атмосферу и прикоснутся к гениальному.
Какое же разочарование постигло меня на этом спектакле! И это притом, что человек я всеядный в том, что касается искусства. Была бы возможность уйти незаметно - ушел бы, не дожидаясь окончания.
Актеры пытаются взять криком, а не голосом. Кричат же в микрофоны! Актеры второго плана говорят вообще не как актеры, а как школьники, организовавшие капустник. Пластические этюды - на уровне студенческой самодеятельности. Бедная моя спутница с хореографическим образованием! Каково же ей было все это видеть! В решении сцены много интересного, однако, далеко не всегда это интересное имеет цель.
Впрочем, тела актеров-мужчин бесспорно красивы. К тому же значительную часть спектакля занимают кадры кинохроники, поэтому он, безусловно, имеет и познавательную ценность.