Комедия |
12+ |
19 октября 2019 |
3 часа 20 минут, 1 антракт |
Да здравствует Губернский "Мудрец"!
Через 5 лет, после того, как спектакль Театра Табакова "На всякого мудреца довольно простоты" был сыгран в последний раз, Сергей Безруков совместно с режиссёром Аллой Решетниковой восстановил спектакль Олега Табакова, в память о своём Учителе, на сцене Московского Губернского театра.
И 19 октября 2019 года произошло второе рождение «Мудреца». Как будто душа того спектакля вернулась, но теперь уже в новом теле. Безусловно, те, кто смотрел прежний спектакль, тем более, кому посчастливилось видеть его много раз, просто «обречены» на сравнение. Оно неизбежно. Перед губернскими артистами стояла очень сложная задача сыграть спектакль, повторив рисунок прежней постановки, практически воссоздав его. Именно этого добивался режиссёр Сергей Безруков.
Новый «Мудрец» это по-актёрски яркий, бурлящий, даже фонтанирующий жизнью, захватывающий стремительно развивающимся действием спектакль. В полной мере в нём проявилось то ансамблевое звучание, каким славится Губернский театр, и что крайне важно именно для этой постановки, поскольку именно актёрская игра создаёт необходимую целостность образов, их глубину и неповторимость.
Неблагодарное занятие сравнивать Глумова в исполнении Сергея Безрукова с Глумовым, сыгранным Денисом Нурулиным. Второго такого Глумова, каким его сыграл Безруков, нет и не будет. Денис, став достойным преемником роли, должен создать своего Егора Дмитрича, всецело овладев мастерством глумовского «хамелеонства», и очень доброжелательный приём первых зрителей говорит о том, что Нурулин в начале верного пути. Удачи ему, и пусть эта роль тоже станет знаковой в его актёрской судьбе.
Талантливая игра губернских артистов восхищает. Интересно наблюдать, как взяв за основу спектакль Театра Табакова и не выходя из требуемого рисунка ролей, они создают героев Островского: кто-то играя очень похоже на то, как это было прежде, а кто-то играя по-своему.
Вот томящаяся в золотой клетке скучного замужества ослепительная райская птица Клеопатра Львовна. В этой роли прекрасная Анна Снаткина. Если в прежнем спектакле было чувство, что молодая тётушка, изнывая в браке, снисходительно позволяет влюбить себя, то здесь героиня Снаткиной пылко влюбляется сама, когда слышит о якобы внушённых ею чувствах. Достаточно было «поднести спичку» в виде страстных речей коварного Глумова, а до этого его льстивой маменьки, и Клеопатра Львовна ярким пламенем вспыхивает от неутолимой в браке страсти. Её супруг – торжественно-величавый Нил Федосеевич Мамаев в блестящем исполнении Сергея Вершинина. Глядя на него понимаешь, как несправедливы слова Клеопатры Львовны, что окружающие её люди «отжили и износились», потому что Нил Федосеевич – красавец-мужчина в самом расцвете лет, но, видимо, несходство темпераментов и потребность жены в восторженных обожателях сделали своё чёрное дело. Обаяние актёра пробуждало сочувствие к его одурачиваемому персонажу. Мамаев одновременно смешон и трогателен в своём занудстве, самодовольстве и чванстве.
«Маститый старец» Крутицкий, считающий себя мыслителем государственного масштаба, ещё один колоритный персонаж спектакля. В исполнении Григория Фирсова этот ретроград и изрекатель «неопровержимых истин» при всей поражающей воображение абсурдности мышления и комичности предстал по-человечески понятным героем, а его сентиментальные воспоминания в духе «были когда-то и мы рысаками» вызывали к нему симпатию.
Образ эксцентричной богатой вдовы Турусиной воплотила Елена Доронина. Окружённая толпой приживалок (исключительно яркие, несмотря на то, что практически бессловесные, роли актрис театра). Софья Игнатьевна Турусина – женщина одновременно набожная, суеверная и склонная к мистицизму, на смену бурной молодости которой пришло неудержимое желание жить добродетельно и благочестиво. Сцены с Турусиной это настоящие «буря и натиск», каскад практически репризных сцен, вызывающих зрительский восторг погружением в настоящее кружево сочных диалогов и парадоксальных, комичных ситуаций.
Носитель либеральных идей, фразёр и франт Иван Иваныч Городулин, сыгранный Сергеем Куницким, показался более проницательным человеком, чем прочие персонажи представленного общества, и порой возникала мысль, что он догадывается об истинной натуре Глумова и его целях. Созданный актёром образ выглядит глубже, чем литературный персонаж, не склонный к серьёзной интеллектуальной и духовной деятельности.
В целом все актёры, начиная от главных ролей и до небольших, эпизодических, воплощая суть режиссёрского замысла О.П.Табакова играли ярко, не жалея красок и, что называется, от души. Зрители это видели и чувствовали, потому аплодисменты и смех сопровождали спектакль на протяжении всего премьерного показа. А на поклонах зал устроил овацию и кричал «браво»
От души хочется поздравить Сергея Безрукова и Московский Губернский театр: артистов и всех-всех с состоявшейся триумфальной Премьерой! Спасибо режиссёрам восстановленной версии Сергею Безрукову и Алле Решетниковой за обретённую легендарным спектаклем новую жизнь! Пусть театральная судьба Губернского «Мудреца» будет не менее счастливой, чем у его знаменитого предшественника. Вечная и благодарная память великому Мастеру Олегу Павловичу Табакову.
Побывали семьей на спектакле "На всякого мудреца довольно простоты". Ушли в антракте. Надо было уйти раньше. С нами уходили и другие люди. Но, к сожалению, меньшинство. Стоило уйти всем, чтобы подобное не появлялось на наших сценах. Давно не ходили в театр: я уже забыла, что с выбором спектаклей надо быть аккуратной. Ведь нынче в моде спектакли, которые напоминают представления скоморохов с их "свободным" и кощуственным наполнением, а не те, что заставляют задуматься, обратиться к себе, стать лучше. Островский, наверное, "в гробу перевернулся", увидев, что спектакль, который задумывался как сатира на людские пороки, в том числе на ложную духовность и суеверие превратился в насмешку над Православием. На Манефу, женщину, которая занимается гаданием и выдает себя за человека святой жизни, одели огромный крест, аналог священнического, и вложили ей, с позволения сказать, в уста, Тропарь Кресту. К Кресту - символу мученической смерти и искупительной жертвы Христа, относятся с благоговением и почитанием. Но не в этом спектакле. Трудно предположить, что авторы спектакля глупы, значит кощунство - умышленное? С Киркоровым, который потоптался по Кресту, это действо идут ноздря в ноздрю. И это все происходит во время войны, когда нормальная реакция человека обратиться к Богу с молитвой. Когда нужно поступить именно так! На сцене происходит антимолитва.
Что еще хотелось бы отметить, так это то как выглядит сцена "признание в любви". У Островского в пьесе после пылкой тирады Глумова, Мамаева целует влюбленного в голову. В спектакле же, Глумов во время признания начинает активно раздеваться, так активно, что я начала переживать за то, какую сцену сейчас увидит мой 12-летний сын, а затем укладывает Мамаеву на диван. К слову, спектакль предлагается театром к просмотру с 12-и лет.
И последнее, на что хотелось обратить внимание - это то, как показаны приживалки. Вместо того, чтобы сатирически изобразить человекоугодничество, глупость и суеверие ,зрителям предлагают посмеяться над калекой, физическим недостатком. Некоторые и посмеялись. Вероятнее всего, посмеялись те детишки, которых привели приобщиться к прекрасному. Приобщились.. В одном флаконе всё "прекрасное" собрано.
Полагаю, что этот спектакль - преступление против Бога, страны, детей, калек, искусства и Островского. К просмотру не рекомендую. Жаль испорченного вечера и потраченных денег.