Драматический |
16+ |
Михаил Цитриняк |
29 ноября 2011 |
1 час 30 минут, без антракта |
Талант Григория Антипенко гораздо больше Малой сцены Вахтангова, не помещается на ней. Мне не понравилась «игра» Юлии Рутберг: как она ни старалась, Медея не у далась ей. Не поверила. Стоит пойти если Вам нравится Антипенко. Тяжелая постановка, хореография не интересна и довольно скупа.
Медея и Язон двадцать первого века – какие они? Герои Кокто спустились с котурн и ушли из черно-белого античного мира, с его четким делением на добро и зло, героев и злодеев. Они современные, сложные, их отношения неоднозначны и запутанны.
«Медея» в Вахтангова – это история о том, как двое взрослых людей отстаивают свою независимость и стремление быть личностью, о том, как разъяренно они делят пространство, свободу и власть друг над другом. Здесь нет правых и виноватых, нет жертв и злодеев.
Медею Юлии Рутберг не жалко – она сильная женщина, очень сильная, старше, опытнее и умнее Язона. Она умело режиссирует их отношения, определяет судьбу всей семьи, но в какой-то момент понимает, что страсть прошла, а партнер сравнялся с ней силой.
Взаимные обиды, провокации, измены - обычная семья, но с эмоциями и реакциями, зашкаливающими, умноженными на два, пять, десять.
Весь спектакль идет на повышенных тонах, почти постоянном крике, на надрыве – от этого устаешь, перебор. Может, стоило сбавить пафос и позволить героям мифа заговорить спокойно, они стали бы нам ближе и понятнее?
Режет глаз (и слух) образ Креона. У режиссера, видимо, были какие-то свои идеи на сей счет, но цепь, походка вразвалку, развязная манера говорить и двигаться – вся эта бандитско-блатная эстетика заметно диссонирует с вневременной трагедией мифа.
Юлия Рутберг – великолепна. Мощное, сильное и яркое исполнение.
«Медея» - это спектакль, который ставился к юбилею театра, когда Римас Туминас разрешил актерам выбрать то, что им хочется. Юлия Рутберг тогда предложила «Медею» (но не миф, а пьесу по мифу).
В какой-то степени получился моноспектакль, потому что больше всего роль, эмоций и развития у Медеи. Надо сказать, что Рутберг чудесная, я не сомневалась в этом уже давно, получила очередное подтверждение. Очень мощная игра, переходящая на крик, слезы и жестокость.
Героиня сразу появляется на сцене в брюках и кофте на топ, она уже сильная женщина, ровня мужчине, готова на все ради Язона. Неудивительно, что дети не стали для нее преградой. А Язон пришел к тому, что хочет спокойствия, он устал жить на вулкане. Тем не менее такую женщину ему никогда не забыть.
Язона играет Григорий Антипенко. Смотрю уже не первый спектакль с ним, но никак не могу понять, что не так. Пожалуй, в данном спектакле Юлия Рутберг настолько сильна, что Антипенко теряется на ее фоне, но тем не менее неплохо, как минимум внешне и местами эмоционально он очень хорош, понимаешь, почему Медея с ним жила 10 лет.
Я не могу сказать, что спектакль меня ошеломил, потряс, но я нисколько не пожалела, что сходила. Очень красиво сделаны последние сцены, как минимум ради них можно не жалеть аплодисментов. Возможно, некоторая камерность ушла из-за переноса спектакля на Новую сцену с Малой, рядов и зрителей стало больше, не до всех доходит эмоциональный накал, тем не менее хороший спектакль. Однако не стоит приходить на него беременным женщинами и молодым мамочкам, можно очень сильно плеваться, потому что все же тема не для них. Хотя, возможно, я ошибаюсь, не все принимают близко к сердцу спектакли.
Хотелось бы посмотреть. как в этот раз решили переиграть греческий миф. Тенденция возвращения к первоисточникам увы, стара как мир. Но всегда интересно посмотреть как режиссер смог на низать на все это динамику современного мира именно в контексте отношения мужчин и женщины. И тут вопрос стоит не в желании удостовериться, что со времен Эвридики ничего не изменилось и людьми движет одна и также первобытная сущность..а именно интересна противостояние актеров. Под стать ли они друг другу.