Оперетта «короля вальсов» Иоганна Штрауса «Летучая мышь» облетела сцены всех театров мира. Прекрасная, искрящаяся весельем музыка, остроумный текст и сюжет, складывающийся из череды забавных ситуаций, содержат, на радость сторонникам верности в браке, непременную в жанре оперетты мораль.
«Летучая мышь» – это вершина творчества Иоганна Штрауса. Остроумный сюжет оперетты строится по законам игры, обмана, веселого розыгрыша. Все прячутся под масками, каждый выдает себя за кого-нибудь другого: служанка за госпожу, поклонник за мужа, жена за любовницу своего мужа!
Музыка этой оперетты – легкая, праздничная, пронизанная танцевальными интонациями, среди которых царствует вальс, – напоминает пенящееся шампанское. Мелодии ярко характеризуют действующих лиц, среди которых господствуют решительные, находчивые, остроумные женщины: Розалинда и Адель.
«Летучая мышь» – наиболее часто исполняемая оперетта Иоганна Штрауса. Она неизменно присутствует в репертуаре всех театров оперетты и многих оперных театров. Все куйбышевские и самарские ее постановки отличались сценическим долгожительством. 16 сезонов просуществовал спектакль Бориса Рябикина 1976 года, поставленный им вместе с дирижером Львом Оссовским и художником Милием Виноградовым (это было на тот момент четвертое обращение к «Летучей мыши» в истории театра); 19 сезонов держалась в репертуаре следующая постановка Рябикина – спектакль 1991 года, созданный вместе с дирижером Владимиром Коваленко и художницей Натальей Хохловой, восстановившей декорации по эскизам Виноградова. Но и предшествовавшая рябикинским постановка Сергея Смеяна 1967 года просуществовала солидные для своей эпохи 7 сезонов, а еще более ранняя постановка Семёна Штейна 1956 года – 5 сезонов.