1991 год: Международная ассоциация деятелей хореографии учреждает премию в честь Александра Бенуа — художника, чьи эскизы к «Петрушке» и «Жизели» революционизировали театральную сценографию. Его внучатый племянник, архитектор Игорь Устинов, создает хрупкую статуэтку-символ — танцующую пару в стиле ар-деко.
Миссия: Отмечать не конкурс, а диалог школ — от классики Парижской оперы до авангарда Китая. Как говорил Григорович: «Балетный театр — единственный, где гармонично сосуществуют прошлое и настоящее».
География: За четверть века свою историю приз «Бенуа де ла Данс» побывал в самых престижных залах мира: от Москвы, где торжества проходили в стенах знаменитого Большого театра и Государственного Кремлёвского дворца, до Парижа, где лауреаты получали награду во Дворце ЮНЕСКО. Своими гостеприимными дверями церемонию открывали Национальный театр Варшавы, Государственная опера Берлина («Унтер ден Линден») и Государственный театр Штутгарта.
Нынешний фестиваль — не просто награждение, а манифест единства мирового балета.
Этот юбилейный сезон знаменует собой новый этап развития международного фестиваля. По словам председателя жюри и прима-балерины Большого театра Светланы Захаровой, основной задачей становится продолжение начатой миссии синтеза лучших достижений мировых школ классического и современного танца.
Главные события проходят 17–18 июня на главной сцене Большого театра Москвы. Состав жюри впечатляет своим масштабом и разнообразием участников — здесь собраны звезды пяти континентов, включая французскую звезду Жана Гизерикса, южноафриканского хореографа Эстер Нассер и казахстанского артиста Ерлана Андагулова. В список также включили номинантов звезд из Южной Африки — Джошуа Вильямса и его партнерши, которые стали первыми представителями своего региона в истории премии.
Особое внимание уделено расширению географии участия. Среди номинированных коллективов впервые представлены южноафриканская Cape Ballet Africa с балетом «Вторая глава», казахский «Астана Балет» с постановкой «Сакральные танцы» и китайский Шанхайский балет с произведением «Лили». Российские театры также предлагают свежие прочтения классических сюжетов: Мариинский театр представил новую версию «Коппелии», а Театр Республики Коми — оригинальную трактовку «Кармен-сюиты».
Программа мероприятий включает специальную церемонию памяти Юрия Григоровича, чьи постановки остаются важнейшими ориентирами для современных артистов.
2025 год стал переломным для «Бенуа де ла Данс». Уход Григоровича — конец эпохи, но фестиваль доказывает: балет вне политики и границ. География номинантов (от Кейптауна до Шанхая) — лучший ответ на разобщенность мира. Как говорил основатель: «Приз существует, чтобы оценить свершения в многокрасочном мире танца».
«Бенуа де ла Данс» в 2025 — это мост между:
— Памятью (Григорович) и будущим (авангард из Африки и Азии);
— Ритуалом (статуэтка Устинова) и экспериментом (цифровые декорации),
— Большим театром как символом традиции — и миром, который приходит к его подмосткам
Купить билеты на премию можно на Афише:
Гала-концерт номинантов Приза Бенуа де ла Данс-2025 (17 июня)