Михаил Левитин компилирует интермедии и миниатюры Эрдмана со сценами из «Самоубийцы» и абсурдистскими баснями, чтобы рассказать о самом Эрдмане — веселом человеке невеселой эпохи, заплатившем за свой смех ссылками и лагерями.
Драматический |
16+ |
Михаил Левитин |
2 часа 30 минут, 1 антракт |
Театр Левитина очень не простой и, уж точно, далеко не для всех.
Поэтому могу сразу сказать, что если Вы никогда не были до этого в "Эрмитаже" (или были на чем-то общедоступном ("Ким-танго" или "Капнист"), то лучше сходить на что-то другое (например, на "Капниста" или "Ким-танго"). И потом еще на что-то.
Если Вы не знаете Эрдмана - ничего страшного, о нем расскажут все важное. Если хотите увидеть смешные комические интермедии и ваш интерес ограничивается этим - лучше не идите. А если не хотите видеть "очередной спектакль о сталинских временах" - то точно не идите.
Мы были на третьем официальном показе и, конечно, было на удивление много людей, не только не посвященных в театр Левитина, но вовсе не знавших, на что они пришли. И они мешали. Хорошо, что почти все они ушли после и во время 1 акта. Но все же лучше бы не приходили вовсе. Некоторые из них очень мешали.
Итак, Левитин очень непрост. И этот спектакль, как почти все у него, довольно неровный. Есть провальные места, есть великолепные. Провальные все равно как-то компенсируются замечательной, сильной игрой актеров. Левитин использует свои классические методы воздействия на публику: абсурд, переигрывание, неестественные голоса и позы, необычные ходы и всевозможные неожиданности.
Он, как всегда, вне времени и вне контекста сегодняшнего нашего театра, он сам по себе, но хорошо сознает, где находится - потому одновременно и несовременен, и актуален.
Спектакль и смешной, и трагичный, и умный, и местами ну совсем уж дурацкий. Но, конечно, социальная линия здесь преобладает. И потому осадок остается довольно тяжелый. "Самоубийца", стержнем проходящий через все действо, не даст Вам расслабиться и тем лучше усваивается, контрастируя со всем остальным весельем и куражом.
Но - главное - если Вы даже и не были никогда в "Эрмитаже", и вам в общем до фени Эрдман, но любите и хотите увидеть настоящий театр - который обрушивается на зрителя, заставляет его думать, сбивает его с ног, выворачивет наизнанку и оставляет в полной растерянности, cовершенно опустошает, а затем бережно вновь наполняет его, - а особенно если уже истосковались по такому театру, - то идите на этот спектакль непременно.
В своей речи перед началом спектакля Левитин обмолвился, что он сделан буквально из воздуха, что, пожалуй, лучше, нежели из окружающей действительности. Эту необыкновенно точную формулировку можно применить и к некоторым другим спектаклям Эрмитажа, поставленным по песням, стихам… Основой для сегодняшнего стало богатое творческое наследие автора безобразия (сталинский эпитет) Николая Эрдмана – пьесы, крамольные антисоветские басни, юмористические интермедии, в том числе для классических спектаклей Вахтанговского театра, отрывки из писем, написанных в ссылке. В череде уморительнейших эпизодов – каламбуров, перевоплощений, неожиданных сюрпризов, пародий, анекдотов и вечно актуальных политических острот – Левитин снова открывает зрителю глубокий смысл подлинно смешного: социальный, философский, психологический. Комические персонажи настолько выпукло-убедительны и обаятельны, что в них узнаёшь знакомых людей в привычных бытовых обстоятельствах, «маленькие радости» для публики, как всегда, трогательны в своей кажущейся простоте – тут вам и военный оркестр, и говорящая собачка, перепуганная повышенным вниманием зевак и сделавшая лужу в самый подходящий по сюжету момент. И, как всегда, в атмосферу самозабвенного, вдохновенного «дуракаваляния», исполненного с высоким мастерством пластики, мимики, интонаций, втягиваешься постепенно, угорая всё больше и больше (сакраментальное «Замкнутый круг!.. Тупик!..» я ещё долго буду с улыбкой вспоминать). Смысловой и минорный камертон спектакля – без него тоже никуда – один из моих любимых эрмитажных актёров Кулаков в роли «самоубийцы» Подсекальникова, в который уж раз доказавший отменную мощь своей творческой энергии. Чтобы запомниться раз и навсегда, ему достаточно и полминуты на сцене, чтобы возвысить карикатурного мелкого человечка Подсекальникова до масштабов духовно растущего трагического героя – хватает всего нескольких страстных монологов. Да не обидится юго-западная постановка «Самоубийцы», но в кулаковском мини-моноспектакле на порядок больше надрыва, глубины, проникновенности и совершенства в техническом построении внешнего рисунка роли. В итоге «Кто автор…» получился вещью серьёзной, повествующей о «разжалованном в массу человеке», о конфликте индивидуальности с интересами толпы, выражающими, в свою очередь, навязанные ей интересы власть имущих. Смотреть – приятно и интересно. В общем, смотреть – стоит.
21.02.2010
Комментировать рецензию
Спектакль стоило назвать - "Будь проклят автор этого безобразия". Неладное я заподозрил, когда актеры начали надевать свои шляпы на зрителей в начале первого действия. Такое ощущение, что режиссер прочел книжку "Как поставить спектакль для чайников". Самое странное, что он нашел актеров, которые готовы позориться на протяжение 3х часов.
Идеей спектакля было высмеять Сталина и Советский Союз. Но люди прожившие большую часть своей жизни в той стране, в большинстве своем не стали дожидаться антракта. Еще сложилось ощущение, что в зале сидели проплаченные хохотуны, но даже они замолкли во втором действии.
Не хочется никого обижать, но, возможно, возможно, замысел все-таки был и пронизывал полностью спектакль, но как метко сказано, он явно не для всех. Или просто манера подачи была не слишком выигрышна. Первый раз реализовала свое желание уйти в антракте. Начнем с того, что театр явно ждет ремонт. но этого ожидают многие театры. для тех, кто все-таки решится пойти на этот спектакль рекомендую ни за что не брать билеты в бельэтаж. многое не увидите, т.к. в начале действие гуляет по партеру. Даже дама пожилого возраста оказалась столь несдержанной, что просила посетителей посвистеть, что явно шло в разрез с ее претензией на интеллегентность. идея маленького человека, социализм с перекладыванием на классические произведения - мне этого не понять. Да и декорации не порадовали. Это явно не тот спектакль, который хочется посмотреть еще раз или показать родителям.
Под впечатлением от «Капниста» и не без воздействия предыдущих рецензий пошел на сей спектакль и был крайне разочарован. Главное и основное разочарование – драматический материал постановки. Трагедия маленького но гордого человечка в расцвет сталинского властвования, тем паче сдобренная «политизированной» антисталинской сатирой – тема банальна в современной реальности настолько, что уже давно пережевана, проглочена, пройден весь полагающийся желудочно-кишечный маршрут и пардон выка… э-э-э, процесс логически завершен под бурлящие воды унитаза. Добавьте сюда нередкие явно провальные мизансцены (одни только потуги «всеобщего хорового» пения интернационала - полный ужас), вычтите игру талантливой труппы и в сухом остатке получиться, увы, все чаще встречающийся в толковых театрах случай – драматический материал несопоставимо ниже уровня актерского дарования и опыта исполнителей. Это явный промах режиссера.