Ба лет |
Юрий Григорович |
2 часа 30 минут, 2 антракта |
Посмотрел балет "Корсар" в Государственном Кремлевском Дворце.
Как оказалось, балет там идет в сокращенной и адаптированной версии, но так даже занятнее получилось.
Либретто не читал, поэтому впечатления от сюжета были абсолютно свежими.
Следует понимать, что либретто составлено французскими авторами в 1855г. на основе поэмы Байрона 1814г. (поэму тоже не читал).
Внимание! Рецензия содержит спойлеры. Оценки автора предельно субъективны. Все совпадения условны.
Первое действие: воспитание чувств.
Действие происходит в каком-то портовом городе в Северной Африке (Тунис или Алжир), до колонизации французами. Шумит невольничий рынок.
Появляются корсары (т.е. пираты, а попросту бандиты). У них молодой Атаман и Зам.Атамана постарше.
Атаман видит Прекрасную девушку (дочь воспитанницу купца), натурально, возникает взаимное притяжение. (Которое долго протанцовывается на языке балета.)
Появляется местный эмир (или паша? или бей?) со свитой. Разумеется, эмир приценивается к девушкам (которые в танцах демонстрируют свои разнообразные достоинства). Разумеется, эмир кладет глаз на ту же Прекрасную девушку - вот и готов конфликт.
Эмир выдает аванс купцу, и тот должен доставить свою прекрасную воспитанницу во дворец. Тут ее (и самого купца и для массовости еще полрынка народу) похищают пираты и увозят к себе в базовый лагерь. Антракт.
Второе действие: мутная разборка в банде.
Действие происходит в базовом лагере банды. Танцы. Нарастает взаимное чувство между Атаманом и Прекрасной девушкой. Прекрасная девушка начинает чувствовать свое влияние на Атамана.
Невольницы (которых пираты прихватили с рынка, чтоб порожняком не кататься) сразу это влияние замечают и, в свою очередь, начинают жаловаться Прекрасной девушке на свое угнетенное положение и неясность жизненных перспектив. Девушка не находит ничего лучшего, как тут же (при всей банде!) потребовать от Атамана, чтобы он отпустил невольниц на волю (куда на волю-то? ну куда они пойдут и в каком статусе - в начале XIX в., в глухомани? сформируют женский батальон и будут грабить караваны? или попадут еще к кому-то в полон - а эти-то ребята чем были плохи? - тут явно логика сюжета недоработана). Представьте, Атаман настолько ослеплен нахлынувшим чувством, что невольниц отпускает (ну слегка покряхтев для порядка). Торжество аболиционизма.
Здесь немая сцена под названием "Позади он слышит ропот: Нас на бабу променял".
То есть вменяемые соратники, во главе с Зам.Атамана, внезапно понимают, что творится неладное. Им только что поломали бизнес на невольницах. И хуже того, Атаман явно не в себе.
Атаману, впрочем, сейчас не до соратников. На сцену выезжает Кровать, и Атаман с Прекрасной девушкой в танце исполняют Прелюдию. (Прекрасная девушка для такого случая даже переоделась из походных штанишек в шелковую комбинацию.)
Зам.Атамана подсылает к ним купца с кувшином вина, в которое добавлено снотворное. Атаман мертвецки засыпает. Прекрасную девушку пытаются зарезать, потом просто прогоняют вместе с купцом. В суматохе Зам.Атамана ранен ножом в руку.
Атаман просыпается, понимает, что проспал всё самое интересное, и всё вокруг себя крушит. Антракт.
Третье действие: культурный шок.
Действие происходит во дворце эмира.
Эмир показан натуральным клоуном-старпером. Нет ни малейшего сомнения, что такой кадр в реальной арабской стране не смог бы дорваться ни до какой госвласти. Вероятно, намеренно сниженное комичное изображение эмира - это предусмотрительные происки французского империализма (балет вышел в 1856г., колонизация Туниса - 1881г.).
Многочисленные жены и невольницы долго танцуют. Эмир изображает клоунские ужимки.
Появляется купец, приводит и сдает по накладной Прекрасную девушку.
Появляется посольство с богатыми дарами (зрителю понятно, что это переодетые пираты, а дары - это Золотой запас пана Атамана).
Эмир любезно принимает гостей и - voila! - приглашает их посмотреть Крепостной балет.
Да-с, натуральный Крепостной балет, натуральные балерины в натуральных европейских пачках:
Сам погружен умом в зефирах и амурах,
Заставил весь Тунис дивиться их красе...
Гости в ауте. Я тоже. Забористая клюква, однако.
Гости приходят в себя, поднимают бунт, разгоняют охрану дворца. Атаман умыкает Прекрасную девушку (которая только что танцевала примой Крепостного балета, - так вот зачем она старичку-эмиру-то понадобилась!).
Ну что, это уже happy end? Да вот еще не совсем.
Атаман-то был не один, а с пацанами. Впереди всех рвался в бой, представьте, Зам.Атамана. Героизмом в бою искупал возникшие трения с боссом.
И вот Прекрасная девушка - ну что ей дурехе не помолчать - тут же жалуется на него Атаману, дескать, он-то ее и похитил/прогнал в ту самую Мрачную ночь. Зам в ответ: молчи, курица, да я за Атамана нашего горой. А она ему: а ручонку-то когда порезал, упырь? Тут, представьте, Атаман вынимает пистолет и ... убивает наповал Зама. Такая вот уголовная романтика.
После чего Атаман валит из города с Прекрасной девушкой и остальными членами банды. Занавес.
Идеальное шоу на 8 Марта.
Опубликовано: http://pieter-botha.livejournal.com/3689.html
танцовщицы в штанах мне не нравятся... вот в юбках или пачках - другое дело! олеся росланова, прима балерина кремлевского балета, танцевала медору и была просто божественна. особенно в пышной красной юбке и белых колготках (: танцевала реально очень хорошо. это было ее первое выступление как медора, отличный дебют. кстати я наконец-то увидел в балете тот танец одалистки, который вызывал дружный вздох "опять..." среди случайных зрителей во время 14-го международного конкурса балета месяц назад, когда его подряд танцевало несколько участниц. мне кажется тогдашние балетные няшки-конкурсантки танцевали его лучше, одалистки к сожалению не впечатлили, какие-то не очень явные антраша, да еще эти штаны. насчёт хореографии, я лично сомневаюсь что когда этот балет ставили в 19 веке танцовщик так крутил балерину прямо как жезл как в этой постановке, на трусы балерины мне опять удалось полюбоваться... костюмы были отличные, ну только штаны мне не нравятся. медора кстати переодевалась что-то наверное раз пять. в конце была какая-то немного странная картина с танцами кордебалета в пачках во дворце паши, не совсем понятно что это такое. танец цветов в саду? ммм, в соседнем комменте предполагают, что это придворный балет лол. но танцевали они здорово. канаты, которые огораживают яму музыкантов все же мешают немного обзору, может лучше второй ряд амфитеатра вместо первого, не уверен...